• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялось первое заседание Попечительского совета факультета социологии ГУ-ВШЭ

27 июня состоялось первое заседание Попечительского совета факультета социологии, в который вошли представители крупнейших российских компаний различного профиля. О задачах Попечительского совета рассказывает декан факультета Александр Чепуренко.

— Александр Юльевич, зачем факультету социологии нужен Попечительский совет?

— Можно было бы ответить очень просто: "Потому что у "больших" есть, и нам тоже хочется" (улыбается). На самом деле, тот факт, что у некоторых факультетов Вышки есть попечительские советы, послужил для наших размышлений только отправной точкой. Мы пришли к выводу, что нам нужна своего рода общественная экспертная площадка, на которой мы будем "обкатывать" некоторые документы, связанные с долгосрочным развитием факультета, с различного рода образовательными инновациями.

К этому нас подталкивает жизнь: переход на образовательные стандарты третьего поколения, который, мы надеемся, в обозримом будущем произойдет, предполагает активную роль представителей рынка труда, во-первых, в формировании перечня компетенций наших выпускников, и, во-вторых, в определении профессиональных сегментов, где они смогут найти себя. Поэтому, так или иначе, нам нужно общение с работодателями, и мы подумали, почему попечительский совет не может стать такой площадкой?

— Но ведь выпускники факультета не имеют проблем с трудоустройством?

— Да, мы довольны сегодняшним процессом и структурой трудоустройства, но мы беспокоимся о завтрашнем рынке труда. В настоящий момент подавляющее большинство наших студентов — порядка 80—85% — трудоустраиваются в сегмент маркетинговых исследований, отчасти — изучения общественного мнения, еще в меньшей степени — в сферу связей с общественностью. Эти сегменты сейчас активно растут. Но мы полагаем, что такой рост не будет бесконечным, и если мы будем ориентироваться только на них в подготовке студентов, то в среднесрочной перспективе могут возникнуть трудности.

На новые сегменты рынка, некоторые из которых активно начали формироваться, а некоторые, видимо, начнут формироваться через несколько лет, мы хотели бы уже сегодня нацелиться. И в этом смысле попечительский совет в том составе, в котором он сейчас сложился, будет нам полезен.

— Скажите, а в чем состоит интерес компаний? Зачем их представителям дополнительная, не связанная с бизнесом нагрузка — работа в Попечительском совете?

— С удовлетворением мы увидели, что активно откликнулись на наше предложение не только представители секторов, с которыми мы традиционно сотрудничаем (маркетинг, исследования общественного мнения), но и ряд промышленных корпораций, IT-компаний, которые демонстрируют бурный рост в сфере высоких технологий и, казалось бы, мало заинтересованы в социологах.

Дмитрий Шмерлинг
Дмитрий Шмерлинг
В ходе переговоров с представителями крупного российского бизнеса, ставшими теперь нашими попечителями, мы поняли, что ряд компаний начинают осознавать, что даже в области работы с персоналом, закрепления и развития человеческого потенциала компаний нужен некий более широкий взгляд на себя, свою миссию и окружающую среду. То есть они растут так быстро, что не успевают адаптировать свою управленческую философию и свои социальные сети к потребностям текущего роста, не говоря уже о росте будущем. Это означает, что им нужны люди, которые, обладая навыками системного мышления и пониманием совокупности всех социальных, а не только экономических, связей предприятия, готовы были бы работать в качестве поставщиков свежих идей. Т.е. нужны специалисты в том, что называется в современной социологической науке организационной экологией. Такого рода специалисты нужны и для подразделений, которые занимаются разработкой стратегии для компании, своего рода социальным проектированием окружающей бизнес-среды.

Поэтому многие крупные корпорации формируют собственные департаменты и службы стратегического анализа и прогноза, начинают понимать важность репутации и прочих нематериальных активов для успешности бизнеса и для капитализации компании. Для таких подразделений нужны социальные аналитики широкого профиля, которых мы стараемся готовить.

— Состав Попечительского совета факультета получился "звездный"…

Да, и это большая заслуга профессора Д.С. Шмерлинга, который организовал процесс переговоров и занимался поиском партнеров, и возглавляемого им студенческого бюро.

В составе Попечительского совета выделяются три группы компаний. Первая — это наши давние партнеры, которые регулярно обращаются к нам в поисках сотрудников, и где уже многие наши выпускники работают. Это такие компании, как "GfK-Русь", "Башкирова и партнеры", "Левада-центр"

Александр Демидов
Александр Демидов
Вторая группа — это быстро растущие IT-компании: "Евросеть", "Мегафон", "АФК-Система" и некоторые другие.

И третья группа — это компании и холдинги, составляющие костяк сегодняшней структуры российской экономики: "Базовый элемент", "Северсталь-групп", "Норильский Никель", "Евразхолдинг" и др.

Председателем Попечительского совета на первом его собрании избран генеральный директор Института маркетинговых исследований "GfK-Русь" Александр Демидов.

Фотографии Ивана Морякова

Вам также может быть интересно:

Андрей Россохин: «Наши амбиции — стать лидерами в бизнес-консультировании»

В конце июля в Высшей школе экономики состоялась встреча членов Попечительского совета магистерской программы «Психоанализ и психологическое бизнес-консультирование».