• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

7 цифр о российском образовании


© iStock

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил сборник «Образование в цифрах». Он содержит данные, характеризующие текущее состояние и динамику развития общего, среднего профессионального и высшего образования в России. Приводим самые интересные цифры.

31,5 млн

человек учились в России по данным за 2016 год. Почти половину из них (15,2 млн человек) составляли школьники, более 7,3 млн детей посещали организации дошкольного образования. На программах бакалавриата, специалитета и магистратуры учились 4,4 млн человек — кстати не все из них в вузах, поскольку магистерские программы есть и у некоторых научных организаций. А вот аспирантов в России — меньше 100 тыс. человек.

30%

взрослого населения (25-64 лет) имело в 2016 году высшее образование. Этот показатель сопоставим с ведущими странами Запада. Так, в США и Великобритании высшее образование имеют 35-36% взрослого населения, в Канаде и Швеции — около 31%, в Германии — около 28%.

57%

профессорско-преподавательского состава в вузах — женщины. Их доля в России намного выше, чем в развитых странах, где женщины составляют менее половины (а порой и около трети) вузовских преподавателей. О том, что российское высшее образование — «женское», свидетельствует и другая цифра: 339 из каждой 1000 взрослых российских женщин имеют вузовский диплом, у мужчин этот показатель — лишь 264 из 1000.

1,9 млн

человек обучались в 2016/17 году на заочных программах высшего образования. Их количество и доля среди всех студентов существенно сократились за последние годы. Пик заочного обучения пришелся на начало 2010/11 учебного года, когда заочников (3,7 млн человек) было даже больше, чем очных студентов (3,1 млн).

79%

профессорско-преподавательского состава частных организаций имели в 2016/17 году ученую степень доктора или кандидата наук (при расчетах не учитывались внешние совместители). Примечательно, что в государственных и муниципальных организациях доля высококвалифицированных преподавателей ниже — около 73%. Зато в них больше молодых, в возрасте до 30 лет — 7,1% против 4,4%.

4,1%

составила доля иностранных студентов, получавших среднее профессиональное образование (по программам специалиста среднего звена) и высшее образование в России в 2016 году. В абсолютном выражении это почти 280 тыс. человек, что, например, больше, чем в Германии и Франции. Что касается обратного потока, то больше всего россиян училось в Германии (10 тыс. человек), США (5,2 тыс.) и Великобритании (4,1 тыс.).

461 тыс.

человек были приняты в 2016 году на программы высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура) по специальностям, относящимся к наукам об обществе. Будущие экономисты, юристы, социологи, политологи суммарно по-прежнему составляют самую большую группу студентов. Инженерным и техническим наукам обучались 350 тыс. человек.

Кстати, в перечне 25 профессий будущего, к которым готовит Вышка, также большинство специальностей относится к наукам об обществе, но они уже являются мульти- и междисциплинарными. Такой новой специальности, например, обучают на магистерской программе ИСИЭЗ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций».

Полная версия статистического сборника ИСИЭЗ доступна на сайте института.

Вам также может быть интересно:

Институт образования ВШЭ получил право номинировать проекты на крупнейшую премию в области образования

Институт образования НИУ ВШЭ получил право номинировать проекты на крупнейшую ежегодную премию в области образования — YidanPrize 2019. Ее размер почти в четыре раза превосходит Нобелевскую премию — по 3,87 миллиона долларов в двух категориях: исследования и развитие образования.

«Быстрое освоение цифровых инструментов должно быть основной задачей для всей высшей школы»

4 июля прошла встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями российских вузов. На ней выступал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говоривший о цифровой революции в образовании, проблемах аспирантуры и представительстве российских ученых в отдельных отраслях мировой науки. Стенограмма встречи — на сайте Правительства РФ.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.

Образование должно стать основным инструментом преодоления бедности

Сегодня российские школы и профессиональные колледжи не сглаживают социальное неравенство, а в ряде случаев, напротив, его усугубляют. Как изменить систему образования, чтобы ученики из бедных семей добивались в жизни успеха, обсудили 19 июня участники заключительного семинара Института образования НИУ ВШЭ.

Семьи и частные инвесторы готовы вкладывать деньги в образование

Однако потенциал домохозяйств и бизнеса в нашей стране не используется в полной мере. Почему так происходит, обсудили участники панельной сессии «Будущее экономики: образование как сфера инвестиций», состоявшейся 25 мая на Петербургском международном экономическом форуме.

Механизмы государственно-частного партнерства в образовании нуждаются в доработке

Для строительства школ и создания в них современной информационно-образовательной инфраструктуры необходимо привлекать частные инвестиции. К такому выводу пришли участники «завтрака губернаторов», на котором обсуждалось развитие социальной инфраструктуры регионов. Дискуссия прошла 24 мая на Петербургском международном экономическом форуме.

«Основной приоритет — это разработка высококлассных программ профессионального развития для учителей»

На Апрельской конференции был представлен экспертный доклад «12 решений для нового образования», подготовленный Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. Международные эксперты в области образования профессор Мартин Карной и профессор Томмазо Агасисти рассказали  новостной службе ВШЭ, как они оценивают основные положения доклада.

«Элиты должны учить детей для жизни в России»

В интервью «Московскому комсомольцу» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о главных проблемах российского образования и возможных способах их решения.

Образование — один из секторов экономики, в котором Москва предложила собственный стандарт

В рамках XIX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ прошла встреча в формате диалога между мэром Москвы Сергеем Собяниным и ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Они обсудили главные темы, касающиеся жизни крупнейшей городской агломерации страны.

Из предложенных решений по модернизации образования выбраны прорывные

11 апреля состоялось главное в образовательном блоке XIX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ событие — презентация и обсуждение экспертного доклада «12 решений для нового образования», подготовленного Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок.