• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На форсайт-сессии обсудили перспективы взаимодействия партнерских школ с НИУ ВШЭ

В Учебном центре «Вороново» завершилась трехдневная форсайт-сессия для партнерских школ НИУ ВШЭ, организованная Центром взаимодействия с регионами Дирекции по стратегической работе с абитуриентами. В ней приняли участие более 80 педагогов и администраторов образования из разных регионов России — от Дальнего Востока и Сибири до Калининградской области. Вместе с экспертами Вышки они наметили пути дальнейшего сотрудничества школ и университета.

Университетский образовательный округ НИУ ВШЭ объединяет более 500 школ со всей России. Для их педагогов и управленцев ежегодно проводится форум «Стань выше с Вышкой!», вебинары и другие мероприятия, открыта платформа круглогодичного обмена опытом. Есть и проекты для обучающихся — например, «Академия школьников».

На форсайт-сессии представители партнерских школ поделились опытом сотрудничества с НИУ ВШЭ и вместе с экспертами университета наметили новые направления взаимодействия (в этом и заключается смысл форсайта — определить возможные альтернативы развития и выбрать из них наиболее предпочтительные). Кроме того, сотрудники различных подразделений Вышки (факультетов, научных институтов, структур довузовского блока и др.) выступили с презентацией своих проектов, предназначенных для педагогов, детей и их родителей.

Марина Радченко

По мнению Марины Радченко, директора школы №1 имени Ю.А. Гагарина села Сарыг-Сеп, Республика Тыва, «проекты университета гармонично встраиваются в образовательный процесс школ и приносят хороший результат всем участникам сотрудничества». Педагоги из этой образовательной организации уже принимали участие в Летней школе, которую ежегодно проводит Центр взаимодействия с регионами, теперь же директор предложила организовать курс Академии школьников на территории лагеря в Сарыг-Сеп.

Антон Муромцев

«На форсайт-сессии мы познакомились со структурными подразделениями университета, узнали о новых проектах Вышки. Будем сотрудничать по таким направлениям, как профориентация школьников, экологическое просвещение, повышение мотивации педагогических коллективов, проведение олимпиад и конкурсов. Приятно было встретить коллег и друзей из других школ», — говорит Антон Муромцев, директор Центра образования имени И.А.Милютина, город Череповец.

Участники форсайт-сессии неоднократно отмечали, что сотрудничество с НИУ ВШЭ позитивно влияет на результаты работы их школ: растет успеваемость учеников, выпускники чаще поступают в ведущие вузы. Есть примеры, когда школы университетского округа становились площадками для проведения олимпиады «Высшая проба», устраивали встречи своих выпускников — студентов Вышки со старшеклассниками, делились с другими школами опытом взаимодействия с университетом.

Групповая работа на форсайт-сессии шла по трем направлениям: «Взаимодействие в рамках Университетского образовательного округа», «НИУ ВШЭ для педагогов и администраторов», «НИУ ВШЭ для школьников».

В числе разработанных предложений — цифровизация коммуникации университета с партнерскими школами, систематизация предложений НИУ ВШЭ для развития общего образования, организация площадок обмена опытом, программы по укреплению кадрового потенциала, командное преподавание, образовательный туризм и другое. Одна из школьных команд представила проект профориентационной платформы с использованием искусственного интеллекта для самостоятельного определения учащимся круга своих интересов.

Как считает профессор Школы дизайна Ульяна Аристова, выступившая в роли модератора секции «НИУ ВШЭ для школьников», в связи с изменениями в мире профессий выстраивается новая система профориентационной работы.

Ульяна Аристова

«Профориентация становится персонализированной, направленной на выявление склонностей, способностей и интересов каждого учащегося, на формирование его жизненных целей. Ресурсы вуза усиливают влияние и возможности школы, помогают ей погрузить учеников в разные сферы деятельности и помочь им в выборе оптимальной профессиональной траектории с учетом их интересов», — отмечает Ульяна Аристова.

Максим Маркин

По мнению старшего преподавателя факультета социальных наук Максима Маркина — модератора секции «Взаимодействие в рамках Университетского образовательного округа», форсайт-сессия позволила, с одной стороны, дать простор всем заинтересованным коллегам для формулирования своих потребностей, а с другой — «заземлить» обсуждаемые идеи, соотнести их с существующими ресурсными ограничениями. Результатом работы должны стать будущие реальные проекты университета и партнерских школ.

Елена Овакимян

На секции «НИУ ВШЭ для педагогов и администраторов» были предложены форматы взаимодействия между школами, входящими в Университетский образовательный округ, пути повышения мотивации учеников, а также программы профессионального развития учителей при участии Вышки. «Мы пришли к выводу, что ресурсы университета должны способствовать развитию общего образования, в том числе преодолению неравенства. Для этого необходимо изучать запросы школ и находить оптимальные варианты сотрудничества», — отметила модератор секции, аналитик Института образования НИУ ВШЭ Елена Овакимян.

Ирина Резанова, заместитель директора по стратегической работе с абитуриентами, директор Центра взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ

Ирина Резанова, заместитель директора по стратегической работе с абитуриентами, директор Центра взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ

Формат форсайт-сессии был для нас новым, однако выбор пал на него не случайно. Это хорошая возможность не только из первых уст узнать о проблемах, с которыми сталкиваются школы, и соотнести их с уже существующими у нас проектами, но и совместными усилиями найти решения — спроектировать новые направления взаимодействия.

Форсайт-сессия позволила нам лучше понять, что нужно сделать для поддержания высокого качества образования в партнерских школах, как упростить доступ к ресурсам Высшей школы экономики для педагогов, учеников и их родителей. Коллеги смогли обменяться опытом, расширить сеть профессиональных связей и выработать рекомендации для дальнейшего взаимодействия между школами и университетом.