О программе
Наша программа – это комплекс активностей, направленных на подготовку конкурентных специалистов в области инфокоммуникационных систем и технологий. Она направлена на тех, кто интересуется системами и технологиями беспроводной, проводной, радио-, микроволновой и оптической связи, обеспечивающими надежную и качественную передачу, прием, обработку и хранение сигналов, звуков, изображений. Это одна из наиболее практически-ориентированных программ бакалавриата, т.к. спектр применения знаний и навыков очень широк.
Тематическое «ядро» образовательной программы составляют телекоммуникационные системы и сети спутниковой, радио- и мобильной связи, устройства звукового и телевизионного вещания нового поколения, киберфизические системы, электронная компонентная база, приборы и устройства микро- и наноэлектроники, методы защиты объектов телекоммуникаций, средства обеспечения информационной безопасности, методы и инструментарий менеджмента для эффективного управления и сервиса средств связи.
В основе академической части образовательной программы - знания и опыт:
- ведущих ученых МИЭМ и других вузов России;
- ведущих ученых Массачусетского технологического института, Стэнфордского университета (США), Лёвенского университета (Бельгия);
- ведущих практиков - представителей работодателей: организаций государственного сектора (связи, радиокосмической отраслей) и компаний реального сектора экономики (бизнес-структур).
Образовательная программа имеет четыре трека:
1. Инфокоммуникационные технологии и киберфизические системы
2. Электроника инфокоммуникационных технологий и систем связи
3. Квантовые инфокоммуникационные технологии
4. Информационно-телекоммуникационные технологии
Подтверждением успешного освоения программы является документ государственного образца - диплом бакалавра по направлению 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи».
С января 2015 года основной территорией, на которой проходит учебный процесс, является учебный корпус на ул.Таллинская, дом 34. Это новое здание НИУ ВШЭ, в котором находятся лаборатории по физике, компьютерные классы и другое необходимое для учебного процесса оборудование. Оснащение аудиторий и лабораторий студенты и преподаватели МИЭМ НИУ ВШЭ оценивают как одну из сильных сторон образовательного процесса. Новый корпус МИЭМ НИУ ВШЭ посетил и по достоинству оценил и Мэр Москвы С.С.Собянин. Смотреть информацию об учебном корпусе «Строгино» на ул.Таллинская, д.34.
Какие дисциплины предстоит изучать
1-2 курсы |
Базовая фундаментальная подготовка в области инфокоммуникационных технологий*
| ||||
Алгебра и геометрия Дискретная математика Информатика Математический анализ Метрология и электрорадиоизмерения Общая теория связи Теория вероятностей и математическая статистика Теория электрических цепей Физика Электроника |
Безопасность жизнедеятельности История России Правовая грамотность Экономика Физическая культура Английский язык | ||||
Дисциплины выбранной профессиональной специализации (начиная с 3 курса) | |||||
|
Трек "Инфокоммуникационные технологии и киберфизические системы" |
Трек "Электроника инфокоммуникационных технологий и систем связи " |
Трек "Квантовые технологии инфокоммуникаций" |
Трек "Информационно-телекоммуникационные технологии" | |
|
Теория информации и кодирования Основы проектирования аппаратных средств Интернета вещей Антенные системы и устройства Оптоэлектронные инфокоммуникационные системы Электромагнитная совместимость инфокоммуникационных систем Основы теории управления в технических системах Информационная безопасность и защита инфокоммуникационных систем |
Основы моделирования в инфокоммуникационных технологиях и системах связи Информационные технологии разработки устройств и систем телекоммуникаций Основы телевидения и радиосвязи Цифровые устройства и микропроцессоры Компоненты инфокоммуникационных устройств Интегральные схемы инфокоммуникационных устройств Проектирование электронных компонентов и устройств инфокоммуникационной техники Электропитание устройств и систем телекоммуникаций |
Физические основы квантовых явлений и устройств Квантовые твердотельные системы Магнетизм и спинтроника, магноника, фотоника Распределенные вычисления Устройства для квантовых вычислений и коммуникации Введение в квантовые алгоритмы Математические методы физики Введение в квантовую нанофизику (явления переноса в квантовых системах) |
Теория информации и кодирования Принципы стандартизации телекоммуникационных систем | |
3-4 курсы |
Дисциплины профессионального цикла | ||||
Основы построения инфокоммуникационных систем и сетей Схемотехника телекоммуникационных устройств Цифровая обработка сигналов Физика электронных приборов и средств связи Электромагнитные поля и волны в современных телекоммуникациях Методы машинного обучения Цифровые системы передачи и приема информации Беспроводные коммуникационные системы Численные методы |
*В таблице приведен перечень дисциплин, являющихся базово-образующими в профессии. Без прохождения учебных программ по ним стать специалистом в области инфокоммуникационных технологий и систем связи невозможно. Ввиду стремительного развития отрасли инфокоммуникаций, изменения в перечне и названиях дисциплин очень вероятны.
Структура учебного плана
В структуре учебного плана образовательной программы преобладают дисциплины профессионального цикла - они составляют более 60% ее трудоемкости.
Дисциплины общего цикла (10%) - это общеобразовательные дисциплины гуманитарной, социальной и экономической направленности.
Важной компонентой образовательной программы является блок "Практики, проектная и научно-исследовательская работа", одной из составляющих которого является активность, связанная с выполнением студентами проекта.
Выпускные квалификационные работы выполняются как на русском, так и на английском языках. Этот вид работы стимулирует и групповые (командные) активности.
Обязательной составляющей образовательной программы является блок дисциплин дополнительного профиля (Minor). Он составляет 8% общей трудоемкости и позволяет студентам усилить собственную подготовку в сопряженной области знаний, не всегда связанной с основным направлением образовательной программы.
Государственная итоговая аттестация - завершающий этап образовательной программы - включает защиту выпускной (бакалаврской) работы.
Инфраструктура и оборудование
Учебный корпус нового поколения |
Новый корпус в Москве на ул.Таллинская, д.34 отмечен как один из лучших университетских корпусов в России. Введен в эксплуатацию в 2015 году. |
Аудитории для лекционных и семинарских занятий |
Оснащены современным мультимедийным оборудованием. Используются не только возможности проектирования изображения, но и видео- связи. |
Компьютерные классы |
Оборудованы современной вычислительной техникой, лицензионным программным обеспечением. Предусмотрено индивидуальное посадочное место для каждого студента. |
Лаборатории |
Позволяют моделировать и проектировать реальные технологические и др.процессы. Всего в учебном корпусе более 30 учебных и учебно-исследовательских лабораторий по профилям: IT, физика, химия и др. Вот примеры только некоторых из них: Лаборатория высокопроизводительных аппаратно-программных комплексов и локальных вычислительных сетей, Научно-исследовательская лаборатория космических исследований в области технологий, систем и процессов, Лаборатория информационных технологий и сервисов, Лаборатория функциональной безопасности космических аппаратов и систем, Лаборатория компьютерной техники и 3D-визуализации, Лаборатория робототехники, Лаборатория - центр управления микро-спутниками и др. Лаборатории оснащены современным измерительным оборудованием, программным обеспечением для моделирования и проектирования электронных средств (системы Mentor Graphics, Synopsys, Cadence), отладочными платами для работы с современными микропроцессорами и микроконтроллерами (Motorola, Cypress Semiconducto, Renesas, Xilinx, Nuvoton). |
Информационная среда |
Библиотечный фонд. Компьютерный класс для самостоятельной работы студентов. Возможности использования любой свободной аудитории для самоподготовки. Электронная среда обучения (LMS). |
Преимущества программы
1. Высокий уровень подготовки подтвержден многолетней востребованностью выпускников на рынке труда. Выбирая образовательную программу «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», абитуриент инвестирует в собственную гарантированную востребованность как профессионала, причем не только сразу после завершения обучения, но и в течение всех последующих лет своей профессиональной карьеры. Особенно, если учитывать динамику развития отрасли инфокоммуникаций - это драйвер развития экономики России и повышения ее конкурентоспособности в мире в средне- и долгосрочной перспективе.
2. Базовая инженерная подготовка по математике, физике и информатике является основой получения фундаментального образования, которое востребовано во всех сферах и является основой для развития как узко-профессиональных, так и управленческих компетенций специалиста. Сильнейший преподавательский состав и участие практиков в учебном процессе. Среди преподавателей МИЭМ – доктора и кандидаты наук, академики РАН, изобретатели, практики, обладатели государственных премий и авторы фундаментальных учебных пособий, применяемых в образовательных учреждениях во всем мире.
3. Возможность усилить профессиональные компетенции за счет получения дополнительных треков. Студенты сами выбирают до одной трети профильных курсов. А наличие в программе курсов-майноров дает возможность учитывать индивидуальные особенности, сильные стороны каждого студента, и развивать их. Это позволяет студентам освоить узкие специальности и получить знания в смежных областях. Определить образовательную траекторию студентам помогают научные наставники – тьюторы, сопровождающие их в работе над проектами и исследованиями.
4. Получение реальных практических навыков, позволяющих работодателю и выпускнику получать быстрый эффект от сотрудничества, без длительного периода адаптации «теории» к «практике». Программа стимулирует проектную, исследовательскую работу и практики. Студенты в полной мере используют все ресурсы Высшей школы экономики как научно-исследовательского университета, а также компаний-партнеров. Это также усиливает "мягкие навыки" (soft skills) - такие как: эффективная работа в команде, навыки коммуникации, управления временем и др.
5. Возможности развития научной карьеры и преподавания уже на стадии обучения. Ежегодно институт проводит Научно-техническую конференцию студентов, аспирантов и молодых специалистов НИУ ВШЭ им.Е.В.Арменского. (Прим.: Евгений Викторинович Арменский - первый ректор, основатель МИЭМ). По ее результатам издается сборник студенческих работ, включенный в Российский индекс научного цитирования, а лучшие работы участвуют в конкурсе молодежных инновационных проектов «УМНИК» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса»).
6. Получение практических навыков непосредственно на том оборудовании, которое используется для решения конкретных практических задач от конкретных заказчиков (государственных и бизнес-структур). На сегодняшний день аналогов среди образовательных учреждений, использующих в учебном процессе оборудование и оснащение столь передового уровня, в России не существует.
7. Выпускники конкурентны и востребованы не только на российском, но и международном рынке труда. Качество инженерного образования в России не подвергается сомнению во всем мире и признано лучшим. Программа предусматривает требование владения английским языком на уровне не ниже "Intermediate" по международной шкале. В конце второго курса все студенты сдают независимый экзамен по международным стандартам. Начиная с 3 курса, в образовательную программу включаются профессиональные дисциплины на английском языке.
Кем и где работают выпускники
Наши выпускники становятся разработчиками конкурентоспособной, сверхнадежной инфокоммуникационной техники. Они успешно работают инженерами и руководителями в бизнес-корпорациях, научно-исследовательских и проектных организациях – лидерах инфокоммуникационной, электронной, космической, атомной и оборонной индустрии, среди которых:
- Лаборатория Касперского
- Российская космическая корпорация «Энергия»
- «Газпром космические системы»
- National Instruments
- НИИ космического приборостроения
- НПП «Пульсар»
- НИИССУ концерна «Созвездие»
- ЦНИРТИ им. Академика А.И. Берга
- НИИ «Полюс» им. М.Ф. Стельмаха
- ВНИИА им. Н.Л. Духова
Возможные должности выпускников в начале профессиональной карьеры: инженер-проектировщик в области связи (телекоммуникаций), специалист по радиосвязи и телекоммуникациям, инженер службы технической поддержки систем связи, инженер связи (телекоммуникаций), инженер в области проектирования и сопровождения интегральных схем и систем на кристалле (для телекоммуникаций), инженер технических систем (связи), системный администратор, инженер-радиоэлектронщик, инженер-схемотехник (для телекоммуникаций), инженер-разработчик приемных и передающих устройств, сетевой инженер (администратор), инженер телефонии, программист-разработчик систем связи, менеджер отдела/департамента информационных технологий и многие другие.
Основные направления трудоустройства:
- отделы связи и организации, обеспечивающие различные виды связи, разработку и обслуживание телекоммуникационной инфраструктуры систем управления производством и технологическими процессами компаний космической промышленности, топливно-энергетического комплекса
- операторы связи
- системные интеграторы
- отделы связи и спецсвязи силовых структур и структур государственной безопасности
- отделы связи и IT-отделы любой современной организации: обработка, хранение и передача информации - ежедневная потребность любого бизнес-процесса
Некоторые примеры построения профессиональной и управленческой карьеры представлены в разделе «Наши Выпускники».