• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Беременность: в поисках новой себя

«Быть женщиной — терпеть боль» — так называется статья психоаналитического психотерапевта Марины Карпачевой, опубликованная в одном из номеров «Журнала клинического и прикладного психоанализа». Автор работы исследует проблему становления женской идентичности в период беременности и родов с точки зрения психоанализа. То, как будущая мама проживает этот этап, как преодолевает напряженные амбивалентные чувства, характерные для беременности, напрямую связано с особенностями ее психического развития в раннем детстве, с бессознательными воспоминаниями о собственном периоде младенчества и контакте со своей матерью.

Free Fall

Free Fall
Kiki Smith, 1994

Беременность и психоанализ

Все психоаналитики сходятся во мнении, что беременность — один из наиболее значимых кризисных периодов в развитии женской идентичности. Она оставляет в жизни женщины глубокий след и, в то же время, создает огромный потенциал для ее психики, поскольку дает возможность разрешить множество внутренних конфликтов, приобретенных в ранних объектных отношениях.

В психоанализе желание иметь ребенка рассматривается как способ избавления от комплекса кастрации, как необходимый шаг для окончания психосексуального развития женщины. 

«Кратко объясню данный тезис, — пишет Марина Карпачева. — Эдипов комплекс у девочек — это результат двойного разочарования. Сначала она обнаруживает отсутствие пениса только у себя, после чего обнаруживает его отсутствие и у матери, утрачивающей вследствие этого статус эротического объекта. Желание обладать пенисом сменяется желанием родить ребенка, который может его возместить. Именно с надеждой на реализацию этого стремления девочка обращается к отцу. Желание иметь ребенка на подсознательном уровне замещает скрытую зависть к мужчине и наличия у него пениса. Таким образом, после рождения ребенка (по Фрейду) завершается психосексуальное развитие женщины».

По мнению американского психоаналитика Карен Хорни, потребность в беременности можно расценивать как потребность в самоутверждении женщины, так как именно в семье и рождении ребенка женщина может реализовать себя полностью. Швейцарский психиатр, основатель микроанализа Сильвио Фанти, считает кризис беременности особым периодом адаптации, а Луиза Каплан, американский аналитик, называет этот этап «кризисной точкой в поиске женской идентичности». 

Австрийский и американский аналитик Хелен Дойч называет материнскую функцию  «фаллическим опытом женщины». В своей работе «Психоанализ женских сексуальных функций» она рассматривает беременность и роды наряду с такими значимыми для становления женской идентичности событиями как менструация, дефлорация, сексуальный акт, послеродовые переживания, лактация. При этом психоаналитик указывает, что «драматизм обретения идентичности для женщины сопряжен с последовательным и периодическим переживанием психических и телесных потрясений, имеющих характер травм». Таким образом, по мнению Дойч, женщина по природе своей должна терпеть боль, чтобы достичь полной идентичности. 

Назад в детство

Британский аналитик Динора Пайнз также относится к беременности как к кризисному отрезку на пути к женской идентичности. При этом она подчеркивает, что данный период характеризует возврат к вытесненным фантазиям, что он актуализирует не решенные ранее внутренние конфликты: «Беременность — важный этап решения задачи отделения от матери и индивидуализации, задачи, которую женщина решает всю свою жизнь». 

По мнению Пайнз, то, как протекает беременность, как женщина преодолевает напряженные амбивалентные чувства, характерные для этого периода, напрямую связано с особенностями ее психического развития в раннем детстве, с бессознательными воспоминаниями о собственном периоде младенчества и контакте со своей матерью. 

Во время беременности, особенно первой, оживают конфликты раннего генеза. Именно первая беременность — это некая точка бифуркации, в которой происходят необратимые трансформации в личностном функционировании: от дочернего, зависимого — к материнскому, ответственному; от девичьего образа — к образу женщины-матери. 

Если в детстве у женщины была «достаточно хорошая мать», фаза так называемого регресса к ранним стадиям психосексуального развития станет для нее приятным переживанием. В этот период для нее откроются возможности духовного развития, а самооценка будет расти на фоне происходящего.

Если же у женщины на ранних стадиях психосексуального развития сформировались двойственные чувства по отношению к матери; если связанные с этим конфликты всё время оставались неразрешенными, а в настроении женщины, как и в ее отношениях с матерью и партнером, преобладают негативные эмоции, беременность может стать триггером для возврата всех переживаний, которые ранее оставались в тени. 

Марина Карпачева приводит в своем исследовании пример известной французской актрисы Брижит Бардо, у которой были достаточно сложные отношения с матерью. Принимать свою беременность актриса не хотела. «Ребенок был, как опухоль, которая питалась мною, которую я носила в своем разбухшем теле», — пишет она в своих мемуарах. После родов Бардо отказалась от грудного вскармливания, не захотев «уродоваться ради бесчеловечной роли кормилицы». Актриса так и не приобрела материнский инстинкт, не желая потерять амплуа «женщины-девушки». 

Обрести зрелое Эго

Внутриличностные конфликты, связанные с событиями из детства, могут быть настолько травматичными для беременной женщины, что она бессознательно будет использовать для их решения собственное тело, физически отвергая ребенка выкидышем. Дело в том, что женщина может воспринимать его как «аспект плохого собственного Я», который следует изгнать. Такие женщины в раннем детстве тоже имели отношения с матерью, пронизанные чувством вины, разочарованием и гневом. 

Анализ клинических случаев, представленных в трудах Диноры Пайнз, говорит о том, что непроработанные травмы ранних объектных отношений, нездоровое, всепоглощающее чувство вины, возникающее в детстве по причине травматичных эдипальных влечений, и не получившее осознанности в ходе взросления, могут возвращаться и проявляться даже при сознательном желании выносить и родить ребенка — например, в виде пассивной самоагрессии. В частности, это может выразиться в нежелании следить за своим здоровьем во время беременности, в пугающих сновидениях, усилении старых конфликтов (столкновение старой и новой идентичности женщины). Неосознанные, нерешенные желания маленькой девочки, которые накладываются на нормальную амбивалентность чувств к плоду, могут стать причиной душевной боли и компульсивных поступков. 

Таким образом, по мнению Пайнз, беременность становится доказательством половой принадлежности будущей мамы и наличия у нее тела, готового к продолжению рода. Но, даже обладая зрелым телом, способным к репродукции, женщина может не обладать зрелым Эго и быть не готова к ответственности, которую возлагают на нее беременность и материнство. Только своевременная психологическая помощь может помочь избежать нежелательных психосоматических последствий, сделать опыт беременности значимой фазой развития идентичности женщины, на которой возможно «дальнейшее развитие и созревание собственного Я».

*Полностью статью Марины Карпачевой можно почитать в нашем «Журнале клинического и прикладного психоанализа»
__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.