• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зоология беспозвоночных

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

«Зоология беспозвоночных» – один из разделов биологической науки, представляющий интерес не только для теоретиков, изучающих биологические процессы, но и для практиков, чьи интересы лежат в сфере производства. Знание объектов, изучаемых в зоологии, закономерностей их жизнедеятельности вносит вклад в развитие экологии, биогеографии, физиологии, эволюционного учения и другие разделы биологии. Изучение дисциплины формирует научное мировоззрение человека. Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Зоология беспозвоночных животных», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 06.03.01 Биология, обучающихся по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 06.03.01 Биология; Образовательной программой «Клеточная и молекулярная биотехнология» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Клеточная и молекулярная биотехнология». Данная учебная дисциплина включена в раздел «Major, Базовый профессиональный» Учебного плана 06.03.01 Биология. Осваивается на 1 курсе в 1-2 модуле. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных на предыдущих уровнях образования. Основные положения дисциплины «Зоология беспозвоночных животных» будут использованы при прохождении практики на 1 курсе и последующих дисциплин биологического профиля образовательной программы «Клеточная и молекулярная биотехнология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • расширение и углубление биологического образования студентов, формирование естественно-научного мировоззрения, понимания проблем и современного состояния мегасистемы животного мира.
  • формирование глубоких базовых теоретических и практических знаний в области зоологии, современных представлений о разнообразии мира животных как части биосферы и роли животных в ее устойчивом развитии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Освоение главных эволюционных ветвей эукариот, их отличительных особенностей и современных представлений о системе основных типов одноклеточных.
  • Знание основных черт Радиально-симметричных, особенностей их анатомии. Освоение жизненных форм и циклов книдарий. Освоение современной системы Книдарий.
  • Освоение основных теорий происхождения. Наличие знания о современном представленим о системе и филогении Двусторонне-симметричных животных.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лекция № 1. Происхождение эукариотной клетки и современная система Eukaryota.
    Различные представления о системе органического мира в исторической перспективе. Кто такие археи: особенности строения и образа жизни; асгардархеи. Теория симбиогенеза и происхождение эукариотной клетки. Экологические предпосылки появления эукариотной клетки. Строение митохондрий. Строение и происхождение пластид в разных группах эукариот. Основные стволы эукариот: надцарство Diaphoretikes и надцарство Amorphea. Состав основных стволов и морфологические характеристики крупных групп: Excavata (Discoba+Metamonada?), Archaeplastida, Haptista, Cryptista, “SAR” (Straminopeles, Alveolata, Rhizaria), Amoebozoa, Opisthokonta. Жизненный цикл одноклеточных. Строение жгутика, его корешкогового аппарата, мастигонем и организация жгутикового аппарата у эукариот. Механизм жгутикового движения.
  • Лекция №2. Царства Excavata, Hacrobia и Stramenopiles
    Вопрос монофилии Excavata. Царство Discoba: тип Jakobida – особенности биологии и строения; тип Heteroloibosea – классы Schizoperinida (опасный возбудитель амебного менингоэнцефалита – Naegleria fowleri) и Acrasida; тип Euglenozoa – морфологические синапоморфии группы (параксиальный тяж). Особенности строения и биологии представителей подтипа Euglenida: особый тип движения – метаболия. Подтип Kinetoplastida: кинетопласт и особенности его строения. Свободноживущие кинетопластиды – класс Bodonida. Представители класса Trypanosomatida: особенности строения и биологии; гликокаликс трипаносом. Трипаносомозы и лейшманиозы: очаги болезней, пути их передачи; симптоматика заболеваний, вызываемых трипаносомами и лейшманиями. Царство Metamonada: тип Fornicata – возбудитель лейшманиоза Giardia (=Lamblia); тип Parabasalea – подтип Trichomonada (возбудитель трихомониаза Trichomonas vaginalis), подтип Hypermastigida. Строение и биология представителей типа Cryptomonada. Строение и биология представителей типа Haptophyta: строение и функционирование гаптонемы, особенности организации покровов, хозяйственное значение гаптофитовых. Морфологические особенности представителей царства Stramenopiles. Строение и жизненный цикл Opalinata.
  • Лекция №3. Царство Alveolata
    Морфологические синапоморфии группы – наличие альвеол. Особенности строения и биологии представителей подцарства Dinozoa (тип Dinoflagellata). Подцарство Apicomplexa: строение апикального комплекса органов. Свободноживущие апикомплексовые – колподеллиды (тип Colpodellida). Паразитические апикомплексовые – тип Sporozoa, споровики; общая схема жизненного цикла споровиков: шизогония (мерогония), гамогония и половой процесс, спорогония. Строение и жизненный цикл грегарин – класс Gregarinea. Строение и жизненные циклы кокцидий – класс Coccidea, в том числе жизненный цикл и опасность токсоплазмоза. Жизненный цикл малярийного плазмодия; малярия. Инфузории (подцарство Ciliozoa, тип Ciliophora) – строение органелл, организация ядерного аппарата, биология, разнообразие, конюъгация и восстановление ядерного аппарата после конъюгации. Значение инфузорий в природе и жизни человека.
  • Лекция №4. Царство Rhizaria
    Общая характеристика группы: наличие тонких псевдоподий – филоподий, митохондрии с трубчатыми кристами, наличие двужгутиковой стадии в жизненном цикле, закрытый митоз. Царство Cercozoa. Царство Retaria. Тип Forminifera: строение клетки, строение раковинки, гранулоретикулоподии и их функции, жизненный цикл, хозяйственное значение. Тип Radiolaria – лучевики: строение клетки, строение скелета, организация ядра, особенности биологии, хозяйственное значение.
  • Лекция №5. Надцарство Amorphea
    Представители царства Amoebozoa: типы псевдоподий, механизм амебоидного движения, разнообразие и хозяйственное значение амеб, акантамебный кератит, амебиаз. Царство Opisthokonta (заднежгутиковые). Тип Choanoflagellata (воротничковые жгутиконосцы): особенности строения и биологии. Современная система Opisthokonta: небольшие базальные группы заднежгутиковых Filasteria, Ichthyosporea, Corallochytrea – особенности их строения и поведения. Важность групп для реконструкции путей эволюции многоклеточных.
  • Лекция №6. Происхождение Metazoa. Низшие многоклеточные: тип Spongia, тип Placozoa
    Основные гипотезы происхождения многоклеточных: целлюляризации, синзооспоры, фагоцителлы и гастреи. Тип Spongia (губки): основные черты организации, клеточный состав, эмбриогенез, размножение, экология. Тип Placozoa (пластинчатые): основные черты, современное положение в системе эукариот.
  • Лекция №7. Настоящие многоклеточные (Eumetazoa). Характеристика группы Radiata: тип Cnidaria, тип Ctenophora
    Основные черты организации Eumetazoa: наличие нервной и мышечной тканей. Тип Cnidaria (стрекающие): радиальная симметрия тела, тканевое строение (эпидермис, гастродермис), клеточный состав, строение и развитие представителей основных классов – Anthozoa (коралловые полипы), Cubozoa (кубоидные медузы), Sciphozoa (сцифоидные), Hydrozoa (гидроидные). Тип Ctenophora (гребневики): особенности организации, экология, гребневики как самые примитивные многоклеточные.
  • Лекция №8. Гипотезы происхождения билатерально-симметричных животных. Современная система Bilateria
    Гипотезы происхождения Bilateria: плануло-турбеллярная, архицеломатная, «метамерные». Система Bilateria: «классическая» и современная, основанная на данных молекулярной филогенетики. Выделение двух главных стволов Bilateria. Характеристики и синапоморфии основных групп: Lophotrochozoa, Ecdysozoa, Deuterostomia, Xenocoelomorpha. Два основных взгляда на проблему морфологического облика общего предка Bilateria
  • Лекция №9. Организация и развитие кольчатых червей (Annelida)
    Тип Кольчатые черви. Морфо-физиологическая характеристика систем органов: двигательной (кожно-мускульный мешок), пищеварительной, половой (раздельнополость и гермафродитизм), выделительной (метанефридий, нефромиксий), нервно-сенсорной (брюшная нервная цепочка), кровеносной, дыхательной. Целом и его функции. Классификация: традиционная и современная система типа Annelida. Класс Многощетинковые: гомономная и гетерономная сегментация тела, представители, экология. Класс Малощетинковых: представители, экология, практическое значение. Класс Пиявок: своеобразие организации, представители, экология, герудотерапия
  • Лекции №10-12. Тип Mollusca
    Общая характеристика типа Mollusca (моллюски). Подтип Aculifera (колючие), класс Polyplacophora (хитоны): своеобразие организации, экология. Подтип Conchifera (раковинные), класс Monoplacophora (моноплакофоры): своеобразие организации, метамерия органов, согласованная метамерия. План строения Gastropoda (брюхоногих моллюсков): торсион и деторсия. Представители Gastropoda: особенности строения и развития. Класс Bivalvia (двустворчатые): особенности организации и биологии, представители, практическое значение. Класс Cephalopoda (головоногие): особенности организации и экологии, практическое значение
  • Лекции №13. Тип Плоские черви
    Основные черты организации, билатеральная симметрия тела. Морфо-физиологическая характеристика систем органов: двигательной (кожно-мускульный мешок), пищеварительной, половой (гермафродитизм), выделительной (протонефридий), нервно-сенсорной (ортогон). Паренхима. Классификация. Класс Turbellaria (ресничные черви): представители, экология, размножение. Класс Trematoda (сосальщики): своеобразие организации, представители, строение мариты и личинок. Жизненный цикл кошачьей двуустки. Жизненный цикл кровяной двуустки. Класс Cestoda (ленточные черви): своеобразие организации, питания, представители. Жизненный цикл широкого лентеца. Жизненный цикл свиного солитера. Патогенное значение цестод
  • Лекция №14. Ecdysozoa. Тип Arthropoda: подтип Chelicerata
    Состав и общая характеристика Ecdysozoa – линяющие: организация покровов, мускулатуры, полости тела, выделительных органов. Возможные причины редукции целома. Тип Arthropoda (членистоногие) – общая характеристика. Подтип Chelicerata (хелицеровые): мечехвосты как примитивные представители группы – морфология и анатомия систем органов, строение конечностей, размножение и распространение. Наземные хелицеровые – паукообразные: особенности морфологии и анатомии, приспособления к жизни на суше, представители разных групп (скорпионы, пауки, клещи). Клещи – переносчики вирусного клещевого энцефалита
  • Лекция №15. Подтип Mandibulata: класс Crustacea
    Особенности морфологии и анатомии Crustacea (ракообразные): строение двуветвистой конечности и ее специализация, внешняя морфология, тагмозис, строение систем органов, развитие, строение науплиуса. Крупные группы ракообразных Cladocera, Copepoda: представители, значение в природе и жизни человека
  • Лекция №16. Подтип Mandibulata: надкласс Hexapoda
    Ectognatha и Entognatha – особенности организации головы и ротового аппарата. Первичнобескрылые насекомые: представители, особенности строения и биологии. Крылатые насекомые. Происхождение крыла – старые и новые идеи; полет. Разделение тела на тагмы, сегментарный состав тагм, строение конечностей головы и груди. Анатомия: организация систем органов – пищеварительной, жировое тело, выделительной, нервной, половой. Развитие насекомых: полное и неполное превращение. Значение насекомых в природе и жизни человека
  • Лекция №17. Тип Nematoda
    Тип Nematoda – нематоды или круглые черви. Внешняя морфология и образ жизни; строение необычной кутикулы нематод; мускулатура и полость тела. Организация систем органов: пищеварительная, нервная, выделительная половая. Экология, основные представители: фитонематоды, морские и почвенные. Жизненный цикл человеческой аскариды. Профилактика и борьба с аскаридозами. Жизненный цикл Toxocara и меры профилактики токсокароза. Жизненный цикл и патогенное значение Trichinella
  • Лекция №18. Вторичноротые (Deuterostomia): тип Echinodermata
    Синапоморфии вторичноротых: дробление яйца, закладка целомической мезодермы, организация полости тела. Основные черты строения Echinodermata (иглокожих), вторичная радиальная симметрия, строение и работа амбулакральной системы. Классификация, представители, экология, роль в природе и жизни человека
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа_Тема 1-2
  • неблокирующий Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 1
  • неблокирующий Контрольная работа_Тема 5_№1
  • неблокирующий Контрольная работа_Тема 5_№2
  • неблокирующий Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 3
  • неблокирующий Контрольная работа_Тема 6
  • неблокирующий Контрольная работа_Тема 7
  • неблокирующий Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 5
  • неблокирующий Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 6
  • неблокирующий Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 7
  • неблокирующий Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 8
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.01 * Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 1 + 0.01 * Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 3 + 0.01 * Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 5 + 0.01 * Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 6 + 0.01 * Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 7 + 0.01 * Графические материалы (биологические рисунки)_Тема 8 + 0.14 * Контрольная работа_Тема 1-2 + 0.075 * Контрольная работа_Тема 5_№1 + 0.075 * Контрольная работа_Тема 5_№2 + 0.075 * Контрольная работа_Тема 6 + 0.075 * Контрольная работа_Тема 7 + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зоология беспозвоночных. Т.1: От простейших до моллюсков и артропод, Dohle, W., 2008
  • Зоология беспозвоночных. Т.2: От артропод до иглокожих и хордовых, Dohle, W., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зоология беспозвоночных : учеб. пособие для вузов, Дауда, Т. А., Кощаев, А. Г., 2014