• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Пока искусственный интеллект не будет видеть сны, психоанализу ничего не угрожает!»

Почти 400 человек стали участниками Дня открытых дверей нашей программы, состоявшегося в минувшую субботу, 13 апреля. 167 из них участвовали в мероприятии очно, 230 — онлайн. Наши гости познакомились с руководителем МП Андреем Владимировичем Россохиным, директором программы Екатериной Фёдоровой, пообщались со слушателями и выпускниками, побывали на мастер-классе Андрея Владимировича. Подробнее обо всем рассказали в нашем репортаже со Дня открытых дверей.

«Пока искусственный интеллект не будет видеть сны, психоанализу ничего не угрожает!»

Психоанализ VS искусственный интеллект

— Коллеги, у меня для вас две новости: хорошая и не очень, — начал свое выступление руководитель программы Андрей Владимирович Россохин. — Хорошая заключается в том, что вы оказались в нужное время в нужном месте. По статистике, за 2023 год рынок психологических услуг в России вырос на 60%. И дальше эта цифра будет только увеличиваться, поскольку нарастают турбулентность и неопределенность внешней реальности. 

Возможно, кто-то думает, что однажды ситуация стабилизируется, и турбулентность сойдет на нет. Увы, это не так. И это плохая новость. Турбулентность никуда не денется, потому что есть то, что в ближайшие годы не закончится. Это искусственный интеллект. Мы сейчас находимся в самом начале сумасшедшей технологической революции и даже представить себе не можем, что нас ждет в ближайшее время — через год, два, три или пять. 

Очень быстро искусственный интеллект захватит всё, что программируется — всё рациональное и структурное. В том числе он заменит многие виды психотерапии. Останутся только по-настоящему человеческие направления — те, которые действительно находятся в контакте с истинно человеческим. Что такое истинно человеческое? Это бессознательное. В этом смысле психоанализ — то пространство, которое будет всегда оставаться гуманистическим, человеческим и в котором вы все можете быть тотально востребованы. 

Пока искусственный интеллект не будет видеть сны — а он никогда не будет видеть сны! — психоанализу ничего не угрожает. В какой-то момент он начал было сдавать позиции по отношению к нейробиологии и краткосрочным видам терапии, но сейчас снова возрождается. 

Сегодня очень важно инвестировать ресурсы в свое внутреннее развитие. В выигрыше будут те, кто находится в глубоком контакте со своим внутренним миром, со своим бессознательным. Учеба на программе — колоссальный шанс для вас получить другой инструментарий для проживания ситуации сильной тревоги, в которой мы находимся здесь и сейчас. По сути, два года обучения, кроме всего прочего, станут для вас одной большой психоаналитической психотерапией.

«Психоаналитик до мозга костей»

На Дне открытых дверей Андрей Владимирович подробно рассказал о том, как появилась программа. Но начал он со своей личной профессиональной истории, потому что, по сути, она и есть та самая точка отсчета.   

— Мне 62 года. Из них порядка сорока лет я нон-стоп занимаюсь практической работой с людьми. Я — психоаналитик для мозга костей. Я изучил все виды психотерапии: НЛП, гештальт-терапию, психодраму. Я — один из пионеров телесно-ориентированной психотерапии в России. В то же время я чувствовал, что всё это — немного «не то». И продолжал искать. Затем я открыл для себя психоанализ. Им я тоже начал заниматься в нашей стране одним из первых. Так, шаг за шагом, я прошел путь, что называется, «от слесаря до директора завода».

В 1998 году в Москве состоялся первый конгресс психоаналитиков, я выступал на нем с докладом. Там же познакомился с французским психоаналитиком Аленом Жибо. С тех пор мы дружим. Сейчас он — научный руководитель нашей программы. 

Ален Жибо фактически заставил меня получить психоаналитическое образование. Я сильно этому сопротивлялся, потому что уже тогда считал себя психоаналитиком, у меня была большая практика. Но в итоге я всё-таки начал учиться. Анализ проходил у легендарного аналитика современности Юлии Кристевой. Моим первым супервизором была выдающийся психоаналитик Джойс МакДугалл, мы работали с ней пять лет. Еще пять лет я проходил супервизии у Андре Грина — это легенда, праотец французского психоанализа (я был его последним супервизантом). Три года моим супервизором был еще один блестящий психоаналитик — Сезар Ботелло.

На данный момент я — единственный в России титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP). В сентябре прошлого года на персональной конференции в SPP я представил иностранным коллегам новую теорию квантового психоанализа. В мае планирую выступить на большом франкоязычном конгрессе психоаналитиков. То есть я продолжаю развиваться, двигаться вперед. Потому что, если вы входите в это поле, то это уже на всю жизнь — остановиться невозможно. И это потрясающее удовольствие!

Сердце программы

— Всё это я рассказываю для того, чтобы вы поняли, что оказались в надежном профессиональном месте. В психоанализе важно знать, к кому вы идете учиться, — пояснил руководитель МП. — То, о чем я буду говорить сегодня, может показаться вам пиаром, но, на самом деле, реальность гораздо круче раза в два-три. Другой такой программы не существует ни в России, ни за рубежом. Ее уникальность в том, что она по-настоящему практикоориентированная. Когда я говорю иностранным коллегам, что у нас еженедельно проходит больше 80-ти часов групповых супервизий, они просто не верят. Но это действительно так. Супервизии — сердце нашей МП. Это основной инструмент обучения и профессионализации, потому что  психоанализ — это про живой материал человека, а не про теории (хотя теоретические курсы у нас, конечно, тоже есть). 

Чтобы участникам Дня открытых дверей было понятнее, что такое психоанализ и как работает этот метод, их пригласили на мастер-класс Андрея Владимировича. Будущим абитуриентам показали фрагмент реальной сессии руководителя нашей программы. В течение часа они наблюдали за тем, как он работает со сновидением пациента; как благодаря его аккуратным и точным вопросам постепенно раскрывается бессознательное человека. По сути, именно в таком формате проходят и занятия на курсе Андрея Владимировича по клиническому психоанализу. Это ключевой курс МП. 

— Когда я создавал программу, то понимал, что люди, которые пришли на нее учиться, должны начать практиковать, причем как можно быстрее. С разрешения пациентов я записал на видео несколько сессий. Эти записи и легли в основу моего курса. На занятиях мы вместе со слушателями детально разбираем сессии. Фактически это супервизия моей работы, во время которой мы анализируем ее, отмечаем какие-то ошибки, выдвигаем гипотезы. Это фантастический материал, на котором можно показать практически весь психоанализ.

На участников Дня открытых дверей мастер-класс произвел сильное впечатление. «Гениально», «безумно интересно», «круто», — такие отзывы получили мы после окончания МК.  

Стать психоаналитической черепахой

— Неужели всего через четыре месяца после начала учебы мы тоже сможем начать практиковать? — удивлялись наши будущие абитуриенты, слушая Андрея Владимировича. — И для этого не нужно иметь психологическое образование на старте? Как такое вообще возможно? 

— К нам действительно приходят люди с совершенно разным бэкграундом, — ответил руководитель МП. — Слушателей с психологическим образованием — всего 10-15%.  Фрейд в свое время говорил, что психоанализу неважно, кто ты — философ или экономист. Психоанализ — это особая «норка», которую нужно изучать отдельно. Всё, что вам нужно для того, чтобы вы были психоаналитическими психотерапевтами, мы дадим; в том числе пациентов для практики. Наши слушатели, а также выпускники программы работают в собственном центре практики — Центре психоаналитического консультирования и психотерапии (ЦПП). После трех бесплатных сессий клиент может инициировать продолжение работы со своим психотерапевтом — нашим магистрантом, и уже переходит к нему в личную платную работу. То есть студенты уже во время учебы могут зарабатывать, формировать собственную клиентскую базу.

Как получается, что наши слушатели уже через четыре месяца начинают практиковать? 

В первую же неделю учебы они попадают на групповую супервизию. Одна супервизия — это четыре кейса. Таким образом начинается их погружение в психоанализ. Лекции, супервизии, занятия на моем курсе — всё это уже буквально через два месяца приводит студентов в другое состояние, дает иное понимание людей, их внутреннего мира. Идет постепенное созревание психоаналитического «я», человек начинает практиковать, причем каждая его сессия должна быть супервизирована и проработана. Это жесткое условие профессионализации и становления практики. Именно поэтому у нас так много супервизий. 

 

Руководитель нашей МП сильно удивил некоторых абитуриентов, заявив, что для того, чтобы состояться в профессии психоаналитического психотерапевта, талант решающей роли не играет. Более того, часто он, наоборот, ставит подножки. 

— Потому что, если у человека начинает что-то быстро получаться, он думает, что так будет всегда. Но в психотерапии и психоанализе это — западня. У тебя сейчас всё может идти хорошо с пациентом, а потом у него возникает сопротивление, которое продолжается длительное время. И требуется много терпения, чтобы с ним работать. Наша профессия — стайерская, а не спринтерская. Если будете двигаться в ней, как черепаха — медленно, спокойно, не суетясь, — то всё получится. Начнете прыгать, как заяц, не получится ничего. 

Быть, как Фрейд

Кроме практикоориентированности, у программы есть еще одна важная составляющая, которая делает ее особенной. Это свобода. 

—  Здесь нет диктата: вы должны делать так и так. Всё, что вы должны, это разрешить себе открывать свой и чужой внутренний мир, и делать это с удовольствием, энтузиазмом.  У вас есть право на ошибки, на неудачи. Как я часто говорю: разрешите себе потерять первых 100 клиентов! — говорит Андрей Владимирович. — Вообще такого понятия, как ошибки, в нашем пространстве нет. Потому что никто не знает, как правильно работать с другим человеком. Другой человек — это всегда неизвестная Вселенная. И мы вместе с ним ее открываем. В конечном счете, всем вам нужно быть в некотором смысле Фрейдами, открывающими психоанализ с каждым новым пациентом. Но, конечно, одновременно надо и помогать человеку. Этот баланс очень важен. 

Обмани себя

Еще один частый вопрос, который звучал на Дне открытых дверей: реально ли совмещать учебу на программе с работой, семьей и детьми? 

— Это как раз моя история, — ответила второкурсница Екатерина Чижикова. — Когда я сюда поступала, у меня тоже было много страхов: как я буду учиться, всё ли успею? Тем не менее, я всё-таки решилась. Первые полгода старалась ходить на все занятия. Но со временем адаптировалась. Программа очень гибкая и устроена так, чтобы все могли взять всё. Например, в этом семестре (так сложились семейные обстоятельства) я не могу посещать вечерние лекции. Слушаю их в записи на следующий день. Я очень рада, что два года назад не испугалась и пришла сюда!

— У нас на курсе за два года родилось уже пятеро детей! — добавил слушатель второго курса Александр Коновалов. — Мамы рожают, учатся, совмещают — всё нормально. 

— Сейчас внутри вас говорит сопротивление, — сказал абитуриентам, задавшим этот вопрос, Андрей Владимирович Россохин. — Мой вам совет: если вам действительно хочется учиться у нас, любыми способами обманите себя, свое сопротивление. Войдите в это пространство, а дальше программа вас вытянет, и вы достаточно быстро найдете для себя тот самый баланс и выстроите оптимальную траекторию обучения. Да, вы много всего пропустите, но страдать по этому поводу не нужно. После окончания программы вы всегда сможете прийти и добрать всё, что пропустили, причем бесплатно. Это, кстати, еще одно уникальное качество нашей МП — такого больше нет нигде!

«Я кайфую от жизни так, как не кайфовала давно!»

«Решение прийти учиться на программу было одним из лучших в моей жизни», «ни разу не пожалел(-а) о поступлении сюда» — эти фразы звучали в выступлении практически каждого слушателя и выпускника. 

— Год назад я сидела на вашем месте, — говорит слушательница первого курса Ирина Черкасова. —  За этот год в моей жизни изменилось буквально всё — и в лучшую сторону. Так что вы вошли «в ту» дверь. 

— Мне 46 лет, я заканчиваю второй курс. Два года назад оказалась на Дне открытых дверей по работе. Поступать на программу на тот момент не планировала. Думала, что психоанализ — это пыльное, никому не нужное старье, — рассказала слушательница второго курса Екатерина Филатова. — Но послушала Андрея Владимировича, сходила на его мастер-класс и через некоторое время подала документы. Сейчас могу сказать, что программа превзошла все мои ожидания. Эти два года — невероятное расширение меня. Мои границы стали плотнее, но гораздо шире. Я кайфую от жизни так, как не кайфовала очень давно! 

— Больше всего на этой программе меня впечатлили люди, — говорит слушатель второго курса Андрей Романов. — У меня просто фантастические сокурсники. Общаться с ними — невероятное удовольствие. У нас потрясающая внеучебная жизнь. Мы ходим в театры, обсуждаем театральные постановки с точки зрения психоанализа. Путешествуем вместе. Несколько раз были в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, смотрели балет в Ереване. На этой неделе поедем на психоаналитическую конференцию в Тбилиси. Это просто фантастика! 

— Крутое комьюнити — это самое главное, что дает программа, — добавляет первокурсница Дарья Старая. — Оно становится поддержкой не только на время учебы в магистратуре, но и на всю жизнь.

На Дне открытых дверей выпускники МП увлеченно рассказывали о своих проектах. Например, Ольга Кулик вместе с однокурсницей и подругой Ануш Киракосян открыла психотерапевтический центр. Сергей Князев, выпускник 2018 года и наш супервизор, создал издательство, которое издает психоаналитическую литературу. 

— Андрей Владимирович говорил сегодня, что мы познаем вселенную пациента, но, на самом деле, это только часть правды, — говорит Сергей Князев. —  Путем соприкосновения нашей вселенной с вселенной пациента мы создаем новую вселенную. Это очень интересно. Люди — самая сложная система из существующих. Поэтому я здесь. И я не вижу пределов развития в этом пространстве. Это бесконечное познание как себя, так и других. Приходите, будет интересно! 

Мы уже стартовали!

В финальной части Дня открытых дверей гости задавали вопросы, связанные с поступлением на программу и обучением, нашему директору Екатерине Фёдоровой. Их, как всегда, оказалось не просто много, а очень много. Чтобы ответить на все, директору МП понадобилось около двух с половиной часов. Расскажем об этом в ближайших выпусках рубрики «Бессознательная приемная». 

Что касается приемной кампании, то ее официальные сроки — с 13-го мая по 15-е августа. Но уже с 1-го апреля стала доступна опция подачи документов через личные кабинеты на сайте Вышки, и некоторые уже использовали эту возможность. Так что, если вы решили поступать на программу, рекомендуем не затягивать с отправкой документов. Опыт предыдущих лет показывает, что вакантных мест на программе не остается уже к началу августа. 


 Друзья! Если у вас есть вопросы по учебному процессу и поступлению на нашу МП, задавайте — мы обязательно ответим! И, конечно, приходите учиться к нам, осваивать новую профессию, узнавать и менять себя и свою жизнь!


Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.