• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Между Парижем и Москвой

Ровно неделю назад состоялся семинар Алена Жибо – научного руководителя нашей программы. Насыщенный, интересный, богатый случаями из практики этого выдающегося французского психоаналитика и психодраматиста. Тонкости работы с пациентами разного уровня функционирования, особенности метода психодрамы, множество вопросов и ответов — три дня семинара, кажется, невозможно уместить в одном материале! Но мы попробуем рассказать вам о его основных темах.

Ален Жибо

Ален Жибо
ВШЭ, 2023

Как все начиналось

«Для меня большая радость иметь возможность встречаться с вами, — начал свой семинар месье Жибо. — С теми, кто учится на магистерской программе по психоанализу, и всеми, кому интересна эта тема».

Временем возрождения психоанализа в России и начала дружбы с руководителем нашей программы Андреем Владимировичем Россохиным французский психоаналитик считает 1998 год. Тогда он организовал первую международную психоаналитическую конференцию в Москве. И уже 25 лет месье Жибо вносит огромный вклад в развитие психоанализа в нашей стране и на нашей программе.

Блестящий клиницист, ученик Рене Дяткина и Эвелин Кестемберг, он долгое время руководил Ассоциацией психического здоровья 13-го округа Парижа, был президентом Европейской федерации психоанализа (FEP) и генеральным секретарем Международной психоаналитической ассоциации.

Семинары Алена Жибо на нашей программе проходят ежегодно. На этот раз темой встречи стала «Функция третьего в психоаналитической работе: психоз, невроз и пограничные состояния».

Идея третьего

«Функция третьего присутствует в любом виде психоаналитической работы, — уверен месье Жибо. — В кабинете психоаналитика ее выполняет кадр — договор между аналитиком и пациентом. И это “виртуальный третий”. Однако при работе с некоторыми пациентами третий должен быть материализован».

Например, для пациентов психотического функционирования присутствие реального, материализованного третьего помогает снизить их чувство тревоги. Приходя на консультацию «лицом к лицу», такие пациенты воспринимают психотерапевта как вторгающегося и чувствуют угрозу для себя, поскольку терапевт становится единственным психическим объектом, с которым они взаимодействуют.

Поэтому в Парижском центре психоанализа и психотерапии имени Эвелин и Жана Кестембергов, где много лет проработал месье Жибо, пациенты встречаются и с директором Центра, который проводит первичное интервью, и с психоаналитиком, и с лечащим психиатром. Такой подход благоприятно влияет на общий результат лечения.

«Роль директора центра как третьего ввела Эвелин Кестемберг, — рассказал научный руководитель нашей программы. — Директор проводит первичное интервью с пациентом, но не ведет его в дальнейшем».

Большой вклад в развитие идеи третьего в психоанализе внес Андре Грин. В случае эдипальной триангуляции (отец, мать и ребенок), мы приписываем роль третьего отцу — тому, кто разделяет мать и ребенка, определяет границы, устанавливает нормы и правила. В случае психоаналитической работы с психотическими пациентами третьим не обязательно будет отец. Это может быть просто другой человек, некий «заменяемый третий» — психиатр, секретарь и т. д.

Не раскрывая подробностей личных историй, расскажем о многолетнем опыте работы Алена Жибо с пациентами различного уровня функционирования.

Ален Жибо
ВШЭ, 2023

Путь к психозу

Для пациентов психотического уровня функционирования характерны симбиотические отношения с объектом (в ранних отношениях это симбиоз с матерью). Такие пациенты как будто «стирают границы» между собой и объектом, чтобы избежать страха сепарации.

«В этом случае пациент и мать становятся идентичны, — поясняет Ален Жибо. — В какой-то степени пациент и есть мать, тогда нет страха ее потерять. Но такое смешение приводит к путанице, пациент не понимает, кто — он, а кто — мать. И эта путаница — источник тревоги».

Клубок чувств, ощущений и тревог, с которыми невозможно справиться в одиночку, приводит к галлюцинациям и бреду. Они становятся своеобразным способом «вылечиться». Однако полный уход от реальности в мир бреда происходит крайне редко.

«После лечения пациенты говорят, что внутри них всегда был “нормальный” человек, который наблюдал за их довольно мрачными фантазиями», — поделился опытом французский психоаналитик.

Этот “нормальный” человек — незаинтересованный наблюдатель, та часть Я, которая сохраняет связь с реальностью. Именно к ней обращается психотерапевт в своей работе. Вторая часть Я, отказывающаяся принимать реальность, приводит к психозам. Фрейд называл это расщеплением.

На семинаре Ален Жибо привел пример работы с пациентом-психотиком в методе психодрамы, которая длилась семь лет. В результате удалось помочь пациенту с шизофренией научиться узнавать и принимать себя, любые свои мысли, обрести новый способ жизни и создать семью.

Ненастоящий успех

Вторым клиническим примером стала история пациента Жиля, психодрама с которым длилась 15 лет.

«Это был сложный пациент пограничного уровня функционирования с долгой историей, — рассказал месье Жибо. — На первичном интервью он говорил о тревоге, которая появляется в обществе незнакомых людей и о том, что именно она стала причиной его постоянных поисков себя в профессиональной сфере». Также молодой человек сообщил, что ему комфортнее находиться с кем-то вдвоем, и сложнее, когда есть третий.

По словам французского психоаналитика, одна из сложностей работы с пограничными пациентами — их склонность к отреагированию. Они часто атакуют кадр: могут пропускать сеансы или «забывать» их оплатить. Им сложно принимать ограничения и подчиниться кому-то или чему-то, поскольку они всегда должны чувствовать свое всемогущество.

«Еще одна проблематика таких пациентов — моральный мазохизм, связанный с чувствами вины и стыда», — говорит Ален Жибо.

В том числе стыда за свои достижения, которые могут казаться нелегитимными. Так, пациент месье Жибо не считал себя полноценным музыкантом, а свои концерты называл «ненастоящими».

«В психотерапии пограничных состояний может казаться, что дела пошли лучше, — говорит французский психодраматист. — Это самый опасный момент. Нередко именно в такие периоды происходят попытки суицидов. Работа с такими пациентами мобилизует психоаналитика гораздо больше, чем работа с шизофренией».

Деньги как третий

Еще одной историей в рамках трехдневного семинара научного руководителя нашей программы стал случай 33-летней пациентки с истерией, которая обратилась к нему по поводу своей депрессии в связи с рождением детей. Уже на первичном интервью были обнаружены особенности ее психического функционирования. 

Среди них — расщепление первичных объектов на «хороших» и «плохих». Так, мать часто обесценивалась, представлялась недостаточно любящей и внимательной. Отец же, наоборот, был идеализирован.

Кроме того, на поверхность вышли ее сложные отношения с деньгами. В частности, пациентка настаивала на бесплатном лечении. 

По мнению Алена Жибо, деньги — это очень многозначный символ. Они играют регулирующую и защитную роль третьего, могут указывать на анальность, способность удерживать, отдавать, а могут — на генитальность, на желание удовольствия и возможность его получать.

«Когда мы имеем дело с деньгами (например, с повышением оплаты за сеансы) всегда нужно анализировать свои желания и обсуждать эти изменения с пациентом», — считает месье Жибо.

Сновидение вместе

Психоаналитическая психодрама — это одна из форм психотерапии, метод, который был разработан французскими психиатрами и психоаналитиками Сержем Лебовиси, Рене Дяткиным и Жаном Кестембергом.

В классической психотерапии (или в психоанализе) взаимодействие происходит между пациентом и психоаналитиком, третьим является кадр.

Психодрама — это пример материализованного третьего. В психоаналитической психодраме участвуют пациент и группа психодраматистов — практикующих психоаналитиков и психотерапевтов. Вместе они разыгрывают внутренние конфликты, проблемы и переживания пациента.

«Психодраматистам обязательно нужен опыт психоанализа, — пояснил Ален Жибо. — Этот опыт позволяет представить и предвосхитить те процессы, которые переживает пациент, и о которых не может сказать сам. То, что происходит на психодраме — это игра, мы создаем фантазмы. Как говорил Рене Дяткин, психодрама — это сновидение вместе. И у психодраматистов, помимо психоаналитической интуиции, есть еще и творческая свобода».

***

Следующая статья в рубрике Рецензии на семинары — Во сне и наяву


***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.