Капуза Анастасия Васильевна
- Старший преподаватель:Институт образования / Департамент образовательных программ
- Научный сотрудник:Институт образования / Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.
- Научно-педагогический стаж: 5 лет.
Образование
- 2016
Магистратура: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования, специальность «Психология», квалификация «Магистр»
- 2013
Специалитет: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, специальность «Психология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2022
Симулятор аналитика (Karpov.Courses)
Проектирование обучения на основе данных (ИТМО, Санкт-Петербург)
2021
2C Advanced Survey Data Analysis and Survey Experiments (Essex Summer School in Social Science Data Analysis, UK, online)
"Automated Content Analysis using Python course" (VU Graduate Winter School, Netherlands, online)
2020
"Планируемые результаты обучения и технологии эффективного преподавания (ПРО-ТЭП)" (ВШЭ, Москва)
2019
III International Summer School ‘Digital environment and inequality of educational opportunities’ (HSE, Moscow)
2018
Международная академическая мобильность (стажировка) в Университете Хельсинки (сентябрь-октябрь)
2nd International Summer School "Inequality of Educational Opportunities" (HSE, Moscow)
2017
Writing a Draft for Publication (HSE, Moscow)
Identifying Causation through Experimental & Quasi-Experimental Research (University of Essex)
International Summer School "Inequality of Educational Opportunities" (HSE, Moscow)
Достижения и поощрения
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (август 2021)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
Надбавка за академическую работу (2019-2020)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022-2023, 2021-2022)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2018)
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Анализ данных в образовании I (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Навыки академического письма и исследовательской работы" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Национальные и международные программы оценки образовательных достижений (Маго-лего; 3 модуль)Рус
- Практики EdTech (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Анализ данных в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
Научно-исследовательский семинар "Навыки академического письма и исследовательской работы" (Магистратура; где читается: Институт образования; направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление", направление "38.04.04. Государственное и муниципальное управление"; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Практики EdTech (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Анализ данных в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Навыки академического письма и исследовательской работы" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Количественные методы анализа данных (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 2-й курс, 1-3 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Анализ данных в социальных науках 1 (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Введение в организацию научной работы (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 2 модуль)Рус
- Количественные методы анализа данных (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Проектно-исследовательский семинар (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
20225
- Статья Kapuza A., Kolygina D., Khavenson T., Koroleva D. A time to gather stones – barriers to use technologies before the COVID-19 school closures // International Journal of Educational Management. 2022. Vol. 36. No. 6. P. 923-936. doi
- Статья Bettinger E., Fairlie R. W., Kapuza A., Kardanova E., Loyalka P., Zakharov A. Diminishing Marginal Returns to Computer-Assisted Learning // Journal of Policy Analysis and Management. 2022 doi
- Статья Dokuka S., Kapuza A., Sverdlov M., Yalov T. Women in gig economy work less in the evenings // Scientific Reports. 2022. Vol. 12. Article 8502. doi
- Статья Гасинец М. В., Капуза А. В., Добрякова М. С. Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 75-97. doi
- Статья Юсупова Э. М., Капуза А. В., Карданова Е. Ю. Связаны ли академические достижения учащихся с ожиданиями их учителей. Результаты экспериментального исследования // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 189-217. doi
20212
- Статья Stella M., Kapuza A., Cramer C., Uzzo S. Mapping computational thinking mindsets between educational levels with cognitive network science // Journal of Complex Networks. 2021. Vol. 9. No. 6. Article cnab020. doi
- Статья Ершова В. С., Герасимова Ю. О., Капуза А. В. Математика не для девочек? Исследование влияния образовательных платформ на развитие мышления роста младших школьников // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 91-113. doi
20206
- Препринт Bettinger E., Fairlie R. W., Kapuza A., Kardanova E., Loyalka P., Zakharov A. Does EdTech Substitute for Traditional Learning? Experimental Estimates of the Educational Production Function / National Bureau of Economic Research. Series NBER Working Paper 2020. No. 26967. doi
- Статья Kapuza A. How Concept Maps with and without a List of Concepts Differ: The Case of Statistics // Education Sciences. 2020. Vol. 91. No. 10(4). P. 1-13. doi
- Статья Kapuza A., Koponen I. T., Tyumeneva Y. A. The network approach to assess the structure of knowledge: Storage, distribution and retrieval as three measures in analysing concept maps // British Journal of Educational Technology. 2020. Vol. 51. No. 6. P. 2573-2590. doi
- Статья Ларина Г. С., Капуза А. В. Когнитивные процессы в преподавании: связь с достижениями учащихся в математике // Вопросы образования. 2020. Т. 1. № 1. С. 70-96. doi
- Статья Колыгина Д. И., Капуза А. В. Сопротивление переменам среди учителей начальной школы как фактор использования ими ИКТ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 4. С. 424-444. doi
- Книга Адамович К. А., Капуза А. В., Горбунова А. А. Учащиеся начальных классов и их педагоги в цифровой среде Кн. 5. Вып. 30. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
20195
- Глава книги Larina G., Kapuza A. Relationship between teaching practices and mathematical processes outcomes in secondary school: based on a longitudinal TIMSS-PISA study, in: Proceedings of the PME and Yandex Russian conference: Technology and Psychology for Mathematics Education. M. : SU HSE Publishing House, 2019. doi P. 278-278. doi
- Книга Гетман А. В., Капуза А. В., Чиркина Т. А. Академические и неакадемические характеристики учащихся с разным уровнем функциональной грамотности Т. 24. Вып. 1. М. : НИУ ВШЭ, 2019.
- Глава книги Бысик Н. В., Гетман А. В., Капуза А. В., Керша Ю. Д., Ларина Г. С., Лебедева Н. В., Пинская М. А., Сергеева Т. В., Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Качество школьного образования // В кн.: Российская школа: Начало ХХI века / Под общ. ред.: С. Г. Косарецкий; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi С. 88-183.
- Книга Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И. Д. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация Вып. 2. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.
- Книга Косарецкий С. Г., Баранников К. Ю., Беликов А. А., Бысик Н. В., Гетман А. В., Горбовский Р. В., Добрякова М. С., Заир-Бек С. И., Зинюхина Е. В., Капуза А. В., Керша Ю. Д., Княгинина Н. В., Ларина Г. С., Лебедева Н. В., Мерцалова Т. А., Пинская М. А., Реморенко И. М., Сергеева Т. В., Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А., Янкевич С. В., Новикова Е. Г. Российская школа: Начало ХХI века / Под общ. ред.: С. Г. Косарецкий; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi
20181
20176
- Статья Tyumeneva Y. A., Kapuza A. Reliability and Structure of the TALIS Social Desirability Scale: An Assessment Based on Item Response Theory / Пер. с рус. // Russian Education and Society. 2017. Vol. 59. No. 3-4. P. 174-194. doi
- Книга Капуза А. В., Захаров А. Б., Адамович К. А. Дошкольная среда обучения чтению и читательская грамотность детей при поступлении в первый класс и в конце четвертого класса по данным PIRLS 2001–2011 гг. Вып. 2(11). НИУ ВШЭ, 2017.
- Статья Капуза А. В., Керша Ю. Д., Захаров А. Б., Хавенсон Т. Е. Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 10-35. doi
- Глава книги Капуза А. В., Захаров А. Б. Обучение чтению до школы и читательская грамотность детей в первом и конце четвертого класса: роль культурного капитала семьи // В кн.: Образование и социальная дифференциация: коллективная монография / Отв. ред.: М. Карной, И. Д. Фрумин, Н. Н. Кармаева. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 43-63.
- Статья Тюменева Ю. А., Капуза А. В., Вергелес К. П. Различительная способность концептуальных карт для оценки уровня компетенции // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 150-170.
- Статья Захаров А. Б., Капуза А. В. Родительские практики обучения чтению и уровень читательской грамотности детей в России: по данным PIRLS-2011 // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 234-257. doi
20161
Конференции
- 2022The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Is There Life In Mathematics? Pisa, Timss And Russian Exam Tasks In The Context Of Real Problems
- 2021Апрельская конференция НИУ ВШЭ (Москва). Доклад: Эффекты пандемии COVID-19 на стратегии женщин в онлайн-образовании: Skyeng кейс
- 7th International Conference on Computational Social Science (IC2S2) (Цюрих, online). Доклад: Digital traces reveal the gender gap of flexible workers: women work less in the evenings
- 2020
CIES 2020 Annual Conference (Майми). Доклад: The relationship between the teacher individual characteristics and their ICT using
- EDULEARN20. Доклад: Last seen recently: how primary school students use social networks and internet for communication
- NetSciEd2020 (Онлайн). Доклад: How concept maps with and without a list of concepts differ: the case of statistics
- 2019
PME & Yandex Russian conference “Technology and Psychology for Mathematics Education” (Москва). Доклад: RELATIONSHIP BETWEEN TEACHING PRACTICES AND MATHEMATICAL PROCESSES OUTCOMES IN SECONDARY SCHOOL: BASED ON A LONGITUDINAL TIMSS-PISA STUDY
- CIES 2019 Annual Conference (Сан-Франциско). Доклад: The level of functional literacy and students' educational and non-educational characteristics
- Networks applied in science education research (Хельсинки). Доклад: The network approach for assessing knowledge structure changes owing to learning
- 2018CIES 2018 Annual Conference (Мехико). Доклад: Teacher routine seeking, teaching practices, and student outcome
- CIES 2018 Annual Conference (Мехико). Доклад: Which teaching practices are matter for math learning: Evidence from longitudinal data on TIMSS and PISA
- 2017XI Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады «Современное российское общество и социология» (Москва). Доклад: Родительские практики обучения чтению и уровень читательской грамотности детей в России: по данным PIRLS 2011
- The 10th Annual Embodied and Situated Language Processing Conference (Москва). Доклад: Spontaneous retrieving vs. forced concepts in concept maps of novices and experienced students
- 2016XVII Апрельская международная конференция (Москва). Доклад: Родительские практики обучения чтению и уровень читательской грамотности детей в России: по данным PIRLS 2011
- VII Международная научно-практическая конференция памяти А.О. Крыштановского «Методы и процедуры социологических исследований» (Москва). Доклад: Валидность и надежность российской версии шкалы социальной желательности TALIS
Опыт работы
2015
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Институт образования / Международная лаборатория анализа образовательной политики
Стажер-исследователь
Информация*
- Общий стаж: 8 лет
- Научно-педагогический стаж: 5 лет
- Преподавательский стаж: 4 года
Полномочия / обязанности
Работа в научных и прикладных проектах, участие в регулярных научных семинарах, конференциях, рабочих семинарах, и летних школах, подготовка публикаций в журналы различного уровня, а также выполнение соотвутствующих административных обязанностей.
Идеям в образовании подобрали ключик: и не спрашивайте, при чем тут Вавилонская башня
В Инобре учатся люди с разным бэкграундом: здесь и начинающие учителя, и опытные управленцы; и вчерашние студенты, и те, кто уже готовится выпустить исследование, авторскую методику или продукт для рынка. Если помножить это на многообразие самой сферы образования, то можно вспомнить библейскую историю про Вавилонскую башню, где все говорили на разных языках. Мысль дать всем общий взгляд на ландшафт в целом воплотилась в идею курса «Ключевые идеи в российском образовании». В перспективе он может быть интересен не только нашим студентам, но и всем, кто хочет системно знакомиться с образованием. Идею поддержали в Благотворительном фонде Владимира Потанина: проект курса получил грант.
Команда МЛОПИО приняла участие в международной конференции ECER
Впервые после начала пандемии COVID-19 наши коллеги отправились на международную оффлайн-конференцию European Conference on Educational Research (ECER) 2022, которая в этом году проходила в Ереване. Конференции ECER проходят ежегодно, привлекая исследователей из более чем 70 стран, их организовывает Европейская ассоциация исследований образования (European Educational Research Association). Мы попросили наших коллег поделиться впечатлениями о конференции и рассказать об исследованиях, которые они презентовали.
В гиг-экономике сохраняется гендерный разрыв
Ученые из Института образования НИУ ВШЭ изучили данные о рабочем графике преподавателей онлайн-школы английского языка и показали, что женщины в возрасте 25–35 лет работают меньше, чем мужчины. Это связано с их более низкой загруженностью в вечерние часы. Статья “Women in gig economy work less in the evenings” опубликована в Scientific Reports.
Эксперимент МЛОПИО вошел в международную базу исследований J-PAL
Исследование Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании вошло в базу исследований эффективности Лаборатории действий по борьбе с бедностью Абдула Латифа Джамиля (Poverty Action Lab, J-PAL)
Торжественное награждение сотрудников международных лабораторий, посвященное 10-летию проекта «Международные лаборатории»
24 декабря в Культурном центре Вышки прошла церемония награждения в связи с десятилетним юбилеем проекта «Международные лаборатории». Сотрудники Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании получили благодарности за внесенный вклад в реализацию проекта.
МЛОПИО подводит итоги года
Приближается Новый год, и для многих людей это становится стимулом подвести итоги уходящего года. Наша лаборатория решила поддержать этот тренд и составить список достижений и успешных проектов за 2021 год.
В интернете обмануть меня не сможешь
В какую соцсеть ни зайдешь, обязательно встретишь приглашение чему-то учиться – платно или бесплатно, на курсах или в онлайн-школах… Их все больше, конкуренция все жестче: каждый пытается завлечь побольше клиентов и доказать, что его решения работают. А как на самом деле? Оценить качество онлайн-курсов и технологий смогут выпускники нового майнора «Исследователь в EdTech». Для бакалавров Вышки его запустили психометрики Инобра и Яндекса.
Закрытые границы – не помеха
Сотрудники Международной лаборатории в роли студентов европейского университета
Пришла эпоха измерений
Вышка подвела итоги ежегодного конкурса научно-исследовательских работ студентов. Призовые места и дипломы лауреатов в номинации «Образование» получили 11 человек. Верхние строчки заняли исследования, связанные с измерениями. Будущие ученые готовы измерять всё и вся – в школах и вузах.
Вошли двенадцать человек
Высшая школа экономики подвела итоги выборов «Лучших преподавателей» 2020 года. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках традиционного мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. В этом году выборы прошли в десятый раз, в честь «юбилея» ВШЭ повысила надбавки победителям: теперь они составляют от 40 до 90 тысяч для тех, кто работает на полной ставке.
Приглашаем сотрудников в новую лабораторию
В Институте образования НИУ ВШЭ создана Международная лаборатория доказательной оценки образовательных практик и инноваций. Ее сотрудники будут оценивать эффективность и результативность образовательных решений, в том числе – цифровых средств и инструментов. Набор открыт на позиции научных сотрудников и стажеров. На вакансии могут претендовать, в том числе, студенты. Одна из возможностей для новых сотрудников – стажировка в Стэнфордском университете.
IOE Experts Take Part in Summer Schools in England and the Netherlands
Young scholars Anastasia Kapuza and Galina Larina, who teach in IOE’s Measurements in Psychology and Education Master’s program, traveled to England and the Netherlands this summer to join international schools for multidisciplinary social researchers at Essex University and Vrije Universiteit Amsterdam. “The schools have provided a host of insights about today’s top-notch approaches to social data analysis and interpretation, and we are absolutely thrilled to be sharing this expertise with IOE students in the new academic year,” Anastasia and Galina say.
Анализ данных в R, близнецы и квазиэксперименты
Молодые преподаватели магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» Института образования НИУ ВШЭ Анастасия Капуза и Галина Ларина повысили исследовательскую квалификацию на летних школах в Англии и Нидерландах. Анастасия и Галина являются выпускницами этой магистратуры и будут делиться своими новыми знаниями с новыми студентами.
Наша коллега, Анастасия Капуза, посетила летнюю школу социальных наук в Эссексе, Англия
Анастасия поделилась своими впечатлениями и мыслями о состоявшейся поездке и рассказала о том, как проходила её стажировка.
Аспирантский резерв помогает определиться с выбором
Студенты очных магистерских программ Института образования НИУ ВШЭ «Измерения в психологии и образовании» и «Доказательная образовательная политика», испытывающие интерес к научной карьере, могут воспользоваться привилегиями при поступлении в аспирантскую школу по образованию.
Новый выпуск серии «Факты образования»
В новом выпуске информационного бюллетеня «Факты образования» «Дошкольная среда обучения чтению и читательская грамотность детей при поступлении в первый класс и в конце четвертого класса по данным PIRLS 2001–2011 гг.» анализируется, как на протяжении первого десятилетия 2000-х годов в России изменялась среда обучения дошкольников чтению.
Наши стажеры выступили на студенческой образовательной конференции EdGeneration
Татьяна Чиркина и Анастасия Капуза - о выборе траектории после школы и об учительских практиках
Нужно ли учить ребенка читать до школы и как это связано с дальнейшей читательской грамотностью детей?
Исследование наших коллег по Лаборатории показало: образовательное неравенство проявляется еще до школы. Это обусловлено тем, насколько по-разному занимаются с детьми в семьях с разным уровнем культурного капитала.