«У человека есть потребность быть услышанным»
Его обожают все поколения нашей программы! Лауреат престижных премий в области психоанализа, эксперт мирового уровня Рене Руссийон ежегодно выступает с семинарами перед нашими слушателями. В этот раз темой его выступления стало архаическое и инфантильное. Эти два уровня играют важную роль в становлении Я. Однако разговор получился намного объемнее — о современном психоанализе, нейронауках, несовершенстве теории, развитии практики и, конечно, о нарциссизме. Ключевые моменты семинара месье Руссийона собрали в нашем материале.
Разрушенный Вавилон
Сорок лет Рене Руссийон преподает в Лионском университете и до сих пор ведет насыщенную практику. Он — лауреат премии Мориса Буве и премии Сигурне (последняя по значимости сравнима с Нобелевской). Как отмечает сам психоаналитик, премию он получил за свои новейшие исследования в области нарциссизма.
Со времен Фрейда на эту тему проведено много исследований и написано множество книг. Однако, считает месье Руссийон, психоанализ превращается в разрушенный Вавилон.
«Если вы приедете на какой-нибудь международный конгресс, то увидите, что психоаналитики разных стран могут не понимать друг друга, поскольку говорят на языке разных метапсихологий. Пришло время вписать в метапсихологию Фрейда все концепции нарциссических страданий, которые были созданы после него. Почему? Потому что именно Фрейд создал метапсихологию, понятную психоаналитикам всех стран», — уверен французский психоаналитик.
В авангарде
Еще одной проблемой современного психоанализа месье Руссийон назвал разрыв между теорией и практикой: создается ощущение, что клиницисты идут в авангарде, не успевая обрабатывать результаты своей работы, облекать их в теорию.
Поэтому время от времени важно останавливаться и осмысливать результаты своей клинической работы, чтобы не было разрыва между теорией и клиникой, чтобы теория помогала клиницистам работать лучше, — считает Рене Руссийон.
Он привел пример кандидатов в психоаналитики, с которыми работал во Франции.
«Я потрясен находками кандидатов, с которыми мы работаем в Лионском университете, их практикой и клинической интуицией, — рассказал психоаналитик. — Но когда они начинают описывать свои открытия в виде статей, то опираются на уже существующие, традиционные теории. Порой это выглядит как попытка втиснуть свою клиническую интуицию в прокрустово ложе существующих теорий. А ведь эти теории могут быть устаревшими! Так что наша работа как исследователей — это, в том числе, быть в авангарде теории».
Архаическое и инфантильное
Возвращаясь к своим исследованиям, месье Руссийон отметил, что ключевая проблематика нарциссических пациентов — это проблема идентичности. При этом в становлении Я важную роль играют процессы, происходящие на двух уровнях: архаическом и инфантильном.
«Если среди слушателей есть родители, вы можете подтвердить то, насколько процессы, происходящие в психике трехмесячного ребенка, отличаются от психических процессов ребенка пяти лет», — обратился к аудитории Рене Руссийон.
Архаические процессы происходят в психике ребенка в возрасте от нуля до двух лет, а инфантильные — после двух (в промежутке от трех до шести лет, в период прохождения Эдипа).
«Если первичный (архаический) процесс прошел достаточно хорошо, это становится фундаментом для дальнейшего развития, — поясняет Рене Руссийон. — Если архаический процесс прошел недостаточно хорошо, то и фундамент здания нашей психики будет зыбким».
Невозможно выбросить
В свое время Фрейд разработал модель психического аппарата, в котором выделил три инстанции: Оно, Я и Сверх Я. Для понимания психических процессов он также вывел важнейшую формулу: там, где было Оно, должно стать Я.
То есть процессы, которые изначально происходят в Оно, могут быть наделены смыслом только благодаря Я.
Однако в самом раннем периоде развития человека его Я недостаточно сформировано, и не может интегрировать и наделить смыслом получаемый опыт. Поскольку Я стремится к связности, то психика пытается отбросить не интегрированный опыт. Однако это невозможно — такой опыт постоянно повторяется. В жизни это может проявляться, например, как попадание в одни и те же (или похожие) ситуации.
По словам Рене Руссийона, такое компульсивное повторение проявляется на всех уровнях психического функционирования.
Проблемы интеграции
Почему же психика не может интегрировать определенный опыт и отбрасывает его?
«Как правило, опыт, который хочется отбросить — это травматический опыт, который взламывает психику и поэтому не может быть интегрирован», — рассуждает на эту тему месье Руссийон.
Обращаясь к работам Фрейда, аналитик отмечает:
Чтобы опыт превратился в опыт осознанный, осознаваемый, был интегрирован, нужны дополнительные психические операции по его трансформации. Трансформировать — это преобразовать в такую форму, которая будет соответствовать психическому развитию данного периода (например, раннего детства). Если такую форму найти не удается, то этот опыт просто “выбрасывается” наружу.
В процессе трансформации мы можем выделить несколько уровней, самые значительные из которых — архаический и инфантильный.
«Опыт, который мы получаем, нужно присваивать постоянно, — говорит Рене Руссийон. — И во взрослом возрасте тоже. По мере того, как эволюционирует наша психика, она получает новые способности, и по-другому может присваивать опыт. Психика обогащается. Наше Я становится всё более зрелым».
Помочь присвоить опыт
Может ли человек самостоятельно интегрировать ранний опыт — архаический и инфантильный — или для этого нужен другой человек? Отвечая на этот вопрос аудитории, месье Руссийон отметил:
«Это сложный вопрос. Когда мы говорим о младенце, безусловно, ему нужен другой. Используя способности другого, психический аппарат кого-то из своего окружения, ребенок может интегрировать опыт. То же самое и для инфантильного периода».
Однако в дальнейшем потребность в другой психике не настолько сильна.
«Тем не менее, люди приходят к психотерапевту, у них есть следы травматического опыта, который они не могут интегрировать самостоятельно, — говорит Рене Руссийон. — У человека есть потребность быть услышанным, увиденным. Для интеграции травматического опыта, субъективного опыта, человеку нужен другой. Нужна другая субъективность. Для того, чтобы помогать другим присваивать их субъективный опыт, и вы учитесь на этой программе, и я читаю свои семинары».
__________
Рене Руссийон - психоаналитик, член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), тренинг – аналитик международного психоаналитического общества, титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP), профессор клинической психологии, директор департамента клинической психологии Университета Люмьер Лион 2, президент Лионской группы психоанализа.
__________
Еще больше материалов на тему семинаров зарубежных мэтров - в разделе «РЕЦЕНЗИИ НА СЕМИНАРЫ».
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.