• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как учат и оценивают студентов в НИУ ВШЭ

  • Учебный год разбит не на семестры, а на 4 модуля по 8-12 учебных недель, в конце каждого – сессия.
  • Времени на подготовку к сессии не выделяется. В течение семи дней сессии студентам могут назначить 7 экзаменов, но не более одного в день.
  • Экзамен – естественная часть изучения дисциплины. Он проводится не раньше 9:00 и завершиться не может позднее 21:00, продолжительность – не более 4 академических часов.
  • Зачетов по учебным дисциплинам в Вышке нет. Экзамена по отдельным дисциплинам тоже может не быть, тогда в период сессии выставляется результирующая оценка по дисциплине, равная накопленной. Зачеты сохраняются по физкультуре и по недлинным проектам.
  • Итоговый результат по дисциплине складывается из оценки, полученной во время сессии на экзамене, и оценок, которые студент получал в ходе учебы. Формулы по каждой дисциплине свои.
  • В Вышке принята десятибалльная шкала оценивания, существуют таблицы ее соответствия с пятибалльной шкалой и шкалой ECTS. Преподаватель в рамках текущего контроля может использовать любую шкалу.
  • Зачетка – электронная. Все оценки выставляются в ведомости и затем появляются у студентов в личной электронной зачетке в LMS.
  • Преподаватель фиксирует промежуточные результаты студентов в рабочей ведомости. Оценки за экзамены выставляются в экзаменационную ведомость.

Учебный план бывает разным

Весь учебный процесс организован на основе учебных планов на нормативный срок обучения (для бакалавров - 4 года, для магистров - 2 года), которые разрабатываются согласно образовательным стандартам и уточняются ежегодно (рабочие учебные планы) на каждый конкретный учебный год. Учебные планы содержат перечень, объемы и последовательность изучения всех дисциплин по каждой образовательной программе.

Каждый студент ежегодно оформляет индивидуальный учебный план - список дисциплин, которые студент обязуется освоить в течение учебного года.

Нужно ли учиться на пятерки

Пять баллов для студентов НИУ ВШЭ - вполне допустимая оценка, она означает, что студент учится удовлетворительно. Однако если вы намерены учиться хорошо и отлично, то нужно помнить, что шкала оценок в Вышке - десятибалльная. Ее соотношение с пятибалльной и европейской шкалами оценками приведено по ссылке.

Кстати! В Вышке нельзя пересдать удовлетворительную, хорошую, или отличную оценку на еще более отличную. Это запрещено, даже если случайно полученные пять баллов мешают вам претендовать на красный диплом.

Рейтинг студентов

Рейтинг — документ, отражающий относительную успеваемость студента за выбранный промежуток времени. Он представляет собой список студентов курса одного направления обучения, отсортированный по успеваемости в порядке убывания. За успеваемость принято считать рейтинговую сумму, равную сумме итоговых и промежуточных оценок студента, полученных в предыдущем семестре в ходе рубежного контроля, домноженных на кредитные коэффициенты соответствующих дисциплин или доли последних, если это не первый или не последний в данном учебном году зачёт/экзамен по дисциплине. Кредитные коэффициенты для каждой учебной дисциплины указаны в учебном плане факультета/отделения.
 

Больше о студенческом рейтинге

Из чего складывается оценка

Результирующая оценка по дисциплине (или по части дисциплины) складывается из накопленной оценки и оценки за экзамен. Накопленная оценка складывается из текущих оценок (за домашние работы, эссе, проекты, контрольные работы, выступления на семинарах и пр.). Принцип сложения текущих оценок в накопленную преподаватель описывает в программе читаемой им дисциплины. Оценки за разные элементы дисциплины могут иметь разный «вес». Но при сложении их в накопленную оценку все текущие оценки в сумме должны составлять 100%.

В программе дисциплины преподаватель также описывает, какой «вес» в результирующей оценке имеет оценка за экзамен и накопленная оценка. «Вес» экзамена, если он предусмотрен, должен быть не ниже 20% и не выше 80%. Результирующая, накопленная и оценка за экзамен обязательно выражаются целыми числами.

В Вышке система оценивания - накопительная. Именно поэтому в большинстве случаев студент, не накопивший в течение периода изучения дисциплины ничего, или накопивший очень мало, не может получить положительную результирующую оценку.

Если на экзамене студент получил неудовлетворительную оценку, его итоговая оценка по курсу необязательно тоже будет неудовлетворительной: она может быть выше, если текущие оценки были достаточно высоки и формула предусматривает весомый вклад накопленной оценки в результирующую.

 

Накопленная оценка

  • Учитывает результаты выполнения студентом домашних заданий, эссе, рефератов, контрольных работ, опросов, и др.
  • Преподаватель может ставить накопленную оценку в зависимости от посещаемости студентом лекционных и семинарских занятий.
  • Выставляется по формуле, записанной в программе дисциплины, до проведения экзамена (если он предусмотрен).
  • Не может являться основанием для недопуска к экзамену, даже если уровень накопленной оценки очень низкий.
  • Может являться основанием для освобождения от экзамена и выставления «автомата» (8-10 баллов).
  • Округляется до целого числа по правилам, указанным в программе дисциплины. Если никакое правило не указано - применяется арифметическое округление.

Оценка за экзамен

  • Выставляется по итогам экзамена.
  • При устной форме объявляется в этот же день.
  • При письменной или смешанной форме может объявляться через несколько дней после написания работы, но не позднее чем через 5 рабочих дней после проведения письменной работы.
  • Объявляется во время сессии, в день показа работ, при этом сама письменная работа может проводиться раньше сессии.
  • Оценка должна быть целым числом по десятибалльной шкале.

Результирующая оценка

  • Является взвешенной суммой накопленной оценки и оценки за экзамен.
  • Ни один из весов не может быть больше 80 процентов.
  • Равна накопленной оценке в случае «автомата» или, если по дисциплине не предусмотрен экзамен.
  • Результирующая оценка - целое число. Округляется до целого числа по правилам, указанным в программе дисциплины. Если никакое правило не указано - применяется арифметическое округление.

Санкции за списывание

За списывание, использование запрещённых материалов и средств во время экзамена, общение с другими студентами преподаватель вправе удалить студента с экзамена и выставить ему в ведомость оценку «Неудовлетворительно (0) за экзамен». Также студенту могут объявить выговор, который не позволит, например, получить скидку на обучение или стипендию.

В Вышке строго следят за соблюдением академических норм при выполнении студентами письменных работ и при подготовке к устным. Обязательны к проверке через систему "Антиплагиат" курсовые и выпускные квалификационные работы студентов. Преподаватель может проверять и другие письменные работы студентов.
 

Подробнее про плагиат

Подача апелляции

В соответствии с Положением об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ апелляция в связи с неудовлетворенностью оценкой не принимается. Студент может апеллировать к нарушению процедур проведения экзамена, некорректности заданий, несоответствию расчета оценки, по сравнению с программой дисциплины. Апелляция подаётся студентом на имя академического руководителя образовательной программы (проректора по учебной работе Рощина С.Ю. при апелляции результатов итогового контроля по общеуниверситетскому факультативу) в течение трёх рабочих дней с даты объявления результатов. В заявлении следует указать факты, подтверждающие некорректность вопросов или требуемых ответов на них, их выхода за рамки программы, нарушения преподавателем процедуры проведения контроля или несоблюдения им описанной в программе дисциплины методики выведения оценки.

Апелляция рассматривается в течение 3 рабочих дней с момента подачи заявления специально созданной для этого комиссией, в состав которой входят не менее трёх преподавателей, один из которых назначается председателем комиссии. В состав апелляционной комиссии не может быть включен преподаватель, принимавший экзамен или пересдачу экзамена.

Апелляционная комиссия проводит заседание в присутствии студента и преподавателя, принимавшего экзамен или пересдачу экзамена. На заседании также может присутствовать один представитель Студенческого совета факультета, на котором обучается студент, по предварительному согласованию с председателем апелляционной комиссии.

Неявка студента и/или преподавателя, принимавшего экзамен или пересдачу экзамена, не препятствует рассмотрению апелляции. 

Академическая задолженность и пересдачи

Академическая задолженность («хвост» на вузовском жаргоне) — обязанность студента пересдать экзамен по любой дисциплине (в т.ч. курсовую работу), если после сдачи экзамена студент получил результирующую оценку ниже 4 или не явился на экзамен без уважительной причины. К академическим задолженностям относится также «невыбор» темы курсовой работы или ВКР в установленный срок.

Подлежит отчислению студент и при наличии у него 3 неудовлетворительных оценок по разным дисциплинам в течение одного полугодия. Таких студентов к пересдачам не допускают.

Для продолжения обучения студент обязан своевременно ликвидировать все академические задолженности.

Пересдается именно экзамен. В исключительных случаях комиссия может не принимать во внимание уровень накопленной оценки.

Ликвидация академических задолженностей осуществляется два раза в год - в периоды пересдач, которые в НИУ ВШЭ имеют строгие границы. Неуды и неявки по итогам первого и второго модулей студент может "погасить" только с 11 января по 15 февраля. Весенние и летние "хвосты" ликвидируются только с 1 сентября по 15 октября будущего учебного года. Для студентов выпускного курса декан может организовать пересдачи по весенним неудам до начала государственных экзаменов. Для студентов невыпускных курсов запрещено организовывать пересдачи не в период пересдач.

Студенты сами записываются на пересдачи экзаменов. Работники учебного офиса доводят информацию о датах и времени приема преподавателями пересдач задолженностей по дисциплине до сведения студентов. Ответственность за запись на пересдачу и участие в ней несет сам студент.

Cтуденту предоставляется два шанса пересдать дисциплину на положительную оценку: первая пересдача, принимаемая тем же преподавателем, и, если первая попытка не удалась, студенту предоставляют вторую попытку — пересдачу комиссии, состоящей не менее чем из трех преподавателей, включая того преподавателя, который принимал экзамен первый раз.

Если после всех пересдач студент все еще имеет "хвосты" по одной или двум дисциплинам (иным элементам учебного плана) или не выбрал тему курсовой работы /ВКР, то студенту предлагается индивидуальный учебный план для повторного изучения дисциплин.

При отказе от индивидуального учебного плана с повторным изучением студент подлежит отчислению после окончания периода пересдач.

Если заболел перед экзаменом

Необходим документ, подтверждающий уважительную причину пропуска. Его нужно предъявить в учебную часть в день, указанный в справке как день начала занятий. Студент, имеющий академическую задолженность или пропустивший экзамен во время сессии по уважительной причине, самостоятельно определяет дату пересдачи из предложенных в расписании дат пересдач и записывается в учебной части для участия в пересдаче в конкретный день. Если Вы не смогли явиться на пересдачу по уважительной причине в течение всего периода ликвидации академических задолженностей, Вам необходимо предоставить заключение Клинико-экспертной комиссии по месту жительства о возможности предоставления Вам академического отпуска.

Следует заметить, что поскольку обучение на дневном отделении добровольно и накладывает на обучающихся обязанности по посещению учебных занятий, которые согласно Уставу могут проводиться с 9 часов утра до 9 часов вечера, необходимость студента выполнять свои обязанности по работе уважительной причиной для пропуска экзамена не является.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.