• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Введение в античность и латинский язык

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Античность (лат. antiquus ‘древний’) — это термин, обозначающий культурное наследие древних Греции и Рима. Значение античной культуры заключается в том, что многие важнейшие черты европейской цивилизации уходят корнями в античность. Цель данного курса — познакомить студентов с основными составляющими античной культуры: важнейшими этапами истории Греции и Рима, особенностями общественного устройства, выдающимися памятниками искусства, достижениями философии и литературы. Студенты также познакомятся с памятниками античности на территории нашей страны, в том числе с изучением античных памятников Херсонеса. Языки античности — древнегреческий и латинский — много веков являются одной из основ гуманитарного знания. В V веке н. э. Римская империя пала, но латинский язык продолжал оставаться языком литературы, образования, права, науки, культуры, религии на территории бывшей империи. От Ирландии до Сицилии именно латынь связывала в единое целое и формировала то, что в наше время называется Европой. Важно также то, что из всех древних языков латинский язык является наиболее легким для изучения и может быть освоен за достаточно короткое время. Это связано с тем, что огромная часть лексики европейских языков, в том числе английского, восходит к латинскому, что облегчает его освоение в плане лексики, а также наглядно демонстрирует преемственность между античностью и современностью на уровне языка. Примеры эволюции латинских слов в других языках являются наглядными примерами процессов в истории духовной и материальной культуры. Наконец, в результате многовекового изучения латинского языка было сформировано такое описание его грамматики, что оно стало основой описания любого языка. Знакомство с древними языками должно происходить в комплексе со знакомством с соответствующими культурами и реалиями. Особенность данного курса заключается в том, что его автор имеет многолетний опыт полевого (а не кабинетного) изучения античности, а именно античных памятников на территории нашей страны, в том числе Херсонеса. Исследование Херсонеса дает то, чего не сохранила Греция, — систему организации территории, окружающей город. Эта система относится к V — IV в. в. до н.э., т.е. ко времени расцвета античной цивилизации, её классическому периоду. Основным содержанием истории полиса было освоение территорий, и понимание логики и хода этого освоения есть понимание истории полиса как важнейшего феномена античной истории и культуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие у студентов навыков научного поиска и исследовательской работы
  • развитие у студентов навыков исследовательской работы лингвистического и культурологического характера
  • развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение базовыми представлениями об античности: её периодизация, основные достижения культуры, наиболее яркие сюжеты мифологии; знакомство с конкретной проблематикой и методами изучения античности на примере актуальных проблем истории Херсонеса.
  • Знание правил чтения латинского языка; основных моделей словоизменения существительных, прилагательных, местоимений, глаголов; наиболее частотных синтаксических оборотов; наиболее употребительных слов и крылатых выражений; основной терминологии, связанную с грамматикой классических языков.
  • Умение идентифицировать формы, восходящие к латинскому языку в современных языках; давать грамматическую характеристику слов и синтаксических конструкций из текстов классического периода; переводить со словарём тексты классического периода.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: Что такое «античность»? Чем может быть античность для современной культуры?
  • Греческий полис: От микенских дворцов к полису. Греческая колонизация VIII–VI вв. до н.э. Классический полис.
  • Основание Херсонеса: Херсонес — модель греческого полиса. Элементы и функции полиса на примере Херсонеса.
  • Античная мифология: Сущность древнегреческой мифологии и её эволюция. Орфей, Ахилл, Одиссей. От Трои к Риму. Приключения Энея.
  • Античная религия: Античные боги. Реконструкция религии Херсонеса.
  • Героизм у древних греков: Поединок Ахилла и Гектора. Триста спартанцев.
  • Греческое искусство: Развитие греческого искусства и обстоятельства, обусловившие его. Искусство высокой классики. Уникальные памятники античного искусства из раскопок Херсонеса.
  • Греческая архитектура: Греческий храм. Акрополь Афин. «Внешний акрополь» Херсонеса. Храм на акрополе. Античный театр в Херонесе.
  • Из истории античной философии: Сократ. Платон. Аристотель: эволюция философии в античности.
  • Римская империя.
  • Искусство Рима. «Аetas аurea» римской культуры.
  • Греческий и римский портрет.
  • Судьба античного наследия в последующие эпохи: Античность в Средние века, в период Возрождения, в Новое время. Viva Latina в наши дни.
  • Подведение итогов научно-исследовательского семинара и обсуждение работ студентов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Задание по античной культуре
  • неблокирующий Проверочные работы
  • неблокирующий Задание по латинскому языку
  • неблокирующий Проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Задание по латинскому языку + 0.2 * Проверочные работы + 0.3 * Проект + 0.2 * Задание по античной культуре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Кириченко, А. В., & Протасевич, Н. В. (2013). Латинский язык = Lingua Latina [Электронный ресурс] : учеб.- метод. пособие / А. В. Кириченко, Н. В. Протасевич ; под ред. Г. И. Шевченко ; Lingua Latina. Belarus, Europe: Минск : БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E5CDC281
  • Розенталь, И.С. Учебник латинского языка. Для юридических и иных гуманитарных вузов и факультетов / И.С. Розенталь, В.С. Соколов. — 2-е изд., стер. — Москва : Норма ; ИНФРА-М, 2019. — 320 с. - ISBN 978-5-91768-627-1 (Норма) ; ISBN 978-5-16-011055-4 (ИНФРА-М, print) ; ISBN 978-5-16-103119-3 (ИНФРА-М, online). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1003317

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бузескул, В. П. Античность и современность. Современные темы в античной Греции / В. П. Бузескул. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 196 с. — ISBN 978-5-507-13073-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/13466 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.