Уткина Татьяна Игоревна
- Доцент:НИУ ВШЭ в Перми / Факультет социально-экономических и компьютерных наук / Департамент иностранных языков
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2005 году.
- Научно-педагогический стаж: 31 год.
Образование, учёные степени и учёные звания
- 2011Ученое звание: Доцент
- 2007Кандидат филологических наук
- 1992
Специалитет: Пермский государственный педагогический институт, специальность «Английский-немецкий языки», квалификация «учитель английского и немецкого языков»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
- Повышение квалификации по программе «Математическая статистика. Вводный курс» (76 часов), 02 апреля – 07 мая 2022 г. НИУ ВШЭ-Пермь. (Удостоверение о повышении квалификации №196176)
- Участие в IX Международной школе "Метафора за пределами лингвистики", ПГУ 22.11.2021 - 24.11.2021. Сертификат.
- Повышение квалификации по программе "Организация работы преподавателя в системе поддержки учебного процесса Smart LMS НИУ ВШЭ" (Онлайн курс, ноябрь 2021, НИУ ВШЭ SmartLMS).
- Повышение квалификации по программе «Представление информации и данных. Создание презентаций» (24 часа) (10-30 апреля 2020 НИУ ВШЭ Москва. Удостоверение о повышении квалификации №166609).
- Повышение квалификации по программе «Преподавание русского как иностранного: предметное и методическое содержание курса» (40 часов) (21-25 октября 2019 НИУ ВШЭ-Пермь. Удостоверение о повышении квалификации №138798).
- Повышение квалификации по программе «Английский как средство: методика преподавания на английском языке» /English as a Medium of Instruction (38 часов) (24-27 сентября 2018 НИУ ВШЭ-Пермь. Удостоверение о повышении квалификации №097911).
- Повышение квалификации по программе «Подготовка международных публикаций: количественные методы сбора и обработки информации» (16 часов) (12-15 сентября 2016 НИУ ВШЭ-Пермь. Удостоверение о повышении квалификации №073321).
- Повышение квалификации по программе "Основы презентации данных: визуальное мышление и инфографика" (38 часов) (01-15 декабря 2015г. Удостоверение о повышении квалификации №057937).
- Участие в 3 Международной летней школе "Метафора в познании", ПГУ 27.07.2015 - 31.07.2015. Сертификат.
- Повышение квалификации по программе "Обучение английскому языку для академических целей: теория и практика" с участием Э.Принса. Результат: Сертификат (40 часов 2013г.).
- Участие в Международной школе "Метафора в дискурсе" под руководством доктора Герарда Стейна. Результат: Сертификат (108 часов 2013г.).
- Участие в семинаре "Методика преподавания академического письма на английском языке в высшей школе". Результат: Сертификат (16 часов) (22-23 ноября 2013г.).
- Участие в семинаре "Критерии и технология оценивания устного и письменного ответа в формате IELTS". Результат: Сертификат (26 октября 2013г.).
- Участие в семинаре "Применение интерактивной методики для преподавания студентам высшей школы" Результат: Сертификат (29-30 марта 2013г.).
- Участие в семинаре "Международный экзамен по английскому языку IELTS: современные методы подготовки студентов". Результат: сертификат (9-10 апреля 2011г.).
- Сдача экзамена на получение Кембриджского сертификата TKT модуль 1, модуль 2, модуль 3. Результат: Сертификаты (23 июня 2010г.).
- Участие в семинаре по методике преподавания английского языка, проводимого издательством Pearson Longman в объеме 6 часов Результат: сертификат (21 сентября 2009г.).
- Курс повышения квалификации в рамках научно-практического семинара «Обучение иностранному языку в неязыковых вузах в условиях вхождения российского образования в европейское образовательное пространство» РГТЭУ, Пермь в объеме 12 часов Результат: Сертификат (18 апреля 2007г.).
- Участие в семинаре «Методика преподавания английского языка» Пермский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный торгово-экономический университет» в объеме 12 часов Результат: Сертификат EFL (14-15 апреля 2006г.).
- Курс повышения квалификации. Институт последипломного образования ГУ «Нижегородская государственная медицинская академия» по Педагогике и психологии высшей школы в объеме 216 часов Результат: Сертификат (1 марта – 16 апреля 1999г.).
Достижения и поощрения
- Почетная грамота НИУ ВШЭ-Пермь (июнь 2020)
- Благодарность НИУ ВШЭ-Пермь (декабрь 2013)
- Почетная грамота ГУ-ВШЭ Пермский филиал (декабрь 2008)
- Почетная грамота ГУ-ВШЭ Пермский филиал (декабрь 2005)
Надбавка за академическую работу (2021-2022, 2020-2021, 2018-2019, 2016-2017)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2017-2018)
Достижения и поощрения
Благодарность за отличную работу и в связи с 15-летием НИУ ВШЭ-Пермь (2013г.)
Лауреат конкурса на лучшую книгу 2008 года за книгу «Метафора в научно-популярном медицинском дискурсе»
(диплом: Фонд развития отечественного образования, Сочи – 2009).
Благодарность за педагогический талант и профессионализм, проявленные при подготовке кандидатов к экзаменам на получение сертификатов ВЕС (Представительство Департамента экзаменов по английскому языку Кембриджского университета, 2015г.)
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Деловой английский. Продвинутый курс -1 (Факультатив; 1, 2 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Английский язык.Основной курс -1 (Факультатив; 1, 2 модуль)Рус
- Введение в специальность (Бакалавриат; где читается: Факультет менеджмента (Пермь); 2-й курс, 3 модуль)Рус
- Деловой английский. Продвинутый курс -1 (Факультатив; 1, 2 модуль)Рус
- Деловой английский. Продвинутый курс -2 (Факультатив; 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Busines English. Upper-Intermediate-1 (Факультатив; 1, 2 модуль)Анг
- Business English. Upper-Intermediate - 2 (Факультатив; 3, 4 модуль)Анг
- Письменная речь в академическом контексте (Майнор; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Деловой английский. Продвинутый курс -1 (Факультатив; 1, 2 модуль)Рус
- Деловой английский. Продвинутый курс -2 (Факультатив; 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
Английский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; направление "38.03.01. Экономика", направление "38.03.02. Менеджмент"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
Английский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; направление "38.03.01. Экономика", направление "38.03.02. Менеджмент"; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Письменная речь в академическом контексте (Майнор; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 3, 4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Английский язык (Бакалавриат; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Письменная речь в академическом контексте (Майнор; где читается: Факультет экономики, менеджмента и бизнес-информатики; 3, 4 модуль)Рус
Участие в конференциях
- Доклад "Дискурсивные маркеры в академическом письме на английском языке студентов-экономистов" на XX всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета современных иностранных языков и литератур
«ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ», ПГНИУ, г. Пермь, 3 апреля 2023 г. (в соавторстве) - 22ndConference on Languages for Specific Purposes 2019 Mediating Specialised Knowledge: Challenges and Opportunities for LSP Communication, Translation and Research, Padua,Italy, 10-12 July 2019.
- Доклад "Метафоры академического письма" на конференции "Соседи по науке", НИУ ВШЭ-Пермь, 14 мая 2018.
- Доклад "The influence of economic competence on second language writing" на международном симпозиуме "5th Writing Symposium", Goettingen, Germany, 5-6 апреля 2018 г.
- Доклад "Metaphoric Competence in ESAP L2 Writing", Международный симпозиум "Metaphor as means of knowledge communication", Perm State University, 10-14 October 2016 (в соавторстве).
- Доклад "The Study of Special Knowledge Communication in Discourse: Metaphor Model Analysis," Международный симпозиум "Metaphor as means of knowledge communication", Perm State University, 10-14 October 2016 (в соавторстве).
- Доклад "Моделирование иноязычной профессиональной компетенции студента программы бакалавриата", на конференции "Соседи по науке", НИУ ВШЭ-Пермь, 14 мая 2016 г.
- Доклад "Изучение зависимости метафорической компетенции от коммуникативной и профессиональной компетенции" на конференции "Соседи по науке", НИУ ВШЭ-Пермь, 12 мая 2014 г.
- Доклад "Роль метафоры в организации концептуальной структуры научно-популярного медицинского дискурса" на VI Международной конференции РКА «Коммуникация в изменяющемся мире» Российская коммуникативная ассоциация Институт филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, Красноярск 27-29 сентября 2012 г.
- Доклад "Metaphor modelling in popular medical discourse" на международной конференции Language, culture, and society in Russian/English studies: 3rd International conference, Institute of English Studies, University of London, Senate House,July, 2012 (в соавторстве).
- Доклад «Метафора в экономическом дискурсе» на научном семинаре кафедры иностранных языков НИУ ВШЭ-Пермь (25.05.2011)
- Содоклад «Использование дистанционных технологий обучения и профессиональной подготовки в УШК» на научном семинаре кафедры иностранных языков НИУ ВШЭ-Пермь (20.04.2011)
- Доклад "Metaphor modeling in different types of discourse: comparative aspect" на XII международной конференции "Cognitive Modeling in Linguistics", 7-14 сентября 2010г. Хорватия (в соавторстве).
Публикации32
- Глава книги Mishlanova S., Utkina T. I. Critical Metaphor Analysis as a Means of (Re)construction of Knowledge Creation, in: Specialized Knowledge Mediation: Ontological & Metaphorical Modelling. Springer, 2022. doi Ch. 4. P. 81-107. doi
- Статья Elena V. Kostareva, Tatiana I. Utkina. Metadiscourse Use in Argumentative Essays Written by Russian Students at Different Levels of ESAP Study of Economics // Brno Studies in English. 2022. Vol. 48. No. 1. P. 71-92. doi
- Книга Isaeva E., Manerko L., Manzhula O., Crawford R., Engberg J., Mishlanova S., Utkina T. I., Baiburova O., Tararkov A., Bakhtin V., Al-Jarf R., Sharapkova A., Renzi B. G. Specialized Knowledge Mediation: Ontological & Metaphorical Modelling. Springer, 2022. doi
- Статья Natalia Riapina, Tatiana Utkina. Teaching EAP to Digital Generation Learners: Developing a Generation-Specific Teaching Strategy // Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2022. Vol. 10. No. 2. P. 277-289. doi
- Статья Utkina Tatiana. Teaching Academic Writing in English to Students of Economics through Conceptual Metaphors // Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2021. Vol. 9. No. 4. P. 587-599. doi
- Статья Уткина Т. И., Костарева Е. В. Особенности метадискурсивной организации академического письма на английском языке студентов-экономистов // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 74. С. 188-207. doi
- Статья Уткина Т. И., Ряпина Н. Е. Оценка влияния дистанционного обучения на успешность изучения иностранного языка в неязыковом вузе // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 473. С. 193-202. doi
- Статья Уткина Т. И. Метафорическая репрезентация концепта РОСТ в русскоязычном и англоязычном академическом экономическом дискурсе // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. Т. 58. С. 82-96. doi
- Статья Permyakova T. M., Utkina T. I. The Study of Conceptual Metaphors in ESAP L2 Writing: Range and Variability // Research in Language. 2016. Vol. 14. No. 4. P. 437-451. doi
- Статья Tatiana Utkina. The Study of Metaphor Use in ESAP L2 Writing // Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2016. Vol. 4. No. 3. P. 539-549. doi
- Статья Уткина Т. И. Метафорическое моделирование концепта "Наличные деньги" в экономическом дискурсе // Филология и культура. 2015. Т. 4. № 42. С. 157-163.
- Статья Уткина Т. И., Костарева Е. В. Функционирование дискурсивных маркеров в академическом письме на английском языке студентов-экономистов // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. Т. 6. № 38. С. 100-115. doi
- Статья Permyakova T. M., Utkina T. I. The Study of Professionalization Levels in ESAP Learning: Cognitive Metaphor Model Analysis // Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. 2014. Vol. 2. No. 3. P. 519-526.
- Статья Уткина Т. И., Пермякова Т. М. Изучение степени профессионализации академического дискурса посредством анализа моделей когнитивных метафор // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Филология. 2014. Т. 1. № 3. С. 152-161.
- Книга Инновационное развитие современной школы: практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов. Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 3 кн. / Под общ. ред.: Т. А. Ратт, Е. Г. Плотникова, А. И. Дерябин, А. Н. Кудлаева, Е. В. Костарева, Т. И. Уткина, В. В. Грабарь, Е. В. Корчагина, А. А. Борисов, Д. В. Гергерт. Кн. 1. Пермь : Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ-Пермь, 2014.
- Статья Уткина Т. И., Мишланова С. Л. Метафора в профессиональной коммуникации (на материале экономического дискурса) // European Social Science Journal. 2014. Т. 2. № 2. С. 259-264.
- Статья Мишланова С. Л., Полякова С. В., Уткина Т. И. Исследование метафоризации в сопоставительном аспекте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2-2. С. 423-431.
- Книга Kharitonova E. A., Utkina T. I., Racheva I. A., Kostareva E. V., Permyakova T. M., Strinyuk S. A., Pozdeeva E., Sheveleva M. S. ABC for Business English Exams / Отв. ред.: T. I. Utkina. Perm : Пермский филиал ГУ-ВШЭ, 2010.
- Книга Kharitonova E. A., Kostareva E. V., Racheva I. A., Permyakova T. M., Pozdeeva E., Strinyuk S. A., Utkina T. I., Sheveleva M. S. Market Leader: Essential Vocabulary. Учебное пособие для студентов 1 - 2 курсов / Отв. ред.: E. Pozdeeva. Perm : Пермский филиал ГУ-ВШЭ, 2010.
- Глава книги Уткина Т. И. Метафора в экономическом дискурсе // В кн.: Речеведение: современное состояние и перспективы. Пермь : Пермский государственный университет, 2010. С. 303-305.
- Статья Уткина Т. И., Мишланова С. Л., Полякова С. В. Метафорическое моделирование в тексте и ассоциативном поле в сопоставительном аспекте // Филологические заметки. 2010. Т. 2. № 8. С. 137-152.
- Книга Уткина Т. И. Речеведение: современное состояние и перспективы. Пермь : Пермский государственный университет, 2010.
- Книга Уткина Т. И., Мишланова С. Л. Русский язык и культура в зеркале перевода. Материалы II международной научной конференции. М. : Высшая школа перевода МГУ, 2010.
- Глава книги Уткина Т. И., Мишланова С. Л. Специфика репрезентации концепта в художественном переводе // В кн.: Русский язык и культура в зеркале перевода. Материалы II международной научной конференции. М. : Высшая школа перевода МГУ, 2010. С. 366-371.
- Книга Мишланова С. Л., Уткина Т. И. Метафора в научно-популярном медицинском дискурсе (семиотический, когнитивно-коммуникативный, прагматический аспекты). Пермь : Пермский государственный университет, 2008.
- Статья Мишланова С. Л., Уткина Т. И. Особенности метафоризации в научно-популярном дискурсе // Вестник Тюменского государственного университета. 2008. № 1. С. 114-120.
- Книга Strinyuk S. A., Utkina T. I., Ukhova T. V. Business English for Adult Learners / Ed. by S. A. Strinyuk. Perm : Пермский филиал ГУ-ВШЭ, 2007.
- Глава книги Уткина Т. И., Мишланова С. Л. Концептуальная метафора в русскоязычном научно-популярном медицинском дискурсе // В кн.: Язык медицины: Всероссийский межвузовый сборник научных трудов. Самара : ООО «ИПК «Содружество»; ГОУ ВПО «СамГМУ», 2007. С. 218-227.
- Статья Уткина Т. И. Метафора в научно-популярном медицинском дискурсе (семиотический, когнитивно-коммуникативный и прагматический аспект) // Вестник Пермского университета. Серия: Иностранные языки и литературы. 2007. № 2(7). С. 115-119.
- Книга Уткина Т. И., Мишланова С. Л. Научно-техническая терминология: Мат. XII междунар. конф. «Нормативное и описательное терминоведение». М. : ФГУП «Стандартинформ», 2007.
- Глава книги Уткина Т. И., Мишланова С. Л. Термин в научно-популярном дискурсе // В кн.: Научно-техническая терминология: Мат. XII междунар. конф. «Нормативное и описательное терминоведение». М. : ФГУП «Стандартинформ», 2007. С. 35-36.
- Книга Уткина Т. И., Мишланова С. Л. Язык медицины: Всероссийский межвузовый сборник научных трудов. Самара : ООО «ИПК «Содружество»; ГОУ ВПО «СамГМУ», 2007.
Опыт работы
2005 - по настоящее время Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Пермь), доцент департамента иностранных языков
1992 - 2005 Пермская государственная медицинская академия, старший преподаватель кафедры иностранных языков
Информация*
- Общий стаж: 31 год
- Научно-педагогический стаж: 31 год
- Преподавательский стаж: 31 год
Организационная работа
2016 Проведение занятий в рамках мероприятия «День Высшей школы экономики» в МАОУ «Лицей № 1», г. Кунгур в рамках приемной кампании 2016 года.
2015 Разработка тестовых материалов и проведение очного тура олимпиады «Профи-край» для учителей английского языка Пермского края (август – декабрь)
2013 Руководство секцией на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновационное развитие современной школы: практика и подходы к реализации новых образовательных стандартов» 30-31 октября 2013 года, город Пермь.
2011 Руководство индивидуальной и групповой работой учителей английского языка образовательных учреждений Пермского края над повышением предметной (языковой и методической) компетенции в формате дистанционного образования
2010 Руководство индивидуальной и групповой работой учителей английского языка образовательных учреждений Пермского края над повышением предметной (языковой и методической) компетенции в формате дистанционного образования.
2010 Проведение семинара «Основные подходы к содержательному и технологическому обеспечению процесса разноуровневого обучения английскому языку в современной школе. Технологии разноуровневого обучения чтению» в рамках повышения профессиональной компетенции учителей английского языка образовательных учреждений Пермского края.
2009 Руководство индивидуальной и групповой работой учителей английского языка образовательных учреждений Пермского края над повышением предметной (языковой и методической) компетенции в формате дистанционного образования.
Координация научных и методических семинаров кафедры иностранных языков НИУ ВШЭ-Пермь(2007-2013)
Преподавание на программах дополнительного профессионального образования (Курс подготовки к Кэмбриджским экзаменам BEC Preliminary и BEC Vantage; Курс повышения квалификации для ППС и АУП General English Elementary; Курс повышения квалификации для ППС и АУП General English Pre-Intermediate; Курс английского языка для курса MBA)
Руководитель направления департамента на образовательном направлении Экономика (2012-2016):
- Отвечала за реализацию стратегии развития деятельности департамента на курируемом образовательном направлении подготовки студентов; формировала предложения по улучшению организации учебного процесса по профилю департамента в рамках курируемого направления;
- поддерживала постоянное взаимодействие со студентами, преподавателями и руководителем образовательной программы по вопросам организации учебного процесса;
- принимала участие в планировании всех видов закупок в пределах курируемого направления;
- оформляла и хранила документы в электронном и бумажном виде в пределах своей компетенции;
- отчитывалась о результатах своей деятельности на заседаниях департамента;
- осуществляла координацию и контроль за выполнением всех видов учебных занятий в рамках курируемого направления; проведением экзаменов и зачетов, а также промежуточных испытаний обучающихся по дисциплине;
- координировала работу по разработке учебно-методических материалов по преподаваемой учебной дисциплине (в том числе разработка и пересмотр программ и УМК дисциплины); принимала участие в подборе новой учебной, методической и справочной литературы (формирование библиотечного фонда);
- обеспечивала учебную и методическую помощь начинающим преподавателям кафедры (в т.ч., посещение занятий).
Эрнест Хемингуэй и Лев Толстой, Антуан де Сент-Экзюпери и Герман Гессе
Об особенных книгах рассказали Мария Шашкина, Анна Хоменко, Татьяна Уткина
Татьяна Уткина выступила на международном симпозиуме по академическому письму в Геттингене
5-6 апреля в Геттингене (Германия) состоялся пятый Симпозиум Академического письма, который был посвящен проблеме интеграции академического письма в образовательные программы интернациональных университетов.