• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Думать, а не зубрить учебники»

В этом году более 700 победителей и призеров Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» стали студентами ВШЭ. Об участии в олимпиаде и первых месяцах учебы рассказывает студент 1 курса факультета прикладной политологии Константин Щербинин.

— Константин, чем запомнились прошедшие месяцы учебы? Каковы первые впечатления от университета, преподавателей, однокурсников?

— Самое первое впечатление о Вышке я получил еще до начала обучения, когда в июле мне позвонил заместитель декана факультета прикладной политологии Михаил Григорьевич Миронюк, и сообщил, что меня ждут на факультете как победителя Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» по истории. Честно, я был польщен и удивлен этим звонком. Через пару дней привез аттестат в приемную комиссию и, практически не сомневаясь, выбрал факультет прикладной политологии. О чем сейчас не жалею, хотя иногда возникает такое чувство, что жизнь проходит под ницшеанским девизом: «Что меня не убивает, то делает сильнее».

— Что ты имеешь в виду?

— На лекциях дают большой объем информации, много письменных домашних заданий, в конце модуля и особенно на зачетной неделе спал очень мало. Ребята, с которыми я общаюсь в общежитии, говорят, это нормальная ситуация для первокурсника любого факультета. Но, несмотря на хронический недосып, пока мне нравится учиться. Меня радует, что большая часть заданий, которые мы выполняем, направлены на то, чтобы заставить нас думать, изучать разные источники (данные соцопросов, газетные и журнальные статьи, официальные аналитические отчеты), а не зубрить учебники. Именно так я и представлял себе обучение политолога — много информации, разнообразие источников, а ты должен научиться видеть главное, делать собственные выводы. Хотя пока с выводами сложно, особенно по насущным политическим вопросам, но я уверен, что через некоторое время я смогу достаточно профессионально их оценивать.

Общаюсь я не только с однокурсниками, но и с теми, с кем участвовал в олимпиаде, а также с ребятами старших курсов, с которыми познакомился на летней гуманитарной школе ВШЭ.

— Как ты попал в число участников этой школы?

— Я учился в экономико-правом лицее Кирова, который сотрудничает с ВШЭ, и наши учителя постоянно нам что-то рассказывали о Вышке, в том числе о школах для школьников. В конце 10 класса мой преподаватель по истории предложил мне заполнить заявку на летнюю школу ВШЭ для школьников, что я и сделал. В итоге меня отобрали, и я провел одну неделю августа в Подмосковье в компании сотни ребят из разных городов и регионов России. Кстати, рассказы моих вожатых и преподавателей о факультете прикладной политологии, в частности Андрея Гречко и Ольги Валентиновны Афанасьевой, сыграли значительную роль в том, что я выбрал именно этот факультет.

Несмотря на хронический недосып, пока мне нравится учиться. Меня радует, что большая часть заданий, которые мы выполняем, направлены на то, чтобы заставить нас думать, изучать разные источники (данные соцопросов, газетные и журнальные статьи, официальные аналитические отчеты), а не зубрить учебники.

— Расскажи, пожалуйста, подробнее о своем участии в Межрегиональной олимпиаде по истории «Высшая проба». Это была твоя первая олимпиада?

— В олимпиадах по истории я начал участвовать еще в пятом классе. Сначала это были школьные и городские олимпиады, в 10 классе принимал участие в Межрегиональной олимпиаде по истории «Татищев», которая проводилась Уральским федеральным университетом при участии ВШЭ. В 11 классе был в числе победителей нескольких вузовских олимпиад, в том числе олимпиады «Высшая проба».

— Ты как-то специально готовился к олимпиаде?

— За неделю до олимпиады я устроил себе марафон по истории России, прочитал около двух тысяч страниц из разных пособий, учебников и материалов по историографии, смотрел тексты Соловьева, Ключевского, Карамзина. Я старался не только освежить в памяти даты и имена, но и выстроить логику ответов в соответствии с критериями, которые ценятся на олимпиадах. Мне кажется, наивысшие баллы получают те, кто кроме знания фактического материала демонстрируют умение работать с информацией, грамотно аргументируют свою точку зрения, привлекая различные источники.

— На твой взгляд, отличается ли олимпиада «Высшая проба» от других интеллектуальных состязаний по истории?

— Заключительный этап олимпиады ВШЭ по истории состоит из трех заданий, в двух из них необходимо дать развернутые ответы, а в третьем — написать эссе, причем на все ответы дается 90 минут. На мой взгляд, необходимость написать развернутые ответы за столь короткое время — одно из самых интересных отличий олимпиады ВШЭ. Здесь, чем быстрее ты соображаешь, тем лучше. И, в конечном счете, так честнее — за это время не успеешь списать.

--------------------------

Регистрация на олимпиаду «Высшая проба» продлится до 10 декабря включительно.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Тыж программист»: в пяти городах прошел финал командной олимпиады «Высшая проба»

В Москве, Липецке, Ижевске, Самаре и Челябинске состоялся заключительный этап «Высшей пробы» для учеников 7-10 классов. В нем приняли участие 238 команд.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

3169

человек стали дипломантами олимпиады «Высшая проба» в 2019 году.

В Москве наградили лучших студентов олимпиады «Я — профессионал»

106 золотых медалей вручили на торжественной церемонии награждения олимпиады «Я — профессионал», которая состоялась 2 апреля в московском Центре международной торговли.

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

НИУ ВШЭ — лидер по числу дипломантов олимпиады «Я – профессионал»

26 марта подведены итоги второго сезона студенческой олимпиады «Я — профессионал», одним из вузов-организаторов которой является Высшая школа экономики. За два года олимпиада стала настоящим социальным лифтом для мотивированных студентов, площадкой для взаимодействия системы образования и работодателей.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

До завершения регистрации на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию осталось меньше недели

Регистрация совмещена с квалификационным этапом, на котором командам из учеников 7-10 классов предлагается продемонстрировать начальные навыки программирования. Основной этап пройдет 21 апреля 2019 года в Москве, Липецке, Самаре, а также в Челябинске — решение о его включении в список городов, принимающих участников олимпиады, было принято на днях.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.