Капуза Анастасия Васильевна
- Доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Научный сотрудник: Институт образования / Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2015 году.
- Научно-педагогический стаж: 6 лет.
Полномочия / обязанности
Работа в научных и прикладных проектах, участие в регулярных научных семинарах, конференциях, рабочих семинарах, и летних школах, подготовка публикаций в журналы различного уровня, а также выполнение соотвутствующих административных обязанностей.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2022
Симулятор аналитика (Karpov.Courses)
Проектирование обучения на основе данных (ИТМО, Санкт-Петербург)
2021
2C Advanced Survey Data Analysis and Survey Experiments (Essex Summer School in Social Science Data Analysis, UK, online)
"Automated Content Analysis using Python course" (VU Graduate Winter School, Netherlands, online)
2020
"Планируемые результаты обучения и технологии эффективного преподавания (ПРО-ТЭП)" (ВШЭ, Москва)
2019
III International Summer School ‘Digital environment and inequality of educational opportunities’ (HSE, Moscow)
2018
Международная академическая мобильность (стажировка) в Университете Хельсинки (сентябрь-октябрь)
2nd International Summer School "Inequality of Educational Opportunities" (HSE, Moscow)
2017
Writing a Draft for Publication (HSE, Moscow)
Identifying Causation through Experimental & Quasi-Experimental Research (University of Essex)
International Summer School "Inequality of Educational Opportunities" (HSE, Moscow)
Достижения и поощрения
- Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (январь 2024)
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность проректора НИУ ВШЭ (август 2021)
- Благодарность научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ (декабрь 2020)
Надбавка за академическую работу (2019–2020)
Надбавка за публикацию в журнале из Списка А (и приравненном к нему научном издании) (2024–2025, 2023–2024)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2022–2023, 2021–2022)
Лучший преподаватель — 2019–2024
- Победитель Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2023
Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые исследователи" (2018)
Конкурс лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ – 2024, дополнительно отмеченная работа
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Анализ данных в образовании I (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Анализ данных в образовании I (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Жизненный цикл образовательного продукта: от задумки до реализации (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Итоговая аттестация (Курс обязательный; 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Доказательное развитие образования" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Навыки академического письма и исследовательской работы" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Основы проведения исследований в EdTech (Курс обязательный; 2 модуль)рус
- Практики EdTech (Майнор; где читается: Институт образования)рус
- Разработка дизайна исследования в EdTech (Курс обязательный; 2 модуль)рус
- Сбор данных: качественные и количественные исследования (Курс обязательный; 3 модуль)рус
- Теории в EdTech (Курс обязательный; 1 модуль)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Анализ данных в образовании I (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Анализ данных в образовании I (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Навыки академического письма и исследовательской работы" (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Практики EdTech (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Анализ данных в образовании I (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Анализ данных в образовании I (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Навыки академического письма и исследовательской работы" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 2 модуль)рус
- Национальные и международные программы оценки образовательных достижений (Маго-лего; 3 модуль)рус
- Практики EdTech (Майнор; где читается: Институт образования; 3, 4 модуль)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Анализ данных в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Навыки академического письма и исследовательской работы" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Анализ данных в образовании (Магистратура; где читается: Институт образования; 1-й курс, 1-3 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Навыки академического письма и исследовательской работы" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
Конференции
- 2022
The European Conference on Educational Research (ECER 2022) (Ереван). Доклад: Is There Life In Mathematics? Pisa, Timss And Russian Exam Tasks In The Context Of Real Problems
- 2021
Апрельская конференция НИУ ВШЭ (Москва). Доклад: Эффекты пандемии COVID-19 на стратегии женщин в онлайн-образовании: Skyeng кейс
7th International Conference on Computational Social Science (IC2S2) (Цюрих, online). Доклад: Digital traces reveal the gender gap of flexible workers: women work less in the evenings
- 2020
CIES 2020 Annual Conference (Майми). Доклад: The relationship between the teacher individual characteristics and their ICT using
EDULEARN20. Доклад: Last seen recently: how primary school students use social networks and internet for communication
NetSciEd2020 (Онлайн). Доклад: How concept maps with and without a list of concepts differ: the case of statistics
- 2019
PME & Yandex Russian conference “Technology and Psychology for Mathematics Education” (Москва). Доклад: RELATIONSHIP BETWEEN TEACHING PRACTICES AND MATHEMATICAL PROCESSES OUTCOMES IN SECONDARY SCHOOL: BASED ON A LONGITUDINAL TIMSS-PISA STUDY
CIES 2019 Annual Conference (Сан-Франциско). Доклад: The level of functional literacy and students' educational and non-educational characteristics
Networks applied in science education research (Хельсинки). Доклад: The network approach for assessing knowledge structure changes owing to learning
- 2018
CIES 2018 Annual Conference (Мехико). Доклад: Teacher routine seeking, teaching practices, and student outcome
CIES 2018 Annual Conference (Мехико). Доклад: Which teaching practices are matter for math learning: Evidence from longitudinal data on TIMSS and PISA
- 2017
XI Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады «Современное российское общество и социология» (Москва). Доклад: Родительские практики обучения чтению и уровень читательской грамотности детей в России: по данным PIRLS 2011
The 10th Annual Embodied and Situated Language Processing Conference (Москва). Доклад: Spontaneous retrieving vs. forced concepts in concept maps of novices and experienced students
- 2016
XVII Апрельская международная конференция (Москва). Доклад: Родительские практики обучения чтению и уровень читательской грамотности детей в России: по данным PIRLS 2011
VII Международная научно-практическая конференция памяти А.О. Крыштановского «Методы и процедуры социологических исследований» (Москва). Доклад: Валидность и надежность российской версии шкалы социальной желательности TALIS
Опыт работы
2015
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Институт образования / Международная лаборатория анализа образовательной политики
Стажер-исследователь
Информация*
- Общий стаж: 10 лет
- Научно-педагогический стаж: 6 лет
- Преподавательский стаж: 6 лет
Онлайн-курсы, ориентированные на людей старшего возраста, — перспективная ниша?
Население мира стареет, и это неизбежно влияет на экономику. Растет спрос на товары и услуги для пожилых людей. Этот сегмент рынка называют «серебряной экономикой». Эксперты Инобра в интервью Skillbox Media отмечают большой потенциал этого направления. Но проблем на этом пути тоже хватает.
Кто применяет программу исследований, тот управляет EdTech
Информация сегодня окружает нас со всех сторон, и чтобы извлечь из нее реальную пользу, недостаточно просто собирать данные — нужно уметь правильно их «готовить». Именно поэтому все больше компаний обращаются к исследователям. Они помогают навести порядок в море информации, избежать лишних затрат и не допустить ошибок, которые могут дорого обойтись.
Войди в EdTech c ВШЭ и SkyEng
Рынок онлайн-образования стремительно растет, и конкуренция становится все жестче. В борьбе за внимание клиентов компаниям нужно точно знать, что действительно работает и приносит результаты. Вот почему сегодня так востребованы исследователи в EdTech.
Завершилась летняя школа «Как цифровые следы продвигают исследования образования»
С 8 по 10 июля в онлайн формате прошла совместная летняя школа Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании и магистерской программы "Доказательное развитие образования".
В EdTech установка на доказательные решения: исследователи становятся ключевыми специалистами в сфере образовательных технологий
Компании EdTech все чаще привлекают профессиональных исследователей для принятия обоснованных бизнес-решений. Эксперты отмечают растущий спрос на специалистов, способных проводить комплексный анализ пользователей и рынка.
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Оценили по понятиям: новый метод анализа концептуальных карт раскрывает секреты организации знаний.
Как понять, действительно ли студенты разобрались в новой теме или только запомнили набор умных слов? Анастасия Капуза решила найти ответ на этот вопрос в своем диссертационном исследовании. Она предложила новый подход к оценке знаний студентов, основанный на использовании концептуальных карт — схем, которые студенты составляют, чтобы показать связи между ключевыми идеями изучаемой темы. Этот метод позволяет более точно отслеживать, как развивается понимание студентами новых концепций в процессе обучения.
Сотрудники МЛОПИО стали лауреатами Конкурса лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ НИУ ВШЭ
10 июня состоялась церемония награждения победителей IV Конкурса лучших русскоязычных работ НИУ ВШЭ. В числе призеров в Научной номинации по направлению «Образование» оказалась научный сотрудник МЛОПИО Ксения Адамович со статьей «Игра на повышение: роль виртуальной валюты в стимулировании выполнения домашних заданий на платформе Skyeng».
Кроме того, в этой же категории жюри конкурса особо отметило статью «Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения» в число авторов которой входит научный сотрудник МЛОПИО Анастасия Капуза.
Особо отмеченной работой научно-популярной номинации стала Серия материалов для учителей «Цифровые технологии в образовании», авторский коллектив которой в основном состоял из сотрудников лаборатории.
Поздравляем коллег с заслужанным признанием их достижений!
Прошел научный круглый стол “Как цифровые следы изменили исследования в образовании”
24 апреля 2024 года состоялся научный круглый стол "Как цифровые следы изменили исследования в образовании", организованный Международной лабораторией оценки практик и инноваций в образовании (МЛОПИО).
На круглом столе сотрудники лаборатории и приглашенные эксперты обсудили актуальные вопросы аналитики и использования цифровых следов в сфере образования с точки зрения научных исследований и практик EdTech компаний.
Сотрудники МЛОПИО приняли участие в конференции "Гуманитарные проблемы актуальных наук" в ИТМО
Сотрудники Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании приняли участие в конференции "Гуманитарные проблемы актуальных наук: цифровая дисциплина и проект", прошедшей 15-17 апреля в центре цифровых гуманитарных исследований университета ИТМО в Санкт-Петербурге.
От аутентичности до патентов: как прошел второй полуфинал «Научных боев»
Под лозунгом «Никаких презентаций. Только бесконечная харизма, обаяние и интересный реквизит» прошел 2-й полуфинал VII сезона «Научных боев» в павильоне «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. Четыре участника, каждый с уникальной темой и подходом, представили результаты своих исследований, охватывающих широкий спектр областей — от социальных наук до координационной химии.
Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы
В 2020-2023 году научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% – в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек. Эти программы являются результатом глубокой взаимосвязи с научными проектами, реализуемыми в рамках научной деятельности Центра. Что делает эти образовательные программы такими уникальными и инновационными? В чём их особенности и преимущества?
Отметили день рождения Факультета социальных наук
На дне рождения факультета социальных наук состоялась презентация нашей лаборатории.
Идеям в образовании подобрали ключик: и не спрашивайте, при чем тут Вавилонская башня
В Инобре учатся люди с разным бэкграундом: здесь и начинающие учителя, и опытные управленцы; и вчерашние студенты, и те, кто уже готовится выпустить исследование, авторскую методику или продукт для рынка. Если помножить это на многообразие самой сферы образования, то можно вспомнить библейскую историю про Вавилонскую башню, где все говорили на разных языках. Мысль дать всем общий взгляд на ландшафт в целом воплотилась в идею курса «Ключевые идеи в российском образовании». В перспективе он может быть интересен не только нашим студентам, но и всем, кто хочет системно знакомиться с образованием. Идею поддержали в Благотворительном фонде Владимира Потанина: проект курса получил грант.
Команда МЛОПИО приняла участие в международной конференции ECER
Впервые после начала пандемии COVID-19 наши коллеги отправились на международную оффлайн-конференцию European Conference on Educational Research (ECER) 2022, которая в этом году проходила в Ереване. Конференции ECER проходят ежегодно, привлекая исследователей из более чем 70 стран, их организовывает Европейская ассоциация исследований образования (European Educational Research Association). Мы попросили наших коллег поделиться впечатлениями о конференции и рассказать об исследованиях, которые они презентовали.
В гиг-экономике сохраняется гендерный разрыв
Ученые из Института образования НИУ ВШЭ изучили данные о рабочем графике преподавателей онлайн-школы английского языка и показали, что женщины в возрасте 25–35 лет работают меньше, чем мужчины. Это связано с их более низкой загруженностью в вечерние часы. Статья “Women in gig economy work less in the evenings” опубликована в Scientific Reports.
Эксперимент МЛОПИО вошел в международную базу исследований J-PAL
Исследование Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании вошло в базу исследований эффективности Лаборатории действий по борьбе с бедностью Абдула Латифа Джамиля (Poverty Action Lab, J-PAL)
Торжественное награждение сотрудников международных лабораторий, посвященное 10-летию проекта «Международные лаборатории»
24 декабря в Культурном центре Вышки прошла церемония награждения в связи с десятилетним юбилеем проекта «Международные лаборатории». Сотрудники Международной лаборатории оценки практик и инноваций в образовании получили благодарности за внесенный вклад в реализацию проекта.
МЛОПИО подводит итоги года
Приближается Новый год, и для многих людей это становится стимулом подвести итоги уходящего года. Наша лаборатория решила поддержать этот тренд и составить список достижений и успешных проектов за 2021 год.
В интернете обмануть меня не сможешь
В какую соцсеть ни зайдешь, обязательно встретишь приглашение чему-то учиться – платно или бесплатно, на курсах или в онлайн-школах… Их все больше, конкуренция все жестче: каждый пытается завлечь побольше клиентов и доказать, что его решения работают. А как на самом деле? Оценить качество онлайн-курсов и технологий смогут выпускники нового майнора «Исследователь в EdTech». Для бакалавров Вышки его запустили психометрики Инобра и Яндекса.
Закрытые границы – не помеха
Сотрудники Международной лаборатории в роли студентов европейского университета
Пришла эпоха измерений
Вышка подвела итоги ежегодного конкурса научно-исследовательских работ студентов. Призовые места и дипломы лауреатов в номинации «Образование» получили 11 человек. Верхние строчки заняли исследования, связанные с измерениями. Будущие ученые готовы измерять всё и вся – в школах и вузах.
Вошли двенадцать человек
Высшая школа экономики подвела итоги выборов «Лучших преподавателей» 2020 года. Студенты голосуют за любимых преподов в LMS, а выпускники – в рамках традиционного мониторинга, который проходит уже после вручения диплома. В этом году выборы прошли в десятый раз, в честь «юбилея» ВШЭ повысила надбавки победителям: теперь они составляют от 40 до 90 тысяч для тех, кто работает на полной ставке.
Приглашаем сотрудников в новую лабораторию
В Институте образования НИУ ВШЭ создана Международная лаборатория доказательной оценки образовательных практик и инноваций. Ее сотрудники будут оценивать эффективность и результативность образовательных решений, в том числе – цифровых средств и инструментов. Набор открыт на позиции научных сотрудников и стажеров. На вакансии могут претендовать, в том числе, студенты. Одна из возможностей для новых сотрудников – стажировка в Стэнфордском университете.
IOE Experts Take Part in Summer Schools in England and the Netherlands
Young scholars Anastasia Kapuza and Galina Larina, who teach in IOE’s Measurements in Psychology and Education Master’s program, traveled to England and the Netherlands this summer to join international schools for multidisciplinary social researchers at Essex University and Vrije Universiteit Amsterdam. “The schools have provided a host of insights about today’s top-notch approaches to social data analysis and interpretation, and we are absolutely thrilled to be sharing this expertise with IOE students in the new academic year,” Anastasia and Galina say.
Анализ данных в R, близнецы и квазиэксперименты
Молодые преподаватели магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» Института образования НИУ ВШЭ Анастасия Капуза и Галина Ларина повысили исследовательскую квалификацию на летних школах в Англии и Нидерландах. Анастасия и Галина являются выпускницами этой магистратуры и будут делиться своими новыми знаниями с новыми студентами.
Наша коллега, Анастасия Капуза, посетила летнюю школу социальных наук в Эссексе, Англия
Анастасия поделилась своими впечатлениями и мыслями о состоявшейся поездке и рассказала о том, как проходила её стажировка.
Аспирантский резерв помогает определиться с выбором
Студенты очных магистерских программ Института образования НИУ ВШЭ «Измерения в психологии и образовании» и «Доказательная образовательная политика», испытывающие интерес к научной карьере, могут воспользоваться привилегиями при поступлении в аспирантскую школу по образованию.
Новый выпуск серии «Факты образования»
В новом выпуске информационного бюллетеня «Факты образования» «Дошкольная среда обучения чтению и читательская грамотность детей при поступлении в первый класс и в конце четвертого класса по данным PIRLS 2001–2011 гг.» анализируется, как на протяжении первого десятилетия 2000-х годов в России изменялась среда обучения дошкольников чтению.
Наши стажеры выступили на студенческой образовательной конференции EdGeneration
Татьяна Чиркина и Анастасия Капуза - о выборе траектории после школы и об учительских практиках
Нужно ли учить ребенка читать до школы и как это связано с дальнейшей читательской грамотностью детей?
Исследование наших коллег по Лаборатории показало: образовательное неравенство проявляется еще до школы. Это обусловлено тем, насколько по-разному занимаются с детьми в семьях с разным уровнем культурного капитала.