• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

7 цифр о российском образовании


© iStock

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил сборник «Образование в цифрах». Он содержит данные, характеризующие текущее состояние и динамику развития общего, среднего профессионального и высшего образования в России. Приводим самые интересные цифры.

31,5 млн

человек учились в России по данным за 2016 год. Почти половину из них (15,2 млн человек) составляли школьники, более 7,3 млн детей посещали организации дошкольного образования. На программах бакалавриата, специалитета и магистратуры учились 4,4 млн человек — кстати не все из них в вузах, поскольку магистерские программы есть и у некоторых научных организаций. А вот аспирантов в России — меньше 100 тыс. человек.

30%

взрослого населения (25-64 лет) имело в 2016 году высшее образование. Этот показатель сопоставим с ведущими странами Запада. Так, в США и Великобритании высшее образование имеют 35-36% взрослого населения, в Канаде и Швеции — около 31%, в Германии — около 28%.

57%

профессорско-преподавательского состава в вузах — женщины. Их доля в России намного выше, чем в развитых странах, где женщины составляют менее половины (а порой и около трети) вузовских преподавателей. О том, что российское высшее образование — «женское», свидетельствует и другая цифра: 339 из каждой 1000 взрослых российских женщин имеют вузовский диплом, у мужчин этот показатель — лишь 264 из 1000.

1,9 млн

человек обучались в 2016/17 году на заочных программах высшего образования. Их количество и доля среди всех студентов существенно сократились за последние годы. Пик заочного обучения пришелся на начало 2010/11 учебного года, когда заочников (3,7 млн человек) было даже больше, чем очных студентов (3,1 млн).

79%

профессорско-преподавательского состава частных организаций имели в 2016/17 году ученую степень доктора или кандидата наук (при расчетах не учитывались внешние совместители). Примечательно, что в государственных и муниципальных организациях доля высококвалифицированных преподавателей ниже — около 73%. Зато в них больше молодых, в возрасте до 30 лет — 7,1% против 4,4%.

4,1%

составила доля иностранных студентов, получавших среднее профессиональное образование (по программам специалиста среднего звена) и высшее образование в России в 2016 году. В абсолютном выражении это почти 280 тыс. человек, что, например, больше, чем в Германии и Франции. Что касается обратного потока, то больше всего россиян училось в Германии (10 тыс. человек), США (5,2 тыс.) и Великобритании (4,1 тыс.).

461 тыс.

человек были приняты в 2016 году на программы высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура) по специальностям, относящимся к наукам об обществе. Будущие экономисты, юристы, социологи, политологи суммарно по-прежнему составляют самую большую группу студентов. Инженерным и техническим наукам обучались 350 тыс. человек.

Кстати, в перечне 25 профессий будущего, к которым готовит Вышка, также большинство специальностей относится к наукам об обществе, но они уже являются мульти- и междисциплинарными. Такой новой специальности, например, обучают на магистерской программе ИСИЭЗ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций».

Полная версия статистического сборника ИСИЭЗ доступна на сайте института.

Вам также может быть интересно:

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.