Спрос населения на цифровые технологии
Интерес граждан к цифровым технологиям зависит от возраста, уровня образования и дохода респондентов, а также места проживания. Это показал проведенный экспертами ИСИЭЗ НИУ ВШЭ опрос в рамках Мониторинга инновационного поведения населения. Результаты представлены в новом информационном бюллетене серии «Цифровая экономика».
Население активно использует информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), включая как электронные устройства, так и доступные цифровые услуги. Вместе с тем, на рынок выходят новые решения, успех реализации которых обусловлен спросом потенциальных потребителей.
В рамках Мониторинга инновационного поведения населения, который Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ осуществляет с 2009 года, был проведен опрос, посвященный, в частности, оценке спроса на перспективные цифровые технологии, которые могут в ближайшем будущем быть доступными для россиян. Респондентам задавали вопрос: «Какими из нижеперечисленных товаров и услуг Вы хотели бы воспользоваться, если бы представилась такая возможность?», и далее были представлены четыре варианта:
- беспилотное такси (в анкете обозначалось как «поездка на такси без водителя»);
- робот-помощник («универсальный человекоподобный робот-помощник, например, для работы по дому, ухода за больными и др.)»;
- умный дом («оборудование/система «умный дом», позволяющее с минимальным участием человека управлять в квартире или доме освещением, энергопотреблением и бытовой техникой»);
- дистанционный врач («услуга дистанционного общения с врачом с использованием специального оборудования взамен его посещения в поликлинике»).
Наибольший интерес у респондентов вызвала услуга дистанционного обращения к врачу: 46% населения хотели бы ею воспользоваться и 35% готовы за неё заплатить. Технологии умного дома вызвали практически такой же высокий отклик: 42% россиян проявили к ним интерес, при этом 36% хотели бы их приобрести. Робот-помощник заинтересовал около трети населения, а гипотетическая поездка на беспилотном такси получила наименьший отклик, набрав 22% голосов, вызвав при этом наибольшее число опасений (12% отметили, что данная технология вызывает беспокойство (против 6–9% для других рассматриваемых решений) (рис. 1).

Интерес к новым технологиям заметно варьирует в зависимости от возраста респондентов. Наибольшее внимание ко всем перечисленным инновационным решениям проявляют лица в возрасте 16–30 лет, наименьший — респонденты старше 61 года (рис. 2). На этом фоне выделяется услуга дистанционного общения с врачом, которая показалась одинаково интересной для представителей почти всех возрастных когорт.

Одним из ключевых предикторов спроса на некоторые цифровые технологии является уровень образования: так, в группе респондентов, имеющих высшее образование, наблюдается повышенный интерес к технологиям умного дома (53% против 42% в среднем по выборке) и роботам-помощникам (40% против 33%). Наименее дифференцированными по этому признаку оказались технологии дистанционного врача и беспилотного такси (рис. 3).

Развитие цифровой экономики связывают прежде всего с городским стилем жизни, характеризующимся более высоким уровнем потребления технологических новинок. Результаты опроса показывают, что в населенных пунктах с численностью более 500 тыс. человек интерес ко всем рассматриваемым технологиям на 7–11% выше, чем в среднем по выборке (рис. 4). Исключение вновь составляет услуга дистанционного врача, спрос на которую высок во всех типах населенных пунктов, что говорит об универсальности такого решения для обеспечения равного доступа к медицинским услугам.

Наибольшая же дифференциация спроса на цифровые технологии наблюдалась в разных группах по уровню дохода: во всех без исключения случаях наиболее обеспеченные социальные слои демонстрируют повышенный спрос; разница составила 12–21% со средними показателями по выборке (рис. 5).
Расчеты выполнены в рамках проекта «Разработка теоретических и методических подходов к исследованию активности субъектов инновационного процесса» Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ сиспользованием данных Мониторинга инновационного поведения населения НИУ ВШЭ (2015).
Материал подготовили Алена Нефёдова, Константин Фурсов
|
Данный материал ИСИЭЗ НИУ ВШЭ может быть воспроизведен (скопирован) или распространен в полном объеме только при получении предварительного согласия со стороны НИУ ВШЭ (обращаться issek@hse.ru). Допускается использование частей (фрагментов) материала при указании источника и активной ссылки на интернет-сайт ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (issek.hse.ru), а также на автора материала. Использование материала за пределами допустимых способов и с нарушением указанных условий приведет к нарушению авторских прав. |
Предыдущий выпуск: «Современное состояние опытной базы российской науки»
Все бюллетени серий «Цифровая экономика» и «Наука, технологии, инновации»
