• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От аутентичности до патентов: как прошел второй полуфинал «Научных боев»

Под лозунгом «Никаких презентаций. Только бесконечная харизма, обаяние и интересный реквизит» прошел 2-й полуфинал VII сезона «Научных боев» в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Четыре участника, каждый с уникальной темой и подходом, представили результаты своих исследований, охватывающих широкий спектр областей — от социальных наук до координационной химии.

«Научные бои: Вышка» — традиционное для ВШЭ интеллектуальное состязание в формате научно-популярного TED Talk, когда студенты-исследователи имеют возможность представить публике свою научную работу. Участники поочередно выходят на сцену, чтобы в течение 10 минут увлекательно и доступно рассказать о собственном исследовании. Формат не предусматривает презентаций — завоевать симпатии зрителей и жюри можно лишь за счет личного выступления с использованием реквизита. В каждом полуфинале традиционно представлены по четыре исследования. По их итогам оценки жюри суммируются с результатами голосования слушателей, и объявляется лидер. В течение года проводятся четыре полуфинала, их победители затем встречаются на финальной битве. Самые успешные исследователи награждаются призами, а чемпион сезона получает академический тревел-грант.

Предпосылки аутентичности и 4 культурные ориентации

«Современная реклама, блогеры, журналы и все доступные социальные площадки пропагандируют отказ от социальных стереотипов, призывают людей быть собой. Как же понять, кто есть я настоящий, чего на самом деле хочу и почему я должен себя вести определенным образом?» — обратилась к публике консультирующий психолог, аспирант департамента психологии НИУ ВШЭ Аделя Халикова. Она представила результаты своего исследования о влиянии разных факторов на аутентичность человека. Первый параметр измерения — образы родителей. Аделя выбрала 38 характеристик, по ним опрашиваемые оценивали образ мамы и папы. В итоге сложилось три категории:

  1. Отчуждение встречи: открытость родителей, их честность и способность находить общий язык с ребенком.
  2. Дисгармония и гармония: насколько понимающими мама и папа представляются ребенку.
  3. Дисциплинированность и дозволенность: насколько родители ответственны и строги.

Второй параметр — влияние культуры. Аделя представила четыре культурные ориентации: горизонтальная/вертикальная, индивидуализм/коллективизм. Для исследования было выбрано две страны — Россия и Узбекистан, который, кстати, начал фигурировать во всемирных исследованиях только с 2023 года.

Объективно Узбекистан — коллективистическая страна, Россия — больше индивидуалистическая. Субъективное влияние было выявлено с помощью методики оценки воспринимаемого сообщества: какой из четырех типов ближе респонденту.

Аделя Халикова
© Высшая школа экономики

По результатам исследования спикер выяснила, что вне зависимости от того, видит ли человек свою культуру индивидуалистической горизонтальной, он не становится больше или меньше аутентичен по сравнению с тем, кто видит ее коллективистской вертикальной. Если человек на протяжении жизни впитывает коллективистские ценности и считает это своей отдушиной, не поддаваясь на новую пропаганду из медиапространства, то в этом и проявляется его индивидуальность.

Образ мамы и образ папы связаны с аутентичностью интересным образом. Чем больше в голове сложился образ мамы как гармоничной, участвующей, принимающей, поддерживающей, тем более честным человек позволяет себе быть в проявлении своего образа мыслей и действий. Чем более авторитарный и строгий образ папы, тем более аутентичным является человек. Это доказывает то, что для аутентичности нужны рамки, подчеркивает исследовательница.

Переформатирование ЕГЭ

«Изменить или отменить? Вот в чем вопрос», — начал свое выступление о едином госэкзамене студент 1-го курса магистерской программы «Доказательное развитие образования» НИУ ВШЭ Илья Кузьмин. Он изучил влияние ЕГЭ на образовательную траекторию студента.

Начать исследование Илью сподвигли три фактора:

 он работает в сфере образования;

 готовит школьников к ЕГЭ по обществознанию четвертый год;

 проявляет интерес к устройству системы российского образования.

Введение ЕГЭ в 2009 году как единой системы аттестации ознаменовало новую эру российского образования. Единый экзамен был призван расширить доступ к образованию для абитуриентов из малых городов, обеспечить объективную проверку знаний школьников, минимизировать коррупцию при поступлении в высшие учебные заведения, напомнил Илья.

Илья Кузьмин
© Высшая школа экономики

О ЕГЭ сейчас высказываются многие эксперты, но важно, что думают сами выпускники. Илья провел интервью с 26-ю студентами первого курса НИУ ВШЭ в Москве. Респонденты отметили как важность ЕГЭ, так и ряд проблем, которые создает экзамен. Студенты Школы дизайна говорили, что сдача ЕГЭ по литературе оказалась для них серьезным стрессом. При этом они поступали на специальность, которая, по их мнению, с литературой никак не связана.

Исследование показало, что высокий уровень ответственности за результат и сопутствующее стрессовое состояние сдающих экзамены не позволяют ЕГЭ выполнять главную задачу — уравнять выпускников школы при поступлении в высшее учебное заведение. Опрашиваемые уверены в необходимости изменить формат ЕГЭ — от подготовки к нему до подачи документов в вузы. При этом ни один из респондентов не предложил полностью отказаться от ЕГЭ.

Илья суммировал полученные в ходе исследования данные, добавил собственные наработки и мысли, которые, по его мнению, помогут изменить процесс прохождения итоговой аттестации в лучшую сторону. Его рекомендации:

  1. Разработать экзамен по искусству для студентов, которые поступают на творческие образовательные программы.
  2. Изменить систему сдачи экзамена по русскому языку, сделать ее по аналогии с математикой: дать выпускникам возможность выбирать между базовым экзаменом и профильным.
  3. Передвинуть время подачи заявления на ЕГЭ на 1 апреля (в настоящее время заявление об участии в ЕГЭ нужно подать не позднее 1 февраля), чтобы школьники могли посетить больше дней открытых дверей и пообщаться со студентами.
  4. Во время поступления расширить возможность получения дополнительных баллов за индивидуальные достижения и увеличить их количество путем защиты портфолио, прохождения собеседований, отправки мотивационных писем.

Металлы жизни

Третья участница «Научных боев», студентка 1-го курса образовательной программы «Химия» Александра Владимирова, посвятила свое выступление координационной химии. «Одна из глобальных задач человечества — создание высокоэффективных лекарств. Они должны быстро справляться с болезнями, иметь меньше побочных действий», — подчеркнула она.

Исследование девушки, начатое еще в школе, связано с разделом химии, изучающим комплексные соединения, и лекарственными препаратами, содержащими атомы металла.

Бактерии делятся бесконечное количество раз. Если, например, забыть выпить таблетку в нужное время, то появятся уже новые колонии бактерий. Возможно, что прием таблетки в следующий раз не будет иметь никакого эффекта.

Александра Владимирова
© Высшая школа экономики

В лаборатории, где работает Александра, используются металлы жизни: железо, кобальт, медь, магранец. Эти металлы есть в организме каждого человека: железо входит в состав гемоглобина, цинк — инсулина, а витамин В12 связан с кобальтом.

Когда в реакционную смесь добавляется атом металла, она перемешивается, затем появляются продукты реакции — кристаллы. На следующем этапе выясняется, все ли кристаллы содержат одинаковую структуру. Если отсутствуют примеси, то вещество чистое. Далее смотрится биологическая активность полученного вещества на бактериях, простейших или грибах. Затем замеряется уровень токсичности. Если все эти этапы пройдены с положительным результатом, то завершающими действиями являются проведение опытов на животных, например мышах, и исследования на людях.

В лаборатории Александры синтезировали вещество, которое в 8 раз эффективнее, чем то, которым сейчас лечат малярию. Многие страны Африки страдают от этого заболевания. Но синтезированное вещество оказалось предмаксимального класса токсичности, что не подходит для лекарства.

Феномен патентного троллинга

Студентка 2-го курса магистратуры ОП «Цифровое право» Алена Степина в рамках магистерской диссертации исследует воровство прав на изобретения.

«Патентные тролли», как она называет объекты своего внимания, — это компании, которые ничего не производят, но регистрируют сомнительные результаты интеллектуальной деятельности, а затем подают в суды на другие компании, производящие, по их мнению, ту же самую продукцию. Цель «троллей» — прервать производство и получить компенсацию.

Алена Степина построила свое исследование на большом количестве кейсов. Один из них — иск швейцарской Sqwin SA в феврале 2020 года в отношении Samsung из-за использования Samsung Рау. Представители Sqwin SA утверждали, что Samsung незаконно использует платежный сервис, так как соответствующий патент на изобретение «Система электронных платежей» принадлежит их компании с 2012 года.

Алена Степина
© Высшая школа экономики

На первом этапе, в 2021 году, Арбитражный суд Москвы одобрил иск Sqwin SA и запретил Samsung продавать в России 61 модель своих смартфонов с платежным сервисом Samsung Pay. Однако уже в 2022 году российские юристы Samsung подтвердили, что апелляционным судом иск к их компании был полностью отклонен, а решение о запрете на продажу отменено.

Другим интересным кейсом стал иск уфимского предпринимателя Азамата Ибатуллина. Он увидел в названии сети магазинов из Улан-Удэ «Сто тысяч мелочей» сходство со своим товарным знаком «1000 мелочей». В результате процесса суд обязал владельца сети магазинов «Сто тысяч мелочей» выплатить компенсацию в размере 10 млн рублей. Компания из Бурятии после того, как получила иск, поменяла вывески на всех своих магазинах на «Все для дома», тем самым еще до решения суда удовлетворив жалобу уфимского предпринимателя. Однако суд не принял во внимание этот довод ответчика и оставил без изменений решение о размере компенсации.

Алена представила идеи, которые помогут спастись от «патентных троллей»:

  1. Ввести реестр недобросовестных лиц, которым запрещено регистрировать или приобретать результаты интеллектуальной деятельности.
  2. Увеличить компенсацию для пострадавших от деятельности «троллей» компаний и лиц.
  3. Обязать сотрудников органов внутренних дел вести просветительскую работу по патентному троллингу, предоставлять обществу информацию о подобных делах, находящихся в производстве.

По результатам голосования зрителей и экспертной оценки жюри победу в этом туре одержал Илья Кузьмин с исследованием о том, как ЕГЭ влияет на образовательную траекторию студента. Второе место заняла Александра Владимирова.

Этот этап состязаний оценивали:

 главный научный сотрудник Центра социокультурных исследований, профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Виктория Галяпина;

 заведующий Центром трансформации юридического образования, научный руководитель ОП «ИТ-юрист» Роман Янковский;

 академический руководитель ОП «Химия» Сергей Шаповалов;

старший преподаватель Института образования, научный сотрудник Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании Анастасия Капуза.

Текст: Луиза Амелина, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Звездная дипломатия и украденная Луна: стартовал VII сезон «Научных боев»

Первые в этом году «Научные бои» состоялись ночью, точнее, в самый разгар «НОЧИ Студента — 2024». Молодые исследователи говорили о полетах в космос, разбирали семиотику винных этикеток, обсуждали, как купание в ледяной воде влияет на психику «моржей», а жизненные обстоятельства — на перспективы женщины стать убийцей. Батл и выборы первого финалиста сезона прошли в Центре культур НИУ ВШЭ.

Что исследуют преподаватели Вышки: специальный выпуск «Научных боев»

В Высшей школе экономики в рамках фестиваля «Наука³» прошел специальный выпуск «Научных боев». Защищать свои проекты на сцену вышли преподаватели Вышки, а студенты — полуфиналисты и финалисты прошлых сезонов — заняли места в жюри. Исследователи посвятили зрителей в мир современной дендрохронологии, психологических видео на YouTube, фэнтезийных вселенных и монетизации исследований паттернов потребления.

От целебных клумб до волшебных таблеток: в Вышке финишировал VI сезон Научных боев

В конце сентября состоялась финальная битва VI сезона Научных боев НИУ ВШЭ. В ней сошлись авторы самых популярных проектов сезона — от разработчиков нейросетей для геймдева до исследователей влияния цветочных клумб на уровень преступности. Победителем названа Анастасия Корженевская с проектом про производство новых лекарств. Схватка молодых исследователей стала одним из особенных событий фестиваля «Проектируем будущее» на ВДНХ.

От гениальных грибов до постфеминизма: в Вышке прошел последний в сезоне полуфинал Научных боев

VI сезон Научных боев в Вышке выходит на финишную прямую. Июньский полуфинал помог окончательно определить список финалистов, а многим зрителям — выбрать фаворитов. Молодые исследователи в этот раз решили разобраться, как провести опознание и не сломать судьбу человека, поднять успеваемость ребенка, но не привить синдром отличника. А также выяснили, что грибы и плесень помогают рубцевать шрамы и спасать экологию, а приверженцы постфеминизма к собственным образам в TikTok относятся очень неоднозначно.

Нейросети в геймдеве, ужасы в кино, кладбища в России: как прошли «Научные бои» в Вышке

В конце апреля в Высшей школе экономики состоялся третий полуфинал VI сезона«Научных боев». Путешествие в науку, заявленное как главная тема сезона, в этот раз привело исследователей в Новое время. На сцене сошлись технологии нейросетей, урбанизация кладбищ,«хищнические журналы» и horror studies. Местом встречи исследователей стал павильон«Рабочий и колхозница» на ВДНХ.

От ловца снов до тюремного жаргона: в Вышке прошел второй полуфинал Научных боев

Ключевая тема VI сезона Научных боев НИУ ВШЭ — путешествие в таинственный и опасный мир Средневековья. Во втором полуфинале 19 марта на одной сцене сошлись украденная культура индейцев, фармакологические нейросети, тюремный жаргон и «заболевшее» высшее образование. Свои проекты студенты разных образовательных программ Вышки представляли в пространстве Community.

Молекулы для молодости, цветы от маньяков: в Вышке открыт новый сезон Научных боев

В феврале в Вышке стартовал шестой сезон Научных боев. Его тема — путешествие в историю науки. Первая схватка сезона свела на одной сцене молекулы долгожительства, биохакинг, фреймы в СМИ и клумбы, помогающие бороться с преступностью. Свои проекты студенты разных образовательных программ представляли в Центре культур НИУ ВШЭ.

Как в Вышке прошел пятый ежегодный Фестиваль науки «5 шагов»

22 ноября в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся пятый ежегодный Фестиваль науки при поддержке Центра академического развития студентов Вышки. Впервые за несколько лет мероприятие прошло в офлайн-режиме.

От хейтвотчинга до ГМО: как прошел III полуфинал Научных боев ВШЭ

Продолжается юбилейный, V сезон Научных боев НИУ ВШЭ. Площадкой для очередного этапа был выбран офис Сбера. Четыре докладчика презентовали свои исследования в формате TED Talks, сражаясь за место в финале. О том, как объяснить бабушке, что ГМО-продукты не вредны, каким шрифтом нужно пользоваться, чтобы развить память, как научить «Алису» разговаривать и кто такие хэйтвотчеры, — в материале новостной службы портала.

Права роботов и говорящие младенцы: что обсуждают на Научных боях в НИУ ВШЭ

Во втором полуфинале V сезона Научных боев в Центре культур Вышки сошлись четверо ярких молодых ученых. Какие задания провоцируют студентов списывать на экзаменах, как младенцы учатся разговаривать, есть ли авторские права у искусственного интеллекта, как нанести удар по ложной скромности — каждый исследователь представил свою научную работу, а публика и жюри выбрали победителя, который сможет побороться за главный приз сезона — академический тревел-грант.