• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

О программе

Наша программа – это комплекс активностей, направленных на подготовку конкурентных специалистов в области инфокоммуникационных систем и технологий. Она направлена на тех, кто интересуется системами и технологиями беспроводной, проводной, радио-, микроволновой и оптической связи, обеспечивающими надежную и качественную передачу, прием, обработку и хранение сигналов, звуков, изображений. Это одна из наиболее практически-ориентированных программ бакалавриата, т.к. спектр применения знаний и навыков очень широк.

Тематическое «ядро» образовательной программы составляют телекоммуникационные системы и сети спутниковой, радио- и мобильной связи, устройства звукового и телевизионного вещания нового поколения, киберфизические системы, электронная компонентная база, приборы и устройства микро- и наноэлектроники, методы защиты объектов телекоммуникаций, средства обеспечения информационной безопасности, методы и инструментарий менеджмента для эффективного управления и сервиса средств связи.

В основе академической части образовательной программы - знания и опыт:

  • ведущих ученых МИЭМ и других вузов России;
  • ведущих ученых Массачусетского технологического института, Стэнфордского университета (США), Лёвенского университета (Бельгия);
  • ведущих практиков - представителей работодателей: организаций государственного сектора (связи, радиокосмической отраслей) и компаний реального сектора экономики (бизнес-структур).

Образовательная программа имеет четыре трека:
     1. Инфокоммуникационные технологии и киберфизические системы
     2. Электроника инфокоммуникационных технологий и систем связи
     3. Квантовые инфокоммуникационные технологии
     4. Информационно-телекоммуникационные технологии

Подтверждением успешного освоения программы является документ государственного образца - диплом бакалавра по направлению 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».

С января 2015 года основной территорией, на которой проходит учебный процесс, является учебный корпус на ул.Таллинская, дом 34. Это новое здание НИУ ВШЭ, в котором находятся лаборатории по физике, компьютерные классы и другое необходимое для учебного процесса оборудование. Оснащение аудиторий и лабораторий студенты и преподаватели МИЭМ НИУ ВШЭ оценивают как одну из сильных сторон образовательного процесса. Новый корпус МИЭМ НИУ ВШЭ посетил и по достоинству оценил и Мэр Москвы С.С.СобянинСмотреть информацию об учебном корпусе «Строгино» на ул.Таллинская, д.34.

Какие дисциплины предстоит изучать

1-2 курсы

 Базовая фундаментальная подготовка в области инфокоммуникационных технологий*

 

 Алгебра и геометрия 

Дискретная математика

Информатика

Математический анализ

Метрология и электрорадиоизмерения

Общая теория связи

Теория вероятностей и математическая статистика

Теория электрических цепей

Физика

Электроника

Безопасность жизнедеятельности

История России

Основы Российской государственности

Правовая грамотность 

Экономика

Физическая культура

Английский язык

 

 Дисциплины выбранной профессиональной специализации (начиная с 3 курса)

 

 

 Трек "Инфокоммуникационные технологии и киберфизические системы" 

Трек "Электроника инфокоммуникационных технологий и систем связи "

Трек "Квантовые технологии инфокоммуникаций"

Трек "Информационно-телекоммуникационные технологии"

 

 

 Теория информации и кодирования

Основы проектирования аппаратных средств Интернета вещей

Антенные системы и устройства

Оптоэлектронные инфокоммуникационные системы

Электромагнитная совместимость инфокоммуникационных систем

Основы теории управления в технических системах

Информационная безопасность и защита инфокоммуникационных систем 

Основы моделирования в инфокоммуникационных технологиях и системах связи

Информационные технологии разработки устройств и систем телекоммуникаций

Основы телевидения и радиосвязи

Цифровые устройства и микропроцессоры

Компоненты инфокоммуникационных устройств

Интегральные схемы инфокоммуникационных устройств

Проектирование электронных компонентов и устройств инфокоммуникационной техники

Электропитание устройств и систем телекоммуникаций

 Физические основы квантовых явлений и устройств

Квантовые твердотельные системы

Магнетизм и спинтроника, магноника, фотоника

Распределенные вычисления

Устройства для квантовых вычислений и коммуникации

Введение в квантовые алгоритмы

Математические методы физики

Введение в квантовую нанофизику (явления переноса в квантовых системах)

Теория информации и кодирования

Принципы стандартизации телекоммуникационных систем

Основы Интернета вещей

Проектирование программно-определяемых радиосистем (SDR)

Проектирование мобильных сетей

Проектирование сетей Wi-Fi

Основы проектирования спутниковых и радиорелейных систем связи

Информационная безопасность и защита инфокоммуникационных систем

3-4 курсы

 Дисциплины профессионального цикла

Основы построения инфокоммуникационных систем и сетей

Схемотехника телекоммуникационных устройств

Цифровая обработка сигналов

Физика электронных приборов и средств связи

Электромагнитные поля и волны в современных телекоммуникациях

Методы машинного обучения

Цифровые системы передачи и приема информации

Беспроводные коммуникационные системы

Численные методы

*В таблице приведен перечень дисциплин, являющихся базово-образующими в профессии. Без прохождения учебных программ по ним стать специалистом в области инфокоммуникационных технологий и систем связи невозможно. Ввиду стремительного развития отрасли инфокоммуникаций, изменения в перечне и названиях дисциплин очень вероятны.

 

Структура учебного плана

В структуре учебного плана образовательной программы преобладают дисциплины профессионального цикла - они составляют более 60% ее трудоемкости.
Дисциплины общего цикла (10%) - это общеобразовательные дисциплины гуманитарной, социальной и экономической направленности.

Важной компонентой образовательной программы является блок "Практики, проектная и научно-исследовательская работа", одной из составляющих которого является активность, связанная с выполнением студентами проекта. 
Выпускные квалификационные работы выполняются как на русском, так и на английском языках. Этот вид работы стимулирует и групповые (командные) активности.

Обязательной составляющей образовательной программы является блок дисциплин дополнительного профиля (Minor). Он составляет 8% общей трудоемкости и позволяет студентам усилить собственную подготовку в сопряженной области знаний, не всегда связанной с основным направлением образовательной программы.   

 Государственная итоговая аттестация - завершающий этап образовательной программы - включает защиту выпускной (бакалаврской) работы.

Инфраструктура и оборудование

Учебный корпус нового поколения

Новый корпус в Москве на ул.Таллинская, д.34 отмечен как один из лучших университетских корпусов в России. Введен в эксплуатацию в 2015 году

Аудитории для лекционных и семинарских занятий

Оснащены современным мультимедийным оборудованием. Используются не только возможности проектирования изображения, но и видео- связи.

Компьютерные классы

Оборудованы современной вычислительной техникой, лицензионным программным обеспечением. Предусмотрено индивидуальное посадочное место для каждого студента.

Лаборатории 

Позволяют моделировать и проектировать реальные технологические и др.процессы.

Всего в учебном корпусе более 30 учебных и учебно-исследовательских лабораторий по профилям: IT, физика, химия и др.

Вот примеры только некоторых из них: Лаборатория высокопроизводительных аппаратно-программных комплексов и локальных вычислительных сетей, Научно-исследовательская лаборатория космических исследований в области технологий, систем и процессов, Лаборатория информационных технологий и сервисов, Лаборатория функциональной безопасности космических аппаратов и систем, Лаборатория компьютерной техники и 3D-визуализации, Лаборатория робототехники, Лаборатория - центр управления микро-спутниками и др.

Лаборатории оснащены современным измерительным оборудованием, программным обеспечением для моделирования и проектирования электронных средств (системы Mentor Graphics, Synopsys, Cadence), отладочными платами для работы с современными микропроцессорами и микроконтроллерами (Motorola, Cypress Semiconducto, Renesas, Xilinx, Nuvoton).

Информационная среда

Библиотечный фонд.

Компьютерный класс для самостоятельной работы студентов.

Возможности использования любой свободной аудитории для самоподготовки.

Электронная среда обучения (LMS).

 

Преимущества программы

1. Высокий уровень подготовки подтвержден многолетней востребованностью выпускников на рынке труда. Выбирая образовательную программу «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», абитуриент инвестирует в собственную гарантированную востребованность как профессионала, причем не только сразу после завершения обучения, но и в течение всех последующих лет своей профессиональной карьеры. Особенно, если учитывать динамику развития отрасли инфокоммуникаций - это драйвер развития экономики России и повышения ее конкурентоспособности в мире в средне- и долгосрочной перспективе.

2. Базовая инженерная подготовка по математике, физике и информатике является основой получения фундаментального образования, которое востребовано во всех сферах и является основой для развития как узко-профессиональных, так и управленческих компетенций специалиста. Сильнейший преподавательский состав и участие практиков в учебном процессе. Среди преподавателей МИЭМ – доктора и кандидаты наук, академики РАН, изобретатели, практики, обладатели государственных премий и авторы фундаментальных учебных пособий, применяемых в образовательных учреждениях во всем мире. 

3. Возможность усилить профессиональные компетенции за счет получения дополнительных треков. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. А наличие в программе курсов-майноров дает возможность учитывать индивидуальные особенности, сильные стороны каждого студента, и развивать их. Это позволяет студентам освоить узкие специальности и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями.

4. Получение реальных практических навыков, позволяющих работодателю и выпускнику получать быстрый эффект от сотрудничества, без длительного периода адаптации «теории» к «практике». Программа стимулирует проектную, исследовательскую работу и практики. Студенты в полной мере используют все ресурсы Высшей школы экономики как научно-исследовательского университета, а также компаний-партнеров. Это также усиливает "мягкие навыки" (soft skills) - такие как: эффективная работа в команде, навыки коммуникации, управления временем и др.

5. Возможности развития научной карьеры и преподавания уже на стадии обучения. Ежегодно институт проводит Научно-техническую конференцию студентов, аспирантов и молодых специалистов НИУ ВШЭ им.Е.В.Арменского. (Прим.: Евгений Викторинович Арменский - первый ректор, основатель МИЭМ). По ее результатам издается сборник студенческих работ, включенный в Российский индекс научного цитирования, а лучшие работы участвуют в конкурсе молодежных инновационных проектов «УМНИК» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса»).

6. Получение практических навыков непосредственно на том оборудовании, которое используется для решения конкретных практических задач от конкретных заказчиков (государственных  и бизнес-структур). На сегодняшний день аналогов среди образовательных учреждений, использующих в учебном процессе оборудование и оснащение столь передового уровня, в России не существует.

7. Выпускники конкурентны и востребованы не только на российском, но и международном рынке труда. Качество инженерного образования в России не подвергается сомнению во всем мире и признано лучшим. Программа предусматривает требование владения английским языком на уровне не ниже "Intermediate" по международной шкале. В конце второго курса все студенты сдают независимый экзамен по международным стандартам. Начиная с 3 курса, в образовательную программу включаются профессиональные дисциплины на английском языке. 


Кем и где работают выпускники

Наши выпускники становятся разработчиками конкурентоспособной, сверхнадежной инфокоммуникационной техники. Они успешно работают инженерами и руководителями в бизнес-корпорациях, научно-исследовательских и проектных организациях – лидерах инфокоммуникационной, электронной, космической, атомной и оборонной индустрии, среди которых:

  • Лаборатория Касперского
  • Российская космическая корпорация «Энергия»
  • «Газпром космические системы»
  • National Instruments
  • НИИ космического приборостроения
  • НПП «Пульсар»
  • НИИССУ концерна «Созвездие»
  • ЦНИРТИ им. Академика А.И. Берга
  • НИИ «Полюс» им. М.Ф. Стельмаха
  • ВНИИА им. Н.Л. Духова

Возможные должности выпускников в начале профессиональной карьеры: инженер-проектировщик в области связи (телекоммуникаций), специалист по радиосвязи и телекоммуникациям, инженер службы технической поддержки систем связи, инженер связи (телекоммуникаций), инженер в области проектирования и сопровождения интегральных схем и систем на кристалле (для телекоммуникаций), инженер технических систем (связи), системный администратор, инженер-радиоэлектронщик, инженер-схемотехник (для телекоммуникаций), инженер-разработчик приемных и передающих устройств, сетевой инженер (администратор), инженер телефонии, программист-разработчик систем связи, менеджер отдела/департамента информационных технологий и многие другие.

Основные направления трудоустройства:

  • отделы связи и организации, обеспечивающие различные виды связи, разработку и обслуживание телекоммуникационной инфраструктуры систем управления производством и технологическими процессами компаний космической промышленности, топливно-энергетического комплекса
  • операторы связи
  • системные интеграторы
  • отделы связи и спецсвязи силовых структур и структур государственной безопасности
  • отделы связи и IT-отделы любой современной организации: обработка, хранение и передача информации - ежедневная потребность любого бизнес-процесса

Некоторые примеры построения профессиональной и управленческой карьеры представлены в разделе «Наши Выпускники».