• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

7 цифр о российском образовании


© iStock

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил сборник «Образование в цифрах». Он содержит данные, характеризующие текущее состояние и динамику развития общего, среднего профессионального и высшего образования в России. Приводим самые интересные цифры.

31,5 млн

человек учились в России по данным за 2016 год. Почти половину из них (15,2 млн человек) составляли школьники, более 7,3 млн детей посещали организации дошкольного образования. На программах бакалавриата, специалитета и магистратуры учились 4,4 млн человек — кстати не все из них в вузах, поскольку магистерские программы есть и у некоторых научных организаций. А вот аспирантов в России — меньше 100 тыс. человек.

30%

взрослого населения (25-64 лет) имело в 2016 году высшее образование. Этот показатель сопоставим с ведущими странами Запада. Так, в США и Великобритании высшее образование имеют 35-36% взрослого населения, в Канаде и Швеции — около 31%, в Германии — около 28%.

57%

профессорско-преподавательского состава в вузах — женщины. Их доля в России намного выше, чем в развитых странах, где женщины составляют менее половины (а порой и около трети) вузовских преподавателей. О том, что российское высшее образование — «женское», свидетельствует и другая цифра: 339 из каждой 1000 взрослых российских женщин имеют вузовский диплом, у мужчин этот показатель — лишь 264 из 1000.

1,9 млн

человек обучались в 2016/17 году на заочных программах высшего образования. Их количество и доля среди всех студентов существенно сократились за последние годы. Пик заочного обучения пришелся на начало 2010/11 учебного года, когда заочников (3,7 млн человек) было даже больше, чем очных студентов (3,1 млн).

79%

профессорско-преподавательского состава частных организаций имели в 2016/17 году ученую степень доктора или кандидата наук (при расчетах не учитывались внешние совместители). Примечательно, что в государственных и муниципальных организациях доля высококвалифицированных преподавателей ниже — около 73%. Зато в них больше молодых, в возрасте до 30 лет — 7,1% против 4,4%.

4,1%

составила доля иностранных студентов, получавших среднее профессиональное образование (по программам специалиста среднего звена) и высшее образование в России в 2016 году. В абсолютном выражении это почти 280 тыс. человек, что, например, больше, чем в Германии и Франции. Что касается обратного потока, то больше всего россиян училось в Германии (10 тыс. человек), США (5,2 тыс.) и Великобритании (4,1 тыс.).

461 тыс.

человек были приняты в 2016 году на программы высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура) по специальностям, относящимся к наукам об обществе. Будущие экономисты, юристы, социологи, политологи суммарно по-прежнему составляют самую большую группу студентов. Инженерным и техническим наукам обучались 350 тыс. человек.

Кстати, в перечне 25 профессий будущего, к которым готовит Вышка, также большинство специальностей относится к наукам об обществе, но они уже являются мульти- и междисциплинарными. Такой новой специальности, например, обучают на магистерской программе ИСИЭЗ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций».

Полная версия статистического сборника ИСИЭЗ доступна на сайте института.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».

Экосистема воспитания: уважение личности и самореализация через действие

Воспитание детей и молодежи — сложная задача, особенно в Москве, динамичном современном мегаполисе. Для ее успешного решения необходимы нешаблонные подходы, уважение педагогов и родителей к личности школьников и студентов. Важна также и готовность взрослых воспитывать личным примером. Эту тему обсудили на Московском урбанистическом форуме, в дискуссии принял участие ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.