• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социологические методы изучения культуры

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель


Борусяк Любовь Фридриховна

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения курса Социологические методы изучения культуры студенты 1 курса бакалавриата знакомятся с основными методами социологического изучения социокультурных процессов. Первый модуль посвящен изучению количественных методов исследования (массовых опросов): историю их возникновения, основные достоинства и ограничения, порядок и правила проведения исследований. Студенты выбирают и согласовывают с преподавателем тему самостоятельного исследования и проводят его в течение прохождения курса. Второй модуль посвящен изучению качественных методов социологических методов исследования культуры: фокус-групп и глубинного интервью. Целей, которые позволяют достичь качественные исследования, порядка их проведения. В ходе изучения темы «Фокус-группы» студенты становятся участниками учебной фокус-группы, на практике изучают проективные методы, которые применяются на фокус-группы. После изучения теории глубинных интервью студенты дают и проводят учебные интервью.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов первого курса направления «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» базовых теоретических знаний и практических навыков, связанных с проведением социологических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основы теории проведения социологических исследований
  • Уметь применять методы научного исследования
  • Уметь критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт по проведению социологических исследований
  • Уметь разрабатывать инструментарий для проведения количественных социологических исследований
  • Уметь анализировать результаты проведенных исследований
  • Уметь делать выводы и разрабатывать конкретные рекомендации по их итогам
  • Иметь навыки самостоятельного проведения количественного социологического исследования
  • Уметь разрабатывать инструментарий для проведения качественных социологических исследований
  • Иметь навыки работы с научной литературой
  • Иметь навыки оформления и презентации научного проекта
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Количественные и качественные методы социологических исследований.
    История возникновения и развития, области применения.
  • Тема 2. Количественные методы социологических исследований.
    Подготовительный этап исследования. Общее представление о выборке. Разработка вопросника: структура и логика вопросника, типы вопросов, правила формулировок вопросов. Способы проведения массовых опросов. Анализ результатов, способы выработки рекомендаций и предложений.
  • Тема 3. Качественные социологические и маркетинговые исследования.
    Основные цели, задачи, преимущества и ограничения качественных социологических и маркетинговых исследований. Цели и задачи проведения фокус-групп и глубинных интервью. Этапы подготовки, организации и проведения качественных социологических исследований.
  • Тема 4. Респонденты в количественных и качественных исследованиях.
    Различия в методах и порядке отбора. Понятие репрезентативности в количественных и качественных методах исследований.
  • Тема 5. Модератор и его роль в проведении исследований. Интервьюер.
    Работа модератора с клиентами и участниками фокус-групп. Основные профессиональные качества хорошего модератора. Интервьюер и его основные профессиональные качества.
  • Тема 6. Фокус-группы.
    План (гайд) фокус группы: правила составления. Возможности изменения гайда в ходе фокус-группа. Порядок проведения фокус-групп. Подведение итогов фокус-групп, анализ, разработка обоснованных рекомендаций.
  • Тема 7. Глубинные интервью.
    Основные теоретические и практические представления о глубинном интервью.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговое исследование
    Выставление положительной итоговой оценки (4 балла и выше по 10-балльной шкале) возможно только при условии получения преподавателем готового отчета о проведении социологического исследования.
  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на семинарских занятиях + 0.7 * Итоговое исследование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лекции по методологии социологических исследований : учебник для вузов, Батыгин Г. С., 1995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Исследовательское интервью, Квале С., Мироновой М. Р., 2003