• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Такси и доставка: как платформенная экономика изменила рынок труда

Такси и доставка: как платформенная экономика изменила рынок труда

© iStock

Сегодня платформы стали ключевым элементом инфраструктуры рынка труда, выполняя функцию по мэтчингу спроса и предложения, предоставляя удобную площадку для поиска занятости, клиентов, заказчиков. Эксперты ВШЭ изучили возможности сочетания гибкости платформенной занятости и социальных гарантий традиционной наемной работы и представили доклад «Платформенная занятость: определение и регулирование».

Доклад «Платформенная занятость: определение и регулирование» подготовлен авторским коллективом, под руководством заместителя директора Института социальной политики НИУ ВШЭ (ИСП) Оксаны Синявской в рамках деятельности научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». Презентация исследования состоялась в пресс-центре МИА «Россия сегодня» 26 мая.

Оксана Синявская
© Оксана Синявская / Facebook

Платформенная занятость динамично развивается во многих странах благодаря ее гибкости. Онлайн-системы позволяют состыковать интересы заказчика конкретной работы и ее исполнителя, предоставляет работникам удобный формат, способный стать для них основным и дополнительным видом занятости. По оценкам Международной организации труда, общее число платформ выросло в 2010-2020  гг.  почти в 5,5 раза, со 142 до 777, 49% из них действуют в сфере доставки, 36% являются вебплатформами (для выполнения работ онлайн: фрилансеры, программисты и др.), около 14% — такси.

Масштаб платформенной занятости можно установить лишь ориентировочно из-за ее недостаточного статистического охвата и различий в расчетах. В частности, в США она охватывает, по разным оценкам от 5 до 15% занятых, подавляющее большинство которых работают на платформах по несколько дней или даже часов в месяц. Наибольший уровень платформенной занятости в Европе, по данным исследований отмечается в Испании и составляет от 18 до 27% (последняя оценка представляется завышенной). Наибольший абсолютный масштаб платформенной занятости отмечается в Китае, где по некоторым данным в ней участвуют около 15% работников.

Установить уровень платформенной занятости в России сложно из-за значительного теневого сегмента. Некоторые исследователи отталкиваются от численности самозанятых, но не все они связаны с платформами.   Ее будущая динамика оценивается от 6-8 до 15 млн чел. к 2030 г. 

Несмотря на отсутствие точных данных о масштабах нового сегмента экономики, можно говорить о его кратном росте по численности вовлеченного населения и по денежному обороту за последнее десятилетие.

Платформы стали ключевым элементом инфраструктуры рынка труда, выполняя функцию по мэтчингу спроса и предложения и оказывая работникам услугу, предоставляя удобную площадку для поиска занятости, клиентов, заказчиков.

Занятость через платформы  становится инструментом получения дохода на эпизодической или регулярной основе, ее развитие увеличивает гибкость рынка труда и расширяет возможности поиска дополнительной занятости, содействует росту благосостояния населения. Низкие барьеры на вход, свобода в выборе рабочего графика и возможность дистанционного предоставления услуг делают платформенную занятость привлекательной для маломобильных и уязвимых категорий: молодежи без опыта работы, лиц предпенсионного и пенсионного возрастов и с ограниченными возможностями здоровья, матерей с детьми.

В определенных ситуациях платформенная занятость позволяет вывести доходы из тени и создает источник дополнительных налоговых поступлений

Гибкость платформенной занятости в определенных условиях, особенно когда она становится ключевым источником дохода, создает риск прекаризации части рабочей силы, ее перехода к нерегулярному труду, потере социальных и трудовых прав и занижению заработков. Отсутствие минимальных гарантий оплаты труда, компенсации вынужденного простоя и временной нетрудоспособности по болезни, может увеличивать сегмент низкооплачиваемой занятости или провоцировать избыточно интенсивную занятость, чреватую переутомлением и рисками для здоровья, поясняет Оксана Синявская.

Пандемия COVID-19 обострила вопросы социальной защиты работников. Несмотря на рост спроса на услуги доставки товаров на дом во всех странах мира, по некоторым оценкам, в период введения карантинных ограничений до половины платформенных работников лишились занятости, а две трети оставшихся столкнулись с существенным снижением дохода. Сложившаяся ситуация подчеркнула уязвимость этой категории занятых в условиях экономических шоков.

Работа через платформы — новая форма занятости, не вписывающаяся в традиционные рамки. В платформенной экономике можно выделить два типа занятых: сотрудников, имеющих традиционные трудовые отношения с платформой (работники, обеспечивающие ее деятельность) и исполнителей, занятость которых медиируется платформой. В отдельных случаях традиционные формы занятости используются и для найма исполнителей. Однако традиционный формат платформенной экономики не является универсальным. Он создает существенную дополнительную административную и налоговую нагрузку на платформы и повышает риски нерентабельности их деятельности. Часто он не соответствует архитектуре платформенной экономики и запросу самих исполнителей на более гибкую занятость с возможностью самостоятельно участвовать в формировании нагрузки и графика работы.

© iStock

Показательно, что занятые на платформах чаще создают собственные объединения, а не включаются в существующие, что говорит о наличии у них специфического запроса на защиту прав. Действующие профсоюзы, хотя и пытаются включить в свой состав занятых в платформенной экономике или помогают им в отстаивании прав, все же не могут представлять их интересы. Это отражает характер их занятости и отчасти самоидентификацию работников платформенной экономики, по-видимому, не всегда желающих идентифицировать себя с наемной работой.

Регулирование платформенной занятости пока не установлено. Большинство стран мира ищут решения по ее включению в сложившуюся систему экономических и социальных отношений. Есть отдельные случаи введения в национальное законодательство новых форм трудовых отношений и трудовой деятельности, в большей степени соответствующих формату платформенной экономики, но они лишь подчеркивают необходимость разработки адекватного законодательства для этого сектора занятости.

Единый подход к включению работающих через платформы людей в систему социальных гарантий также отсутствует. Государства ищут баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью

Поспешные попытки регулирования новой формы занятости чреваты негативными последствиями для экономики и рынка труда в целом. «Стремление вписать платформы в прокрустово ложе традиционного трудового права может разрушить сложившуюся экосистему и нивелировать преимущества платформ для клиентов и исполнителей. Такой подход создаст угрозу устойчивости платформенной экономики, повысит издержки и снизит доходность ее деятельности и вытолкнет из этого сегмента часть операторов», — отмечают авторы. Подобные действия вынудят часть занятых перейти (или вернуться) в теневой сектор экономики, выведет с легального рынка труда часть работников платформенной занятости, прежде всего наиболее уязвимые группы, что приведет к снижению доходов населения и налоговых выплат.

В наиболее развитых европейских странах намечается траектория «обеспечение минимальных гарантий при минимальном вмешательстве в механику платформенной экономики» — то есть защита базовых прав работников при сохранении пространства для инновационного экономического развития.

В России сейчас существуют два варианта легального оформления взаимодействия с платформами: индивидуальное предпринимательство (ИП) и самозанятые. Альтернатива — незарегистрированная (теневая) занятость, оставляющая исполнителей и клиентов вне правового поля. Пока к оптимальному решению ближе всего самозанятость, преимуществом которой выступает легальный юридический статус, упрощенный налоговый режим (налог на профессиональный доход) и простая процедура регистрации. Но отсутствие в ней минимальных социальных гарантий может стать в будущем источником новых социальных рисков.

Стремление урегулировать новый вариант гибкой занятости через распространение на нее традиционных социальных гарантий с соответствующим объемом платежей нанесет серьезный урон платформенной экономике и создаст реальную угрозу ее существованию.

По мнению Оксаны Синявской, легкость ухода в тень и ограниченность социальных гарантий, в частности относительно небольшая разница между социальной и страховой пенсией, вряд ли может мотивировать платформенных работников на легализацию их занятости в случае повышения издержек.

Опыт европейских стран показывает, что повышение социальных гарантий для занятых в платформенной экономике должно исходить из принципа добровольности страхования. Его можно расширять в секторах, где отмечается большая готовность операторов платформ и самозанятых платить взносы в страховую и пенсионную систему. Важным элементом включения нового формата занятости в систему социальных гарантий могло бы стать мягкое регулирование и расширение возможностей добровольного страхования определенных рисков при сохранении статуса самозанятости. Социальный пакет следует в приоритетном порядке предоставлять сотрудникам, занятым на платформах полный рабочий день и имеющим единственное место работы.

Ознакомиться с докладом можно здесь.

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ рассказали о бюджетах времени на международной конференции в Токио

В ноябре эксперты Центра исследований бюджетов времени — междисциплинарного проекта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» — выступили с докладом на конференции Международной ассоциации исследований бюджетов времени (IATUR) в Токио. В конференции приняли участие ученые из 18 стран. В рамках мероприятия обсуждались вопросы, связанные со сбором и анализом данных о расходовании времени, а также гендерное неравенство и распределение времени между различными социально-демографическими группами.

Как повысить уровень благополучия детей и что на него влияет

5 октября 2023 года НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» совместно с Фондом Тимченко провел научно-практический семинар, посвященный развитию подходов к изучению и измерению детского благополучия. Участники обсудили разные подходы к изучению и измерению детского благополучия в междисциплинарной перспективе и рассмотрели практический опыт внедрения индекса детского благополучия в регионах России.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Ученые Вышки помогают раскрывать человеческий потенциал

Совет по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня одобрил работу НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», координатором которого выступает НИУ ВШЭ. За 2022 год и первый квартал 2023 года ученые НЦМУ почти вдвое превысили план по статьям в журналах первого и второго квартилей, в работе центра приняли участие более 270 ведущих российских и зарубежных ученых, а результаты исследований востребованы крупнейшими компаниями.

Иностранный язык против деменции: как когнитивные резервы могут задержать наступление болезни

Деменция как одна из масштабных форм ослабления мозговой деятельности поддается профилактике. По мнению профессора Джубина Абуталеби из итальянского Университета Вита-Салюте Сан-Рафаэле и Норвежского Арктического университета (Университета Тромсё), самый простой рецепт после 60 лет — учить и практиковать иностранные языки. И чем больше языков, тем качественнее результат. На XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции он представил доклад «Профилактика деменции с помощью билингвизма».

«Наша задача — интегрировать результаты исследований в жизнь каждого человека»

10 апреля в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре состоялось открытие выставки «Антропологический и нейрокогнитивный кластеры — среда для прорывных научных исследований». Посетить экспозицию, организатором которой стал НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», можно до 14 апреля.

НЦМУ представил результаты Международному наблюдательному совету

Созданный в 2020 году Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», координатором которого является НИУ ВШЭ, провел заседание Международного наблюдательного совета и представил результаты работы за 2020–2022 годы и планы на 2023–2025 годы, среди которых фундаментальные и прикладные исследования в области развития человеческого потенциала, создание уникальных эмпирических баз данных для разработки доказательной социальной и экономической политики, внедрение цифровых подходов в гуманитарные и социальные науки.

Креативный класс России: портрет в цифрах

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» опубликовал спецвыпуск научного дайджеста. В нем представлены результаты количественного анализа креативного класса России — лиц, занятых в профессиях, связанных с творческой и интеллектуальной деятельностью. Исследование выполнено сотрудниками Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.

В НИУ ВШЭ начала работу кафедра ЮНЕСКО по исследованиям будущего

К Глобальной сети кафедр исследований будущего ЮНЕСКО (UNESCO Futures Literacy Chairs) в 2022 году присоединилась кафедра Высшей школы экономики. Она создана на базе Международного научно-образовательного форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках деятельности НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». Об истории создания кафедры по исследованиям будущего, целях и задачах подразделения новостной службе портала рассказал ее заведующий Александр Соколов, директор Форсайт-центра, заместитель директора ИСИЭЗ, ординарный профессор НИУ ВШЭ.

«Приоритет исследований человеческого потенциала — разработка национальной модели социальной устойчивости»

Работа научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» — консорциума в составе НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МГИМО МИД России и Института этнологии и антропологии РАН в 2021 году заслужила высокую оценку РАН. Об интеграции в международные исследования по активному долголетию, об уникальном проекте по созданию базы данных по трендам развития человеческого потенциала, исследовании эффектов цифровизации, а также о приоритетах деятельности НЦМУ на будущее HSE Daily рассказала инициатор создания НЦМУ проректор ВШЭ Лилия Овчарова.