• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Для нас это своего рода вызов»

В начале июня в Шанхае в рамках развития программы международного партнерства побывала официальная делегация ГУ-ВШЭ. О целях поездки и достигнутых договоренностях рассказывает руководитель делегации проректор ГУ-ВШЭ Андрей Клименко.

Андрей Витальевич, в прошлом году Шанхай уже посещала большая делегация из Вышки во главе с ректором Ярославом Кузьминовым. В чем заключалась особенность нынешнего визита?

— Основной целью было приближение к реальному сотрудничеству между Высшей школы экономики и Фуданьским университетом, одним из крупнейших в Китае, по нескольким ключевым направлениям: праву, экономике, государственному управлению, мировой экономике. Мы встречались с руководством соответствующих факультетов Фуданьского университета и обсуждали возможные пути взаимодействия. При этом нас в первую очередь интересовали возможности взаимного обмена преподавателями, сопровождающегося  обменом студентами, совместного проведения исследований.

Насколько далеко вам удалось продвинуться на этом пути?

— Принципиальные договоренности были достигнуты, теперь нужно приступать к их реализации — к формированию конкретных программ обмена и тематики лекционных курсов. По всей видимости, эти курсы, в рамках универсальных тем вроде макроэкономической теории, должны включать вопросы, связанные с социально-экономической ситуацией в России и Китае.

Почему партнерство между двумя университетами решено было ограничить всего четырьмя-пятью направлениями?

— Дело не в ограничениях, а в степени готовности и желании сотрудничать. Такое желание и готовность проявили декан факультета государственного и муниципального управления Алексей Барабашев и декан факультета права Евгений Салыгин, которые вместе со мной участвовали в переговорах. Наши экономисты хотя и не поехали в этот раз, но просили подробно выяснить интересы их китайских коллег, что мы и сделали.

Мы с китайскими коллегами исходили из такой логики: давайте наладим связи между конкретными факультетами по конкретной тематике, а общее соглашение между университетами мы всегда успеем подписать.

Сколько времени может понадобиться для запуска межфакультетского взаимодействия?

— Отчасти такие связи уже налажены, например, на факультете государственного и муниципального управления реализуется программа летних школ для наших студентов. Многое, конечно, будет зависеть от деканов, сотрудников факультетов, которые должны выходить на своих шанхайских коллег с конкретными предложениями по тематике курсов и другим формам сотрудничества, так что сейчас мяч на их стороне.

С какими организациями, помимо Фуданьского университета, вашей делегации удалось провести переговоры?

— Мы провели встречу с членами Консультационного комитета при правительстве Шанхая, которые  в конце июня приедут в Москву для изучения российского опыта государственного и муниципального управления и посетят Вышку, где пройдет обсуждение интересующей китайских коллег тематики.

У меня была также возможность выступить с докладом о реформе государственного управления в России на всекитайском семинаре «Изучение Европы и Азии на междисциплинарном фоне», организованным Институтом международных отношений и регионального развития Восточно-китайского университета «Хуадун Шифань» — еще одного нашего партнера в Шанхае.

Андрей Витальевич, почему вообще Вышка заинтересовалась партнерством с китайскими университетами? Ведь не секрет, что более привычно академические связи развивать с американскими и европейскими университетами.

— Для нас это своего рода вызов. Крупные китайские университеты, как Фуданьский, нацелены на сотрудничество с США и Европой, по большому счету минуя Россию. Они ориентируются на самые высокие стандарты качества образования и научных исследований, в массовом масштабе посылают своих молодых преподавателей для получения PhD в лучших университетах мира. Поэтому если нам удастся развить сотрудничество с ведущими университетами Китая, это будет означать объективное признание соответствия ВШЭ мировым стандартам. Вслед за этим можно рассчитывать на взаимовыгодный обмен студентами и аспирантами, расширение иных видов сотрудничества с нашим крупнейшим и важнейшим восточным соседом.

Но готовы ли будут российские студенты ехать на стажировку в Китай, а не, скажем, в Англию?

— Это, конечно, дело вкуса. Но, например, практика факультета государственного и муниципального управления показывает, что спрос на Китай есть — на летнюю школу, которую факультет проводит в Китае, студентов сейчас приходится отбирать по конкурсу, хотя, когда она только начиналась, желающих было мало. Нужно учитывать еще одно обстоятельство — экономические связи между нашими странами, скорее всего будут усиливаться, а вот специалистов по Китаю у нас по-прежнему явно не хватает.

Насколько заметно влияние особенностей политической системы и коммунистической идеологии на высшее образование в Китае?

— Образовательные программы в китайских университетах по организации и содержанию строятся в соответствии с западными стандартами. По крайней мере, наименования дисциплин вполне универсальны, без китайской специфики. Дипломы и ученые степени, полученные в США и Европе, считаются престижными. Наверное, нужно глубже познакомиться с содержанием образовательных программ, чтобы делать вывод о присутствии в них элементов коммунистической идеологии.

В целом КПК, безусловно, играет роль «руководящей и направляющей», осуществляет контроль над ключевыми отраслями экономики и ресурсами. Но при этом, насколько я понимаю, не режет курицу, которая несет яйца, не «крышует» поголовно весь частный бизнес. Эта прагматика, исторически присущая китайцам, позволяет до сих пор обеспечивать определенный баланс интересов, социально-политическую стабильность и стимулы к развитию. При поездках по Шанхаю вы не увидите традиционных коммунистических лозунгов, хотя в каждой государственной организации, в том числе на каждом факультете университета, есть партийный комитет.

В программе вашего визита, насколько мне известно, была весьма любопытная экскурсия в один из шанхайских музеев...

— Да, в конфуцианском храме нас познакомили с практикой приема на госслужбу, которая действовала в Китае на протяжении 1300 лет, до начала XX века. Претенденты на место чиновника сдавали довольно сложные экзамены, включавшие не только сочинение на определенную тему, но и владение оружием. Чтобы исключить при письменных экзаменах подлоги и списывание, претендентов изолировали на несколько дней, затем рукописи сочинений переписывались специальными переписчиками и уже в таком деперсонифицированном виде направлялись на проверку. Это исключало всякую возможность предварительной договоренности между кандидатом в чиновники и экзаменатором. Не менее строго боролись и со всякого рода «шпаргалками» — человека, пойманного на списывании, ждало наказание вплоть до телесного.

А какими вы увидели китайских студентов?

— Обращает на себя внимание их целеустремленность - все с книгами, ноутбуками, даже в кафе. Праздношатающихся по кампусу я не заметил. Вечером заняты все спортивные площадки. Кстати, сам кампус Фуданьского университета оставил очень приятное впечатление, причем, как меня уверяли китайские коллеги, жить в кампусе по карману почти каждому студенту — на доллар можно пообедать. Это означает, что учиться в университете могут представители самых разных слоев населения, а для Китая с его крайне неоднородным уровнем жизни это немаловажно.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Какое будущее ждет университеты

Что за пределами сферы образования определит развитие университетов через 15-20 лет? С кем они будут конкурировать? Как изменятся образовательные рынки? Будущее университетов обсудили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Встреча была организована журналом «Вопросы образования», в нем будут опубликованы основные тезисы.

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Почему университетам интересны рейтинги

Одной из заметных тем обсуждения на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ стали университетские рейтинги, которые оказывают все большее влияние на стратегию развития вузов и на государственную политику в сфере высшего образования.

Как избежать отчисления из университета

Каждый пятый студент в России выбывает из вуза. Ученые НИУ ВШЭ назвали десять основных причин такого отсева.

В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз

19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Пять научных фактов об университетах

20 октября в НИУ ВШЭ стартует один из наиболее важных форумов по развитию университетов — VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования (РАИВО). IQ.hse.ru подобрал пять самых ярких исследований о вузах с предыдущей конференции.

Почему Китай думает по-другому

За современным, модернизированным Китаем стоит совсем иной тип мышления, чем тот, к которому привыкли европейцы. О том, как понять Китай, на открытой лекции в Парке Горького рассказал руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.

Вышка в третий раз вошла в группу лидеров проекта 5-100

18–19 марта в Москве состоялось заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров. По итогам работы Совет рекомендовал Минобрнауки выделить 3 группы университетов и предоставить им субсидии на развитие на 2016 год. НИУ ВШЭ вошел в первую группу.

Члены ассоциации «Глобальные университеты» обсудили вопросы реформы высшего образования

17 марта в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов ассоциации «Глобальные университеты» с участием заместителей министра образования и науки РФ Александра Повалко и Александра Климова. Были подведены итоги ее двухлетней работы, обсуждались пути модернизации образовательных стандартов, развития инженерного образования и новой модели аспирантуры, а также привлечения иностранных студентов.

Стремление людей к высшему образованию остается конкурентным преимуществом России

3 марта во Всероссийском НИИ авиационных материалов (ВИАМ) ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил с лекцией, посвященной сценариям развития высшего образования в РФ. Лекция была организована в рамках цикла «Синклит в ВИАМ», когда перед сотрудниками института выступают известные ученые, управленцы и политики.