• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Контроль знаний студентов

 

  • Учебный год разбит не на семестры, а на 4 модуля по 8-12 учебных недель, в конце каждого – сессия. Точные даты на каждый год — в графике учебного процесса.
  • Времени на подготовку к сессии не выделяется. В течение семи дней сессии студентам могут назначить 7 экзаменов, но не более одного в день.
  • Экзамен – последний элемент контроля по дисциплине. Он начинается не ранее 9:00 и завершается не позднее 21:00. Продолжительность экзамена — не более 4 академических часов. Для некоторых дисциплин экзамен может быть не предусмотрен — это указывается в программе учебной дисциплины (ПУД).
  • Зачетов по учебным дисциплинам в Вышке нет. Экзамена по отдельным дисциплинам тоже может не быть, тогда в период сессии выставляется оценка по промежуточной аттестации. Зачеты сохраняются по физкультуре и по недлинным проектам в рамках практической подготовки.
  • Оценка по промежуточной аттестации рассчитывается с помощью формулы, учитывающей каждую из оценок по Элементам контроля. Формулы по каждой дисциплине свои и указываются в ПУД.
  • В Вышке принята десятибалльная шкала оценивания, существуют таблицы ее соответствия с пятибалльной шкалой и шкалой ECTS. Преподаватель в рамках текущего контроля может использовать любую шкалу.
  • Зачетка – электронная. Все оценки выставляются в ведомости и затем появляются у студентов в личной электронной зачетке в LMS.
  • Преподаватель фиксирует промежуточные результаты студентов в рабочей ведомости. Оценка по дисциплине выставляется в ведомости промежуточной аттестации.

Учебный план бывает разным

Весь учебный процесс организован на основе учебных планов на нормативный срок обучения (для бакалавров — 4 года, для магистров — 2 года), которые разрабатываются согласно образовательным стандартам и уточняются ежегодно (рабочие учебные планы) на каждый конкретный учебный год. Учебные планы содержат перечень, объемы и последовательность изучения всех дисциплин по каждой образовательной программе.

Каждый студент ежегодно оформляет свой индивидуальный учебный план — список дисциплин, которые студент обязуется освоить в течение учебного года.

Нужно ли учиться на пятерки

Пять баллов для студентов НИУ ВШЭ — вполне допустимая оценка, она означает, что студент учится удовлетворительно. Однако если вы намерены учиться хорошо и отлично, то нужно помнить, что шкала оценок в Вышке — десятибалльная. Ее соотношение с пятибалльной и ECTS шкалами оценками приведено по ссылке.

Кстати! В Вышке нельзя пересдать удовлетворительную, хорошую, или отличную оценку на еще более отличную. Это запрещено, даже если случайно полученные пять баллов мешают вам претендовать на диплом с отличием.

Накопительная система обучения

Основополагающим принципом оценивания результатов обучения студентов является накопительный характер промежуточной аттестации: оценка по дисциплине зависит от постоянных усилий студента, которые выявляются посредством оценок по каждому из элементов контроля в течение модуля, семестра или года.

Оценка за промежуточную аттестацию, которая формируется во время сессии, зависит от формулы расчета, учитывающей оценки, полученные во время текущего контроля, включая оценку за экзамен.

Промежуточная аттестация

Текущая и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Положением об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ.

Оценка по промежуточной аттестации рассчитывается с помощью формулы, которая в обязательном порядке фиксируется в программе дисциплины и учитывает каждую из оценок по элементам текущего контроля знаний, перечень которых также фиксируется в программе дисциплины с указанием тех элементов, результаты которых не подлежат пересдаче. Если в качестве формулы расчета оценки промежуточной аттестации используется взвешенная сумма оценок по элементам текущего контроля с суммой весов, равной 1, то ни одна из оценок текущего контроля знаний не может весить в этой формуле более 70%.

Любой элемент контроля знаний, в том числе экзамен, может иметь блокирующий характер. Если по блокирующему элементу контроля получена неудовлетворительная оценка, то промежуточная оценка (либо ее часть) будет неудовлетворительной до тех пор, пока студент не получит по этому элементу контроля положительную оценку (сразу или на пересдаче), после чего промежуточная оценка (либо ее часть) рассчитывается с учетом полученной положительной оценки.

Неудовлетворительная оценка по элементу контроля по дисциплине не может быть причиной недопуска студента к следующим элементам контроля по этой дисциплине (включая экзамены).

Санкции за списывание

За списывание, использование запрещённых материалов и средств, а также общение с другими студентами во время проведения элементов контроля преподаватель вправе удалить студента из аудитории и выставить ему в ведомость оценку «0».

В Вышке строго следят за соблюдением академических норм при выполнении студентами письменных работ. Обязательной проверке на плагиат подлежат курсовые работы, ВКР и работы, выполняемые как итоговые в рамках дисциплины «Академическое письмо» на английском языке.

По желанию преподавателя, читающего соответствующую учебную дисциплину, проверке на плагиат могут подлежать письменные домашние задания, рефераты, эссе и контрольные работы.  

Студент, в работе которого был обнаружен плагиат, может быть отчислен.

Подробнее про плагиат

Академическая задолженность и пересдачи

Академическая задолженность («хвост» на вузовском жаргоне) возникает тогда, когда студент получает неудовлетворительную оценку по промежуточной аттестации по дисциплине – ниже 4 баллов (по 10-балльной шкале), не проходит промежуточную аттестацию по дисциплине при отсутствии уважительных причин, и (или) не принимает участие в обязательной внешней оценки, предусмотренной учебным планом ОП или иным распорядительным актом. К академическим задолженностям относится также «невыбор» темы курсовой работы или ВКР в установленные сроки.

Для продолжения обучения студент обязан своевременно ликвидировать все академические задолженности. Пересдаче может подлежать как часть, так и набор элементов контроля по дисциплине (это прописано в ПУД.). Для ликвидации академической задолженности в определенные сроки организуются пересдачи: первая и вторая. Первая пересдача проводится преподавателем, который выставлял оценку по промежуточной аттестации, а вторая пересдача принимается комиссией в составе не менее трех человек, включая оценивающего преподавателя. После пересдачи промежуточная оценка по дисциплине выводится по первоначальной формуле, описанной в программе дисциплины, с учетом новых оценок по пересданным элементам контроля.

Если по итогам первой пересдачи студент сохраняет одну или две академические задолженности, он имеет возможность выбрать один из вариантов:


Ликвидация академических задолженностей ("неудов" и неявок) осуществляется два* раза в год в периоды пересдач, которые в НИУ ВШЭ имеют строгие границы:

Академ.задолженность получена

Период пересдач

в 3–4 модуле

1 сентября — 15 октября

в 1–2 модуле

10 января — 15 февраля

Для студентов выпускных курсов назначается дополнительный период пересдач академических задолженностей за третий модуль до начала проведения государственной итоговой аттестации.

Расписание пересдач доводится до сведения студентов, имеющих академические задолженности по итогам последней сессии, не позднее чем за три дня до даты назначения первой пересдачи. Студент, у которого расписание пересдач существенно конфликтует с расписанием занятий, направляет запрос менеджеру программы о поиске возможных вариантов изменения имеющейся даты пересдачи в рамках установленных сроков для периода пересдач. Промежуток между первой пересдачей и второй пересдачей комиссии должен составлять не менее 5 календарных дней.

При сохранении академической задолженности после второй пересдачи студент подлежит отчислению по инициативе университета за недобросовестное освоение образовательной программы, и далее можно восстановиться.

Показатель качества учебной деятельности

По итогам сессий для каждого студента оценивается показатель качества учебной деятельности (КУД), в зависимости от значения которого принимаются решения о возможности продолжения образования с сохранением текущих условий. Простыми словами, КУД — это количество дисциплин, по которым у студента есть неудовлетворительные оценки. Для большинства студентов критическое значение КУД равно двум, что означает, что больше двух академических задолженностей иметь нельзя — такие студенты подлежат отчислению как не выполняющие обязанности по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана, и далее можно восстановиться.

Подача апелляции

Студент может подать апелляцию на результаты блокирующих элементов контроля и (или) экзаменов, при этом апелляция в связи с неудовлетворенностью оценкой не принимается.

Основаниями для подачи апелляции могут быть некорректность в постановке вопросов, ошибки в формулировках задач и тестовых заданий, нарушение процедуры проведения элемента контроля или методики выставления оценки за работу, а также обстоятельства, которые помешали преподавателю объективно оценить работу. Конкретные основания для апелляции должны быть обязательно отражены в заявлении.

Апелляция подаётся студентом в течение трех рабочих дней с момента объявления оценки на имя академического руководителя образовательной программы / проректора по учебной работе С.Ю.Рощина (если апелляция относится к результатам экзаменов и (или) блокирующих элементов контроля по общеуниверситетскому факультативу).

Апелляция рассматривается в течение 3 рабочих дней с момента подачи заявления специально созданной для этого комиссией. В состав комиссии входят не менее трех преподавателей. Преподаватель, принимавший экзамен и (или) блокирующий элемент контроля или его пересдачу, в состав апелляционной комиссии не входит.

Апелляционная комиссия проводит заседание в присутствии студента и преподавателя, принимавшего элемент контроля или его пересдачу. На заседании также может присутствовать один представитель Студенческого совета факультета, на котором обучается студент/Студенческого совета университета (при отсутствии Студенческого совета факультета)/Студенческого совета филиала (для студентов филиалов НИУ ВШЭ) по предварительному согласованию с председателем апелляционной комиссии.

Неявка студента и (или) преподавателя, принимавшего экзамен и (или) блокирующий Элемент контроля или его пересдачу, не препятствует рассмотрению апелляции. 

Если апелляция удовлетворена, студенту предоставляется возможность повторной сдачи или пересдачи экзамена и (или) блокирующего элемента контроля. Если экзамен и (или) блокирующий элемент контроля проводился письменно и характер заданий и ответов в такой работе позволяет выставить новую оценку, то по результатам апелляции студенту выставляется обновленная оценка.

Уважительная причина неявки

Уважительной причиной неявки на элемент контроля считаются болезнь, подтвержденная медицинской справкой, а также иные уважительные причины (к ним не относятся обстоятельства, связанные с работой студента).

Медицинскую справку только по форме 095/У необходимо подать через сервис предоставления и верификации медицинских справок в день, который студенту необходимо приступить к занятиям (он отражен в справке). Иные уважительные причины подтверждаются документально онлайн путем подачи заявки в центр сервиса "Студент" не позднее 3 рабочих дней после неявки. Признание причины уважительной будет принято после верификации документов.

Студент, пропустивший элемент контроля, который имеет вес не менее 30% в оценке за промежуточную аттестацию, имеет право на повторную сдачу такого элемента контроля.

Если студент пропустил экзамен во время сессии по уважительной причине, то пересдача проходит в период пересдач. Учебный офис назначает сдачу экзамена такому студенту в первую из предложенных в расписании дат пересдач. По итогам пересдачи выставляется обновленная оценка промежуточной аттестации. 

Если студент не смог явиться на пересдачу по уважительной причине в течение всего периода ликвидации академических задолженностей, то ему необходимо представить заключение врачебной комиссии медицинской организации (далее – заключение) о возможности предоставления академического отпуска. При непредоставлении заключения решение о назначении студенту дат для пересдач вне периода пересдач принимает декан факультета на основании мотивированного заявления студента.

Рейтинг студентов

Рейтинг — показатель, отражающий успеваемость студента за выбранный промежуток времени. Он представляет собой список студентов курса одного направления обучения, отсортированный по успеваемости в порядке убывания. За успеваемость принято считать рейтинговую сумму чисел, равную сумме оценок по всем законченным за один семестр предметами, умноженных на число кредитов, которое весит каждый предмет.

Рейтинг влияет на распределение на майноры и стажировки, а также позволяет получить скидку на обучение.

Рейтинги бывают текущие и кумулятивные, до пересдач и после пересдач. Текущий рейтинг позволяет сравнить результаты обучения студентов за полгода, а кумулятивный рейтинг сравнивает образовательные результаты за все время обучения.

Оценки не явившихся или «проваливших» Дисциплину студентов рассчитываются как нули в рейтинге до пересдач и как обновленные результаты в рейтинге после пересдач.

Больше о студенческом рейтинге


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.