Наши студенты в течение пяти лет комплексно исследуют Восток: экономическое, политическое, историческое и культурное развитие народов. Также изучают два иностранных языка: один восточный по своему выбору и английский. Ежегодно около четверти студентов старших курсов отправляется на академическую мобильность в страны Азии и Ближнего Востока.
Выпускники в совершенстве владеют восточным языком, становятся специалистами по восточным регионам, работниками деловых и государственных структур, СМИ, работают в международных компаниях в России и странах Востока.
для предложений и замечаний, направленных на улучшение деятельности университета и повышение качества образования
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
5 лет
Очная форма обучения
58/115/5
58 бюджетных мест
115 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Теория международных отношений. Изучение современных политических проблем с точки зрения истории. Освоение важных парадигм международных отношений.
Глобальная дипломатия — дипломатия в современном мире. Рассмотрение разделов дипломатии (теории, модели взаимоотношений). Понимание того, какие качества должны быть у хорошего переговорщика.
Введение в специальность (востоковедение и африканистика). Формирование представления о структуре востоковедения, изучение истории развития этой науки в России и мире.
Python для извлечения и обработки данных. Изучение основ программирования на языке Python для обработки больших объемов информации. Решение задач с использованием различных переменных, применение циклов и функций.
Деловая культура Азии. Изучение особенностей этикета восточных стран, принципов ведения переговоров и влияния восточных религии и традиций на развитие деловой культуры в разные периоды.
Теория и практика перевода. Рассмотрение проблем, которые встречаются при переводе текста, получение знаний о специфике работы с изучаемым языком.
Также в программе будут дисциплины по выбору в зависимости от выбранной после 1-го года обучения предметной специализации:
Международные отношения на Востоке. Понимание общих принципов внешнеполитического сотрудничества в регионе. Изучение проблем безопасности в странах Востока и способов борьбы с конфликтами.
Экономика страны изучаемого региона. Рассмотрение особенностей экономического развития стран региона, их роли в мировой экономике и отношений с другими государствами.
Религиозно-философские традиции изучаемого региона. Изучение религиозных и философских представлений в регионе, анализ внешних и внутренних факторов, повлиявших на их формирование.
Культура и искусство изучаемого региона. Рассмотрение особенностей и проблем культурного развития стран выбранного региона, анализ архитектуры, художественной литературы и других произведений искусства.
Другие общевостоковедческие дисциплины, а также дисциплины предметной и региональной специализаций.
А в начале обучения студенты проходят курсы, направленные на получение фундаментальных знаний: основы экономики, географию стран Азии, историю восточных и западных цивилизаций, философию и др.
Преимущества программы
Ряд дисциплин ведется на английском, среди преподавателей есть носители каждого основного изучаемого восточного языка. Также с первого курса бакалавры выбирают регион, на котором будут специализироваться: Китай, Япония, Ближний Восток или Корея. В зависимости от направления определяется основной восточный язык. Это может быть арабский, корейский, китайский, турецкий, японский или хинди.
Со второго курса студенты определяют образовательную траекторию:
политика и экономика стран Востока;
общество и культура стран Востока.
Преподаватели программы — доценты и профессора. Среди них — А. Г. Бакланов, почетный работник МИД РФ; О. В. Волосюк, д.и.н., к.и.н., профессор; А.А. Долин, к.ф.н., профессор; О.А. Нестерова, д.и.н., профессор и др. Руководитель программы — к.п.н, доцент У. П. Стрижак.
Во время обучения
Учебный план включает дисциплины по специальности и общевостоковедческие предметы. Также студенты занимаются проектной и исследовательской работой, нацеленной на получение как исследовательских, так и практических навыков.
Бакалавры могут отправиться на стажировку в зарубежные университеты-партнеры и принять участие в зимних и летних школах. ВШЭ сотрудничает с вузами в Китае, Японии, Южной Корее и странах Ближнего Востока.
Перспективы после обучения
После получения диплома выпускники трудоустраиваются в крупные государственные и коммерческие компании, среди которых:
Министерства и Ведомства РФ;
представительства иностранных восточных компаний;
корпункты восточных СМИ;
научно-исследовательские институты.
Также выпускники находят работу в международных политических организациях, бизнес-структурах, научно-аналитических центрах и т. д.
Что нужно знать для поступления
В программе предусмотрено 58 бюджетных и 115 платных мест для абитуриентов из России, а также 5 платных мест для поступающих из других стран.
Для подачи заявления выпускникам российских школ нужно сдать следующие предметы на ЕГЭ:
историю;
иностранный язык;
русский язык.
Для подачи документов надо набрать от 60 баллов по каждому экзамену.
Иностранные абитуриенты поступают по результатам внутренних вступительных испытаний. Необходимо сдать английский и русский язык.
Иностранные граждане поступают по результатам внутренних вступительных испытаний, проводимых ВШЭ. Для подачи документов им нужно сдать историю и английский язык.
В ноябре 2025 г. команда студентов-востоковедов ФМЭиМП НИУ ВШЭ во главе с академическим руководителем ОП «Востоковедение» У.П. Стрижак провела цикл лекций и мастер-классов по анализу данных в Международной зимней школе СахГУ «Диалог с Азией» в рамках программы «Приоритет-2030».
Георгий Давидович Толорая назначен научным руководителем Школы востоковедения ФМЭиМП НИУ ВШЭ. Анастасия Андреевна Шикунова провела интервью с Георгием Давидовичем. Из него можно узнать о профессиональном пути Георгия Давидовича, его требованиях к студентам, планах на будущее и главном философском вопросе, о котором размышляет мэтр.