• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Меганадежды и мегасомнения

Золотой Рог. 4 марта 2010

Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин о перспективах развития Дальнего Востока - конкуренции и сотрудничестве с Японией, Кореей, Китаем, строительстве газопроводов, основании федерального университета - одним словом, всем том, что, по мнению Евгения Ясина, может сделать регион "центром экономической жизни XXI столетия".

Известный российский экономист, общественный деятель, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений ЯСИН в ходе видеоконференции, которая прошла в ИК "Золотой Рог" при содействии Клуба региональной журналистики "Из первых уст" (Москва), ответил на общие глобальные и конкретные региональные вопросы владивостокских журналистов. Разумеется, вопросов, касающихся развития именно Дальнего Востока, оказалось больше.

Разумеется, вопросов, касающихся развития именно Дальнего Востока, оказалось больше. Такой повышенный интерес к собственному региону конечно же объясняется тем, что дальневосточникам необходимо осмыслить те значительные изменения, которые происходят на нашей территории, а также перемены на федеральном уровне, но в региональном контексте. Здоровый и, главное, мудрый взгляд Евгения ЯСИНА на волнующие Дальний Восток проблемы мы предлагаем вашему вниманию.

- Евгений Григорьевич, как вы относитесь к мегапроектам, которые сегодня реализуются на Дальнем Востоке: ВСТО, газопровод, объекты саммита АТЭС на о. Русский, Федеральный университет?

- Я понимаю так: у Владимира ПУТИНА есть твердое желание закрепиться на Дальнем Востоке и создать некий центр, который был бы еще более привлекателен, чем промышленные и культурные центры в Азиатско-Тихоокеанском регионе, потому что, безусловно, Дальний Восток в XXI столетии будет, в значительной степени, центром экономической жизни. Это совершенно очевидно, вследствие успехов Японии, Кореи и быстрых темпов развития Китая. Поэтому понять эти шаги я могу и считаю, что газопровод и нефтепровод на Дальнем Востоке, который позволил бы доставлять российские энергоресурсы не только Китаю, но и Японии и Корее, - это правильное решение.

Что касается других мегапроектов, то у меня, конечно, есть сомнение: я не очень убежден в том, что судостроение - это та отрасль, на которой мы должны концентрироваться. Я понимаю, что на Дальнем Востоке у нас был целый ряд предприятий, принадлежащих этой отрасли, но хочу обратить внимание, что больше 50% мирового судостроения сконцентрировано в 2-х странах - Японии и Корее, они поставляют суда всему миру. Мы сейчас строим структуру экономики и должны понять, в чем мы сможем конкурировать, а в чем - нет.

Я лично глубоко убежден, что мы сможем конкурировать в области авиастроения, поэтому завод в Комсомольске-на-Амуре мне представляется перспективным. У нас есть определенный опыт. И пусть с кадрами не всегда все в порядке, но мы должны поверить, что из молодежи можно сформировать корпус людей, которые поднимут эту отрасль. Это, кстати говоря, нам будет сделать легче, чем наладить производство автомобилей, которые могли бы конкурировать с Японией и Кореей.

Говоря об образовании, стоит отметить, что здесь главный вопрос в том, что нет людей - они покидают Дальний Восток. Если мы смотрим реально на развивающиеся события и хотим сохранить регион, то надо понимать, что специализацией Дальнего Востока и Восточной Сибири будут, в основном, полезные ископаемые. Мы не сможем уйти от этого, потому что нерационально предпринимать усилия по развитию обрабатывающей промышленности в этих регионах.

Территориальное размещение федерального университета не играет главенствующей роли, если будут предложены хорошие условия профессорам, будет создан некий интеллектуальный костяк. Сможем мы создать конкурентоспособный университет во Владивостоке, я думаю, определится в будущем. Это трудный вопрос. Я бы сказал, что это связано с талантом: какие свободы будут предоставлены и какого руководителя найдут для того, чтобы этот проект осуществить. Если главную роль будут играть знакомства или попытки заработать на этом, то дело погибнет. Хочу напомнить про сибирский Академгородок, когда он начинал создаваться под руководством академика ЛАВРЕНТЬЕВА. Это была неплохая идея, которую можно повторить, если мы рассчитываем создать привлекательные условия на Дальнем Востоке. Нужно, чтобы было поле деятельности, перспективы для людей в проявлении деловой интеллектуальной активности. Это должен быть свободный регион, где люди видят возможности для своего развития. Если это удастся, все будет нормально.

- Считаете ли вы нужным ввести на Дальнем Востоке для трудоспособных возрастов субсидии по авиатранспорту такие же, как для молодежи и пенсионеров?

- Я считаю, что с самого начала это была ошибка, когда еще вводили субсидии для молодежи и пенсионеров. Несмотря на то, что я считаю себя либералом, думаю, что субсидии государство предоставлять никому не должно. Каждый должен работать сам на себя. Но, учитывая особенности нашей страны, субсидирование авиатранспорта я считаю полезным для всех, не только для людей, но и для консолидации страны, и для ощущения связи между различными регионами. Я говорю не только о Дальнем Востоке - это должен быть некий общий порядок. Только от расстояния должны зависеть размеры субсидий, но эту вещь мы должны сделать.

Когда я говорю о том, что мы должны добиться конкурентоспособности российского авиастроения, я считаю, что субсидирование - шаг к этому. Потому что, если вы предлагаете субсидирование билетов, вы создаете потоки пассажиров, повышаете спрос на перевозки и на самолеты, отсюда появляются внутренние доходы для авиационной промышленности и есть возможность создать приличную авиапромышленность и постепенно нарастить ее конкурентоспособность, имея в виду, что с самого начала к ее развитию должны быть привлечены и иностранные инвесторы. Также, как делала с самолетом Superjet компания "Сухой", где в проект были привлечены многие иностранные инвесторы, но это как раз все о взаимосвязи с субсидиями. Субсидии как раз для того, чтобы люди летали. Это, конечно, деньги из бюджета, но потом это и будет приносить деньги в бюджет, потом эти субсидии можно будет потихонечку сокращать. Я считаю, что это жизнеспособный проект.

- Каково ваше отношение к сокращению часовых поясов?

- Вы знаете, я не могу сказать, что я против, по очень простой причине. Я вспоминаю, что в Китае, когда летишь в Пекин, то преодолеваешь 4-5 часовых поясов, а когда летишь во Владивосток, то семь. Можно сократить, совсем не надо делать из этого большую проблему. Вот, скажем, если начинать с игр такого рода: сместим пояса, отменим летнее время, ну, не надо было его вводить. Ну, может, если уже ввели, то зачем на этом концентрировать внимание? У меня возникают подозрения, что ребятам в Москве в некоторых подразделениях нечего делать, вот они и ищут себе работу.