• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Амбивалентность: переход в трехмерное пространство

Многим из нас знакомо слово «амбивалентность». Это довольно популярный в психологии термин. О том, что он означает, когда происходит наша самая первая встреча с амбивалентностью, и почему она так важна для развития психики, размышляет в своей новой авторской колонке* наш преподаватель, психоаналитический психотерапевт Мария Чершинцева.

Амбивалентность: переход в трехмерное пространство

От плоскостного — к объемному взгляду

Амбивалентность или, иначе говоря, двойственность: чувств, взгляда на ситуацию, отношения к чему-либо или кому-либо — популярный в психологии термин. С точки зрения теории он объясняется вполне просто, однако в субъективном опыте иной раз довольно сложно переживается. Способность занять амбивалентную позицию присуща взрослой (во всех смыслах слова) психике и развитому мышлению. Но занять позицию — значит понять сложность и двусмысленность той или иной ситуации, удержать внутреннее равновесие сознательным усилием. Другое дело — вдруг столкнуться с амбивалентностью чувств, не будучи к этому готовым. Тут может возникнуть путаница и полное непонимание самого себя. 

Происходящая от двух латинских слов, ambo — «оба» и valentia — «сила», амбивалентность внутренних ощущений лучше всего описать парадоксальным фразеологизмом «оба два». Она действительно содержит в себе и парадокс, и удвоение. Ведь, если подумать рационально, как можно одновременно испытывать два очень разных чувства, или быть уверенным в двух противоположных суждениях по одному и тому же поводу? Если такая ситуация вдруг возникает — она фрустрирует. Если же человек способен осознать и принять амбивалентность своих переживаний, это дает массу преимуществ и обогащает восприятие жизни. 

Двигаясь от дуализма (хорошо/плохо, да/нет, черное/белое) к амбивалентности, мы, образно говоря, переходим из двухмерного в трехмерное пространство, в котором на одну и ту же ситуацию можно посмотреть с разных сторон, причем — одновременно. Это интригует, правда? 

Конечно, такая возможность у нашей психики появляется не сразу. Мелани Кляйн описала первую встречу ребенка с амбивалентностью, когда с самой ранней позиции («параноидно-шизоидной») он переходит на более сложную («депрессивную»). И это настолько же трудный и мучительный, насколько важный и почти судьбоносный для психики переход.

Черно-белая идиллия «параноидно-шизоидных» чувств

Да, в младенчестве наша психика уверенно делит все на «черное» и «белое»: так заботливая и кормящая мать становится абсолютно «хорошей» (просто идеальной), но стоит ей ненадолго отлучиться, как она превращается в абсолютно «плохую» (никуда не годящуюся, бросившую насовсем). Будто это две разные матери, присутствующие в жизни ребенка поочередно. 

Образ матери расколот надвое и, учитывая, что в этот период нашей психикой движет принцип удовольствия/неудовольствия (и мы еще не слишком знакомы с реальностью), мать, не приносящую постоянного удовольствия и удовлетворения, проще представить каким-то другим, «плохим» объектом и обрушить на нее всю свою злость, не опасаясь последствий.

Прежде всего, это удобно. Поскольку, когда вновь появляется «хорошая» мать (чаще всего — когда она снова дает грудь), можно войти в состояние счастья, не омраченное прошедшими событиями (вся агрессия была адресована другой — «плохой» матери). Это настолько удобно, что некоторые люди и во взрослом возрасте сохраняют глубоко инфантильную привычку расщеплять любимый объект надвое и делать вид, что ничего страшного не произошло, как только забота и ласка вновь получены. Однако реальность вносит свои коррективы.

Яркая палитра «депрессивного» опыта

Более сложная и развитая позиция называется «депрессивной» неспроста. Вам знакомо чувство понимающей грусти, когда долгая и запутанная история наконец прояснилась, и последние иллюзии ушли как утренний туман? Это она — «депрессивная» позиция, в которой вы перестали идеализировать человека или ситуацию, а увидели их ровно такими, какие они есть. Это и печалит, и помогает вам стать мудрее, относиться ко всему происходящему с бОльшим пониманием. 

Свою первую встречу с этим чувством вы не вспомните, поскольку это момент, когда мать в глазах младенца перестает двоиться на «прекрасную» и «ужасную» и становится реальной, живой, разной в разных ситуациях и любимой не потому, что она приносит удовольствие, а потому, что дарит новый опыт — реальных отношений. 

Здесь вы впервые сталкиваетесь с тем, что называется амбивалентностью — с палитрой противоречивых чувств, не исключающих друг друга, а сосуществующих (и все они направлены на один и тот же объект). Это переход на следующую ступеньку, развитие психики, усложнение мышления, которое учит справляться с парадоксами жизни — внутренней и внешней.

Маятник реальности

Мелани Кляйн считала, что переход этот происходит не один-единственный раз, а больше напоминает маятник, амплитуда которого при благоприятных обстоятельствах уменьшается, приводя к психическому равновесию и признанию амбивалентности объективной реальности, а при травмирующих, внезапных или вызывающих большую аффективную реакцию — увеличивается (сюда в равной степени относятся и стресс на работе, и любовь с первого взгляда). 

Так от эффекта неожиданности можно вновь оказаться на «параноидно-шизоидной» позиции, разделив весь мир на «черную» и «белую» части, а окружающих — на «хороших» и «плохих». 

«Депрессивная», амбивалентная позиция сложна; потому бывает и так, что в эту сторону маятник качается реже и вообще неохотно. Однако даже в том случае, если вам удается строить отношения только с «очень хорошими» людьми и попадать только в «правильные» ситуации (и то, и другое всегда оказывается иллюзией, питающейся вашим собственным психическим ресурсом, но как не хочется с этой иллюзией расставаться!), раньше или позже амбивалентность войдет в вашу жизнь. 

Такова судьба человека — развиваться, сталкиваясь с неизведанным. Иногда последнее приходит не снаружи, а изнутри, в виде противоречивых чувств. Кажется, что «правильное» из них одно, но совершенно непонятно — откуда взялось второе, «неправильное», и почему оно настолько же сильное.  

Если здесь вы примете решение не отбрасывать «непонятное» и «неправильное», а прислушаетесь к себе, вы окажетесь на пути к очень интересным открытиям, каждое из которых будет расширять пространство вашей внутренней свободы. Его вы наполните реальным (а не иллюзорным) опытом. Если же на этом пути вам понадобится терпеливый и внимательный гид, двери психотерапевтического кабинета всегда открыты. 

__________________________________


* колонка написана для платформы «Ясно».

__________________________________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.