• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правильный психолог ушами не хлопает

Ольга Ковалева в 2008 году закончила магистратуру факультета психологии ГУ-ВШЭ. Сегодня она работает личным помощником крупного бизнесмена и планирует открыть свое дело.

— Как получилось, что ты поступила именно в Высшую школу экономики?

— В 2002 году я закончила муниципальную гимназию №2 в Красногорске. Наша школа сотрудничала с несколькими университетами, в том числе с Государственным университетом — Высшей школой экономики: мы приезжали на день открытых дверей и имели право сдавать экзамены до основного потока. Надо сказать, что поступала я сразу в несколько вузов: в Финансовую академию, в Академию им. Плеханова, в ГУ-ВШЭ, в МИГАиК и Пищевой (т.к. гимназия сотрудничала с этими вузами). В результате я поступила во все, но выбрала все же ГУ-ВШЭ.

Еще когда в девятом классе я приехала с мамой на День открытых дверей, первая фраза, которую я сказала, зайдя в главное здание на Мясницкой: "Я хочу учиться именно здесь!". Но потом меня стали запугивать, что в Вышку сложно поступить без дорогостоящих репетиторов, я отложила мечту "в долгий ящик" и стала готовиться и в другие вузы. И уже после одиннадцатого класса сдавала экзамены в ГУ-ВШЭ просто за компанию с друзьями — и так получилось, что они не прошли конкурс, а я поступила!

— А как выбрала специальность психолога?

— Еще класса с 7—8 меня интересовала психология. Кроме того, мне было интересно, каким образом сочетаются экономика и психология, ведь ГУ-ВШЭ — вуз экономический. Я выбрала специализацию "Организационная психология" в бакалавриате и магистерскую программу "Психология в бизнесе" В результате сочетание оказалось весьма интересным и, считаю, многое мне дало. Ожидания отличались от реальности отчасти потому, что мы были первым годом, и на нас производилась некая "обкатка" программы. Сегодняшние студенты, наверное, получают более гармоничное и рационально составленное высшее образование. С другой стороны, наш поток был небольшой, камерный, а значит, был и индивидуальный подход, и доверительные отношения с преподавателями.

— Что дало обучение в Вышке в целом и чего не хватало?

— Я каждый раз убеждаюсь, что все-таки практические навыки можно получить только в процессе реальной работы. Хотя все деловые и бизнес-тренинги оказались крайне полезны, но, на мой взгляд, в процессе обучения не хватало практической отработки полученных знаний и навыков, многие важные для практики дисциплины (например, "коучинг руководителей") давались просто как факультативы.

Но пригодились и полученные знания. Даже если я не имею подробного представления о той или иной области, я знаю, где при необходимости могу найти нужную мне информацию. Вообще обучение в ГУ-ВШЭ привило определенную культуру общения, теперь у меня есть множество друзей, на которых я могу в жизни положиться.

Я очень благодарна своему факультету за то, что в процессе обучения развила в себе навыки публичного выступления. Дело в том, что в школе для меня на протяжении многих лет было некоторой проблемой выйти с каким-то докладом и выступать перед аудиторией — сказывался то ли математический склад ума, то ли в школе просто не уделяли должного внимания и времени развитию ораторских навыков. Во время обучения в ГУ-ВШЭ постоянно приходилось делать презентации, готовить и защищать проекты, и сейчас я отношусь к публичности достаточно спокойно. Это очень помогает мне в работе: за годы обучения появились общительность и коммуникабельность.

— А что касается работы?

— Работать я стала, уже учась в магистратуре, когда занятия начинались с шести и появилась возможность совмещать. Устроилась не совсем по специальности — менеджером: сначала операционным, потом коммерческим. Причем работа пришлась по душе, и за короткий срок меня повысили в должности три раза. А в конце второго курса я ушла на свою нынешнюю работу — личного помощника, бизнес-консультанта крупного бизнесмена. У меня широкий круг обязанностей, ненормированный график, но очень интересная работа. Босс ведет несколько бизнесов, и у меня есть возможность получить опыт ведения бизнеса, как говорится, из первых рук, наработать связи не только в бизнес-структурах, но и в правительстве. Сейчас работу я совмещаю с учебой в аспирантуре Вышки.

— И какие дальнейшие карьерные планы?

— Дальнейшие карьерные планы, можно сказать, глобальные. Я собираюсь набраться опыта на нынешнем месте работы, а потом начинать что-нибудь свое, работая уже на себя. Речь идет скорее об открытии собственного бизнеса, чем о работе в компании.

— С работой и учебой в аспирантуре у тебя остается время и силы на какие-то увлечения?

— Я поняла, что чем меньше времени, тем его более рационально используешь. Зимой мои увлечения — сноуборд, коньки, встречи с друзьями, я обожаю дружеские посиделки. Люблю путешествовать. После работы и учебы мы собираемся с друзьями, куда-нибудь идем, по выходным выбираемся за город, на экскурсии по российским городам. Например, в последний раз были в Звенигороде. А еще благодаря моей работе и наработанным связям я достаточно часто посещаю всевозможные светские рауты в различных посольствах. Что тоже очень интересно.

— Советовала бы ты поступать в Вышку на факультет психологии и почему?

— Сейчас читают значительно больше практических и интересных дисциплин, программа более устоявшаяся. Но наш первый курс был очень сильным, и я думаю, что нас будет сложно обойти.

— А что бы ты посоветовала тем, кто сегодня учится на твоем факультете в ГУ-ВШЭ?

— Любить свое дело и свою науку, вырабатывать определенную пытливость ума, чтобы не просто безынициативно получать преподаваемые знания, а понимать, что тебе нужно, и брать это самому. Больше читать самостоятельно, задавать вопросы преподавателям, ездить на конференции, посещать семинары. У нашего факультета большой потенциал: хороший преподавательский состав, постоянное участие в международных программах, приглашение зарубежных мэтров. Ведь от самого человека зависит, взять ли то, что ему дают, или же, скажем так, прохлопать ушами. Лично я рада, что мне посчастливилось учиться в таком замечательном университете.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«За последние 20 лет вычислительное моделирование стало важной частью когнитивной науки»

В рамках проекта «Цифровые профессора» Вышка приглашает международных преподавателей для работы со студентами в дистанционном режиме. Одним из участников программы стал научный сотрудник департамента экспериментальной психологии Университета Гента (Бельгия) Иван Иванчей. В Высшей школе экономики он провел курс по выбору «Введение в компьютерное моделирование когнитивных процессов».

«Наш опыт показывает, что мотивация и терпение могут сотворить невозможное»

Психологи Сергей Андреев и Егор Сурдейкин окончили Высшую школу экономики. Вместе с другими выпускниками ВШЭ они создали проект «Расследуй» по дополнительному образованию для детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Программа для учеников средней и старшей школ охватывает такие предметы, как информатика, основы программирования и математика.

«Когда от профессии есть позитивная отдача, человек окрылен результатом»

В Вышке стартовал набор на англоязычную программу факультета социальных наук “Applied Social Psychology”. С сентября 2022 года обучение в магистратуре, структура и набор дисциплин которой характерны для программ по социальной психологии европейских университетов, будет проходить в онлайн-формате.

Пользователи лучше распознают нейтральные рекламные баннеры

Специалисты по рекламе часто делают ее яркой и броской. Однако российские ученые из НИУ ВШЭ показали, что баннерная реклама на сайтах должна быть нейтральной, чтобы эффективнее воздействовать на пользователей. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.

В хроническом стрессе легче прощать

Российские исследователи изучили связь между аутентичностью личности (способностью быть самим собой) и умением прощать при разных уровнях стресса. Оказалось, что больше всего склонны к прощению люди, испытывающие хронический стресс, а меньше всего — подверженные повседневному стрессу. Способность прощать помогает развитию аутентичности. Результаты исследования, опубликованные в журнале «Клиническая и специальная психология», могут использоваться в программах личностного роста и коучинге.

Пандемия спровоцировала рост стрессовых расстройств среди врачей

Психологи из НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Екатеринбурга провели исследование о влиянии пандемии на психологическое здоровье российских врачей: оказалось, что медицинские работники чаще стали страдать от стресса, тревоги и депрессии. Результаты работы опубликованы в журнале International Journal of Environmental Research and Public Health.

Ученые выяснили, что помогает человеку быть экологичным

Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ изучили психологические, социальные и политические факторы проэкологического поведения россиян. Оказалось, что женщины более экологичны, чем мужчины, вера в свободный рынок отрицательно влияет на устойчивое потребление, а знание о пользе экологических действий мотивирует людей заниматься раздельным сбором отходов сильнее, чем беспокойство об окружающем мире и связь с природой. Исследование опубликовано в SSRN.

Социальная адаптация, секреты общения, канистерапия: в Вышке завершилась Psychological Welcome Week

Организатором серии мероприятий выступил Центр психологического консультирования Высшей школы экономики. С 13 по 21 сентября психологи центра рассказывали вышкинцам о ловушках общения и умении выстраивать доверительные отношения, сложностях адаптации к новой среде и необходимых для этого ресурсах, работе экстренной психологической службы университета и терапии с помощью животных. Часть мероприятий прошла на английском языке.

Доверие армии, церкви и правительству повышает гордость россиян за свою страну

Исследовательница из НИУ ВШЭ Маргарита Фабрикант изучила взаимосвязи национальной гордости (гордости страной) и социального доверия в России в сравнении с другими странами. В ходе работы использовались данные Международного исследования ценностей (World Values Survey, WVS) и Европейского исследования ценностей (European Values Study, EVS).

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.