• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В новом здании Лицея НИУ ВШЭ дизайнеры создали «пространство уважения». Что это такое?

Этот учебный год лицейские направления «Математика, информатика и инженерия» и «Экономика и математика» начали в новом здании на Солянке 14А. Проект его обустройства был поручен Лаборатории школы дизайна ВШЭ. Что из этого получилось, рассказываем в нашем материале.

Москва унаследовала более полутора тысяч школ, построенных в прошлом веке. За это время изменились подходы к образованию, требования к учебному процессу со стороны всех его участников, а также материалы и технологии, используемые в строительстве. В каком здании хотят учиться и работать современные дети и учителя? Возможно ли при помощи одних только оформительских решений, не перестраивая здание, актуализировать школьное пространство? Как сделать приятный и функциональный интерьер в рамках небольшого бюджета?

С 2014 года Школа дизайна по заказу Департамента образования г. Москвы проводила исследование, чтобы ответить на эти вопросы. Результатом работы стала концепция модернизации школьной инфраструктуры. В зависимости от бюджета школы, было предложено 3 варианта реконструкции существующих зданий, которые позволят приблизить их к лучшим российским и зарубежным примерам. А прошедшим летом команда лаборатории совместно с Управлением материально-технического обеспечения (УМТО) ВШЭ и руководством лицея отремонтировали здание старой школы для лицеистов.

 

Наталья Логутова,

заместитель руководителя Школы дизайна

Для нас это был в какой-то степени пилотный проект. Обычно на этапе авторского надзора при выполнении внешних заказов для школ из-за особенностей процессов закупок мы оказываемся в ситуации, когда от нас уже мало что зависит. Здесь же мы обсуждали все особенности реализации проекта. Коллектив лицея, в том числе представители тех направлений, которые будут учиться в здании, четко формулировали свои задачи. Мы понимали, какого рода сценарий будет реализован в каждом помещении.

Здание, переданное лицею, — пример  школьной серии, которая была построена достаточно давно. С тех пор школа стихийно ремонтировалась и к моменту, когда мы туда зашли, была похожа на пеструю мозаику:  что-то было пригодно к дальнейшему использованию, что-то выглядело стандартно и уныло по-школьному, а что-то просто странно.

Начало проекта: расстановка приоритетов

В условиях ограниченного бюджета важно определить наиболее острую проблему и решать в первую очередь ее. Потому что если эту боль не удалить, все остальное будет восприниматься скорее как ненужное дополнение. Базовые потребности удовлетворены — тогда идем дальше.

Одной из наиболее острых школьных проблем оказалась не обстановка классных комнат, а отсутствие общественных пространств, где можно проводить свободное время. Урок подразумевает четкий и понятный сценарий, в котором удобство играет второстепенную роль. Хуже обстоят дела с возможностью провести свободное время — уединиться или наоборот поболтать, отдохнуть. В обычных школах даже предусмотрены места для таких рекреаций, но их редко используют по назначению. Чаще всего в зоне отдыха расположен какой-нибудь зимний сад, тщательно охраняемый от детей, чтобы кто-нибудь не дай бог не разбил цветочный горшок.

На мой взгляд, показатель того, что среда принята — количество фотографий в этом пространстве, которое дети публикуют в социальных сетях

Это значит, что оно им нравится, им здесь комфортно, они присвоили его себе. Именно такое пространство мы и хотели в итоге получить.

С детьми из лицея мне уже доводилось неоднократно взаимодействовать, в том числе в проектах, связанных с дизайном среды. Когда мы разрабатывали фирменный стиль лицея, нашим заказчиком выступали ученики одного из первых лицеистских наборов. За время своей достаточно долгой практики в дизайне я впервые увидела чуть ли не идеального заказчика, который способен, например, отделить коллективную идею от личной вкусовщины. Так что общее представление о том, в какой среде хотели бы жить лицеисты, у нас уже было. Мы видели проекты, которые ребята приводили в качестве удачных, и задача была с учетом ограничений данного здания сделать открытое свободное пространство, наполненное светом, в котором бы присутствовали  элементы стиля лицея — цвета и графика.

Для лицеистов на первом месте было создание психологического комфорта и уважения со стороны участников образовательного процесса. Социальный и психологический дискомфорт, который может проявляться из-за бытовых или эстетических неудобств, накладывает дополнительный отпечаток на работу. Конечно, это неудобство проходит фоном, речь не идет о постоянном физическом преодолении. Тем не менее, создание комфортной среды, которая была бы уважительна к потребностям учительского коллектива и учащихся, — это достаточно важная задача.

Стены

Большая часть стен в лицее — белая, это традиционно tabula rasa. На них может разместиться выставка или какой-то проект. Мы достаточно часто сталкивались с дискуссиями, например, о допустимости или недопустимости белых стен. В нашем представлении школьное пространство никогда не будет идеально чистым, как и любое пространство. А белые стены приучают следить за порядком и стараться не портить их. Здесь вступает в силу обратное движение — пространство уважает ваши интересы, и вы уважаете интересы пространства. Мне кажется, получилось помещение, которое можно полюбить и захотеть поддерживать его в хорошем состоянии. А естественные бытовые трещины и царапины — они видны на стенах любого цвета. Зато с точки зрения возможности проявить себя, все максимально сделано как экран, на котором можно транслировать любые креативные истории лицея.

Информационные щиты

Те элементы, которые не несут дополнительной смысловой нагрузки, например, информационные щиты, мы старались сделать абсолютно чистыми. У нас информационный щит — это белая доска, на которой нет надписи «Информация» и готовых карманов под А4. Это понятный интерфейс: если на нем появляется листок, значит, появилось что-то новое, если нет — там нет пустого кармана, который вопиет, что его надо чем-то заполнить. Все это поддерживает глобальную идею пространства, уважительного к интересам того, кто в нем живет.

Системы хранения

Лицей отличается от стандартной школы отсутствием закрепления кабинета за определенным классом.  Лицеисты часто меняют классы, в которых занимаются, поэтому хранение вещей в определенном месте не всегда актуально. Тем не менее, одной из наших задач было решить проблему с местами для хранения. Мы сделали максимальное количество мест с небольшими ящичками. Конечно, это не полноценные системы хранения. В стандартных школьных зданиях у нас нет возможности сделать шкафчики из фильмов про американские школы. Существующая архитектура не оставляет места для таких решений, но мы максимально приблизились к этому.

Приучение к фильтрации вещей — часть педагогического процесса. В дальнейшем это накладывает отпечаток и на то, как человек архивирует информацию и работает с файлами, хранит документы и в целом приспособлен к стандартам деловой корпоративной этики в отношении документации.

Возможно, неумение структурировать и отделять одно от другого кроется в том, что в детстве человек складывал вместе гуашь, яблочные огрызки, форму от физкультуры и старые кеды

Туалеты

Мне кажется, что у нас получились санузлы, которые минимально похожи на обычный школьный сортир. Это вышло за счет использования бело-графитовой цветовой гаммы, которая ассоциируется с более позитивными примерами.

Столовая

При проектировании столовой мы тоже учитывали сценарии, многократно проверенные на других проектах. Процесс потребления пищи разнится: кто-то приходит как в кафе — чтобы расслабиться, пообщаться и поесть, для кого-то это история про быстрый перекус у барной стойки. Наша задача была предусмотреть разные зоны, учитывая абсолютно разные потребности в уединении и учеников и учителей. Возможность сесть лицом к стене и обозначить, что это мое пространство и вот его границы — это тоже важно.

Место для уединения

Что касается проблемы уединения, ее решают пуфики и модульная мебель, которые легко переместить, чтобы сесть в сторонке или где-нибудь у окна. В рекреациях много посадочных мест, они разные по своей сути и, учитывая, что такие зоны есть еще и в столовой, — мне кажется, можно реализовать разные сценарии. Конечно, в мире существуют совершенно замечательные решения — будь то будки для уединения или акустические системы, создающие свое пространство. К сожалению, в рамках наших возможностей это абсолютно не реально. Но я думаю, что постепенно и такого рода решения будут появляться в бюджетном сегменте, а пока наша задача была предоставить хоть какую-то возможность осуществить свое желание тусоваться со всеми или, наоборот, уединиться где-нибудь в сторонке.

Мебель

Подбор мебели и ее цветовая палитра — это то, по поводу чего наши дизайнеры Наталья Немова, Вячеслав Московкин, Софья Пайманова и Роман Шестков практически не переживают.

Если выбирать из того, что средняя школа может себе купить, в большинстве своем представленная на рынке школьная мебель способна зарубить любой проект. Решения, которые подразумевают мобильность, возможность быстро перестроить сценарий обучения или что-то переоборудовать в течение урока — это не то, что массово доступно. Учитывая специфику закупок и финансовые ограничения, нужно потратить много времени, чтобы выбрать вариант, который максимально соответствует вашим представлениям и заставит вас отказаться от наименьшего количества желаний. Благодаря сотрудничеству с управлением материально-технического обеспечения ВШЭ нам удалось подобрать оптимальную мебель из доступных вариантов.

Итог

К сожалению, в таких ремонтных проектах, связанных со многими ограничениями, мы не можем применить что-то сверхъестественное, что заставит всех ахнуть. Тем не менее, текущий проект решает свою задачу: пространство понятное, узнаваемое, в нем трудно заблудиться — понятно, как оно устроено и где кого искать. И мне кажется, что там получились отличные рекреации, которые могут использоваться и в учебном процессе и как активные пространства для общения — модульная мебель позволяет объединяться в большие и маленькие группы.

В коворкингах можно делать уроки или работать над проектом, а можно сесть что-то обсудить или просто поболтать и отдохнуть — это помещения, которые подразумевают много сценариев использования.

А навигационные решения и графика, которые разрабатывали Анна Кошелева, Роман Вороновский и Елена Круцко: таблички на этажах и кабинетах, разделение потоков, цветовое кодирование в разных частях здания, базовые светлые стены с акцентными цветами — достаточно просты в трансляции и могут быть использованы и в других зданиях Вышки.

Фото: Школа дизайна НИУ ВШЭ и Михаил Дмитриев

Вам также может быть интересно:

Студенты Вышки поучаствуют в конкурсе по созданию патчей на бомберы adidas

В дизайн-конкурсе на создание серии из трех иллюстраций могут участвовать все студенты ВШЭ. Прием работ продлится до 22 мая. Проекты победителей будут реализованы в форме нашивок на куртках-бомберах adidas. Автор лучшей работы отправится в головной офис adidas в Германии.

На программе «Дизайн» открывается новый профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн»

В Школе дизайна ВШЭ открывается бакалаврский профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн». Это первая академическая программа в России, посвященная работе с музыкой, звуком и междисциплинарными формами искусства.

Лицей Вышки улучшил свои позиции в ежегодном рейтинге школ России RAEX

В этом году он занял первое место по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы страны. Исследование проводилось на основе данных о поступлении выпускников школ в 35 ведущих российских вузов. В топ-5 рейтинга попали также Бауманская инженерная школа № 1580, Школа № 1535, СУНЦ МГУ и СУНЦ НГУ. Год назад лицей вошел только в топ-10 этого рейтинга, заняв 6-е место.

1922

заявления поступило от абитуриентов, желающих учиться в 9-м классе Лицея НИУ ВШЭ, что на 25% больше, чем в прошлом году. Планируется набрать 300 человек на специализацию «Универсальная» и 25 человек на специализацию «Математика».

11 апреля — последний день подачи заявок на поступление на Футуритет (9-й класс Лицея)

Футуритет ВШЭ задуман как факультет будущего, которое каждый девятиклассник выстраивает самостоятельно. За год лицеист получает все необходимое, чтобы определиться с дальнейшим образованием.

Вышка во второй раз проведет фестиваль Telling Stories

17 и 18 мая в «Цифровом деловом пространстве» пройдет второй ежегодный фестиваль факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ — Telling Stories. Его участниками станут известные режиссеры, продюсеры, фотографы, кураторы международных проектов и авангардные дизайнеры.

3846

заявок на поступление в 10-й класс Лицея НИУ ВШЭ было принято от абитуриентов в 2019 году. Это на 7,4 % больше, чем в прошлом году.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Каким университет подходит к конференции: взгляд на Школу дизайна

20 марта состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. На ней будет рассмотрена программа развития университета и состоятся выборы нового состава Ученого совета. Предыдущая подобная конференция прошла пять лет назад, в 2014 году. Вышка с тех пор изменилась очень сильно. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета рассказать о главном, что произошло за это время в их сфере.

Каким университет подходит к конференции: взгляд на Лицей НИУ ВШЭ

20 марта в Высшей школе экономики состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. Один из пунктов ее повестки — программа развития университета. С момента предыдущей подобной конференции, которая прошла в 2014 году, университет сильно изменился. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета вспомнить, какие перемены произошли за это время в их сфере.