Публикация биологов ВШЭ вошла в топ-5 популярных статей журнала PeerJ

Статья ученых факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ названа среди самых читаемых статей, опубликованных в журнале PeerJ в 2023 году. В ней исследователи установили связь между генетическими особенностями иммунной системы человека и способностью эффективно сопротивляться новым волнам COVID-19. PeerJ — рецензируемый научный журнал открытого доступа, освещающий исследования в области биологических и медицинских наук. Ежегодно он составляет рейтинг самых популярных научных работ.

В статье “HLA-A*01:01 allele diminishing in COVID-19 patients population associated with non-structural epitope abundance in CD8+ T-cell repertoire” российские ученые сравнили особенности генотипов HLA-I пациентов с COVID-19 первой и третьей волн пандемии. Они обнаружили, что частота носителей аллеля HLA-A*01:01 снизилась вдвое среди пациентов третьей волны по сравнению с первой.

Максим Шкурников

«Мы начали изучать генетическую предрасположенность к COVID-19 практически сразу после начала пандемии. В исследовании, которое вышло еще в 2021 году, выяснилось, что носители HLA-A*01:01 более склонны к тяжелому течению COVID-19. Дальнейшие исследования однако показали, что значительная доля пациентов переносит COVID-19 в легкой форме, в том числе и носители HLA-A*01:01. Найденное нами падение числа носителей этого аллеля среди пациентов третьей волны может быть связано с тем, что значительная их доля переболела к третьей волне и сформировала стойкий Т-клеточный иммунитет, который не позволяет им попадать в больницу», — поясняет первый автор статьи, заведующий Лабораторией исследований молекулярных механизмов долголетия НИУ ВШЭ Максим Шкурников.

Ученый предполагает, что интерес к статье вызван тем, что в ней удалось подтвердить генетическую предрасположенность к тяжелой форме COVID-19. В частности, российские ученые показали, что у пациентов с аллелем HLA-A*01:01, переболевших COVID-19, преобладают T-лимфоциты памяти — клетки, запоминающие антигены инфекций и обеспечивающие быстрый иммунный ответ при повторной встрече с вирусом.

Команда факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ продолжает исследования генетической предрасположенности к COVID-19, а также его разнообразных штаммов. Так, в новой работе, которая планируется к публикации в журнале Medical Virology в первой половине 2024 года, ученые объясняют различия в развитии инфекции в клетках кишечника и легких при сравнении варианта омикрон с предыдущим вариантом — дельта, вызывавшим очень тяжелое течение болезни. Полученные результаты могут помочь предсказывать поведение новых штаммов вируса, в том числе нового варианта, получившего название «пирола».

«Наши ученые продолжают вносить существенный вклад в развитие мировой науки, сотрудничая с коллегами из разных стран и участвуя в международных проектах. Благодаря этому российская наука остается одним из лидеров в мировом научном сообществе. Сейчас мы ведем исследования в области изучения особенностей формирования иммунитета к SARS-CoV-2 вместе с Тайбэйским медицинским университетом, совместно с коллегами из Университета имени Сунь Ятсена разрабатываем противоопухолевые вакцины на основе неоантигенов», — рассказал Максим Шкурников.

Биологи объяснили иммунитет к новым штаммам COVID-19 генетическими особенностями

Международная команда исследователей с участием сотрудников факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ связала генетические особенности иммунной системы человека со способностью эффективно противостоять новым волнам COVID-19. Так, индивидуальный генетический статус HLA-I определяет предрасположенность к формированию Т-клеточного иммунитета, эффективного против новых форм вируса. Статья опубликована в журнале PeerJ.

Безусловно принимающие вакцинацию реже посещают социальные сети и больше доверяют государству

Общепризнано, что вакцинация — один из важных сдерживающих факторов пандемии коронавируса. Хотя Россия одной из первых разработала вакцину от COVID-19, в течение долгого времени темпы вакцинации оставались невысокими. К октябрю 2021 года лишь 36% взрослых россиян были вакцинированы. Экономисты из Лаборатории экономико-социологических исследований и Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ выявили факторы, которые влияют на низкое доверие россиян к вакцинации, а также предположили, что может помочь ее продвижению. Статья опубликована в журнале Vaccine.