• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социокультурные факторы развития экономики

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Для успешной межкультурной коммуникации в сфере бизнеса необходимо понимать, какие формальные и негласные социальные нормы регулируют экономическую деятельность в разных странах. Почему капитализм торжествует на Западе и испытывает трудности в остальном мире? Каковы возможности и ограничения использования японской модели фирмы на американских рынках? Ответы на эти и многие другие вопросы дает современная экономическая социология. На занятиях студенты познакомятся с ключевыми теориями и результатами эмпирических исследований, раскрывающих роль межличностных взаимодействий, социальных институтов и культуры в экономиках разных стран. Формат работы предполагает обсуждение текстов, дискуссии и дебаты, викторины и деловые игры, а также разбор реальных кейсов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение методологическим подходом современной экономической теории и методологическим подходом современной экономической социологии
  • Ознакомление с основными направлениями экономико-социологических исследований в области социокультурных факторов развития экономики
  • Получение базовых навыков интерпретации результатов экономико-социологических исследований в области социокультурных факторов развития экономики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные формы капитала, основы профессиональной этики и уметь выстраивать коммуникацию с коллегами
  • Иметь навыки разработки индивидуальной траектории развития
  • Знать предмет экономической теории
  • Знать предмет социологии и предмет экономической социологии
  • Уметь интерпретировать денежные отношения с экономико-социологической точки зрения; знает основные функции государства и его заменителей
  • Уметь выявлять социокультурные представления о справедливости у разных субъектов
  • Знать основные модели современного капитализма
  • Уметь выявлять достоинства и недостатки различных моделей капитализма
  • Знать основные проблемы, возникающие при осуществлении социально-экономических реформ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Высшее образование как капитал. Академическая культура и профессиональная этика. Университет как площадка возможностей
    Что значит рассматривать высшее образование как капитал? Какие существуют формы капитала? Почему высшее образование получают не только для знаний? Мозговой штурм «Зачем мне нужно высшее образование?». Как вести себя в университете? Как выстраивать коммуникацию с другими студентами, преподавателями, коллегами? Почему нельзя нарушать принятые нормы взаимодействия? Что дают учебные курсы, если знания можно получить из учебников и Интернета? Зачем заниматься внеучебной научной деятельностью, выступать на конференциях и ездить на летние школы? Как получать стипендии и зарабатывать деньги во время учебы? Мастер-класс «Разработка индивидуальной траектории развития на ближайший год».
  • Тема 2. Экономический образ мышления
    Что изучают экономисты и как они это делают? Кто такой «экономический человек» и зачем он нужен? Чем полезны знания по экономике в повседневной жизни?
  • Тема 3. Социологический образ мышления
    Что значит «мыслить социологически»? Зачем социологи ищут «проблемы» в окружающей действительности? Как выглядит «социологический человек»? Дебаты «Кто лучше объясняет реальность – «экономический человек» или «социологический человек»?».
  • Тема 4. Деньги как социокультурный феномен. Экономическая культура ведения бизнеса. Социокультурные конвенции в деловых отношениях
    Все ли в современном мире продается и покупается? Что происходит, когда денежные интересы пересекаются с сакральными объектами? Почему один рубль может быть неравен одному рублю? Всегда ли бизнес ведется строго по закону? Что значит вести бизнес «по понятиям»? Какую роль играют организованные преступные группы в экономике на разных стадиях развития общества? Разбор реальных кейсов «силового предпринимательства» в России в 1990-е и 2000-е гг. Почему возникают ситуации, при которых участники рынка не могут договориться друг с другом? Как вырабатываются конвенции и ищутся компромиссы? Какова роль государства в этих процессах? Деловая игра «Не трогать нельзя регулировать: как обосновать государственное (не)вмешательство в розничную торговлю?».
  • Тема 5. Множественность моделей современного капитализма. Социальная организация как источник экономических преимуществ страны. Возможности и ограничения социально-экономических реформ
    Как выглядит капитализм в разных странах? Каковы отличительные черты англосаксонской (американской) и континентальной (европейской) моделей капитализма? В чем особенности развития капитализма в Азии, Африке и Латинской Америке? Какие экономические выгоды разные страны могут извлечь из особенностей своей социальной организации? Как выстраивается международная торговля? Какие культурные особенности предопределили сложившуюся социальную организацию разных стран? Разбор реальных кейсов Испании, Аргентины, Южной Кореи, Тайваня. Почему капитализм торжествует на Западе и испытывает трудности в остальном мире? Можно ли использовать японскую модель фирмы на американских рынках? Выиграли ли бывшие социалистические страны от перехода на капиталистический путь развития? Дебаты «Какой капитализм нужно строить в современной России – англосаксонского (американского) или континентального (европейского) типа?».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Округление оценок по всем элементам контроля, а также оценки по дисциплине осуществляется методом округления к ближайшему целому числу (значение «5» после запятой округляется в бо́льшую сторону). Например, оценка «7,4» округляется до 7 баллов, оценки «7,5» и «7,6» округляются до 8 баллов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/j/93096649974). К экзамену необходимо подключиться за 5 минут до начала. Гаджет студента должен иметь микрофон. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается сбой связи не более 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается сбой связи свыше 10 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен