• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От античной надписи до блога: взгляд разных дисциплин на эго-тексты

В Вышке прошла Летняя школа по гуманитарным наукам для магистрантов и аспирантов «История от первого лица: от Античности до наших дней», посвященная текстам, написанным или записанным от первого лица, а также различным методам их анализа. О том, что такое эго-тексты, как с ними работают представители разных дисциплин, чем французская методология отличается от российской, рассказывают организаторы и участники школы.

Олег Воскобойников, историк, ординарный профессор Высшей школы экономики

В конце XX века статус личного опыта и даже случайно брошенного, но зафиксированного историей слова кардинально изменился в гуманитарной науке. Образно выражаясь, история открыла для себя прямую речь, которая звучит в эго-текстах — переписке, дневниках, автобиографиях, поэзии, воспоминаниях, исповедях, доносах и допросах, интервью, нотариальных актах и поминальных книгах средневековых монастырей. Носители подобной информации — от античной надписи до интервью, от средневековой рукописи до блога —  столь же разнообразны, сколь разнообразны методы их анализа. Развитие этих методов в последние два десятилетия существенно обогатило диалог с обществами прошлого, открыв новые исследовательские перспективы.

Школу мы задумали с парижскими друзьями Аланом Блюмом и Ларисой Захаровой в 2013 году вскоре после подписания договора о сотрудничестве между двумя «Вышками» — Высшей школой экономики и Высшей школой социальных наук в Париже. Чуть позже к нам присоединились в лице Эмилии Кустовой Страсбургский университет, где существуют давние традиции славистики, и в лице Элен Мела Центр франко-российских исследований в Москве. В итоге в Вышке собралась отличная команда французов, хорошо знающих русскую культуру и психологию. Мы не задавали почти никаких географических или временных ограничений. Цель школы — выяснить, как индивидуальный голос человека звучал и фиксировался в текстах на протяжении истории человечества, начиная с Античности и до наших дней, и какие исследовательские стратегии для выявления этого голоса можно и нужно применять специалистам разных дисциплин.

Историк, филолог, философ задают и историческому факту, и зафиксировавшему его тексту разные вопросы, но, как выясняется во время споров, в них много и общего

Междисциплинарность такой школы самоочевидна, так как одной из основных ее задач было создание условий для профессионального разговора исследователей с различным бэкграундом, разным методологическим аппаратом, подходами к изучению эго-документов.

Что касается историков, я убежден, что мы должны постоянно размышлять о том, что такое исторический факт, как он фиксируется, как мы должны его анализировать, что за ним стоит. И как раз взгляд со стороны, взгляд не историка, но участника событий, пусть пристрастного, может помочь увидеть разные пласты реальности за одним фактом и за одним текстом. Историк, филолог, философ задают и историческому факту, и зафиксировавшему его тексту разные вопросы, но, как выясняется во время споров, в них много и общего.

Например, когда писательница Анна Бердичевская по рассказу своей матери описывает быт ГУЛАГа, что она описывает на самом деле? Ведь между ГУЛАГовской действительностью и нами, сидящими в аудитории и слушающими доклад студентки, бравшей у нее интервью, несколько этапов обработки информации. Во-первых, это воля мамы Бердичевской, ее способность выразить мысль, желание или нежелание о чем-то рассказать, ее молчание — это тоже исторический факт. Во-вторых, это размышления дочери над услышанным от матери: результат этих мыслей — записанный рассказ. В-третьих, работа редакторов и корректоров над печатной версией этого рассказа. И в-четвертых, это ум, сердце и голос нашей докладчицы, которая брала интервью у Бердичевской, и этот голос исследователя вносит свою трансформацию в прошлое.

На школе нам удалось свести в аудитории 30 таких голосов, 20 французских и 10 русских. Естественно, больше всего было докладов о XX веке, но было несколько по античному материалу, Средним векам, Ренессансу и Новому времени.  Я чувствую себя в какой-то степени посланником Франции в нашем отдельно взятом университете и для меня было важно, что почти все эти голоса звучали на французском — языке богатейшей интеллектуальной традиции. Я убежден, что гуманитарные науки умрут, если такие национальные интеллектуальные традиции, имеющие право на свой язык, потеряются.

 

Алан Блюм, историк, демограф, профессор Высшей школы социальных наук (Париж)

Мы выбрали такую тематику, которая позволяет специалистам из разных наук найти интересные для себя темы. Мы уже давно сотрудничаем с Вышкой, и мне кажется, что у нас уже сложилась традиция совместной работы, а школа еще раз подтвердила, что мы понимаем друг друга. Мы привезли на школу довольно много французских студентов, и то, насколько продуктивно, интеллектуально насыщенно они смогли здесь работать (во-многом, благодаря тому, что школа была франкоязычной) подтверждает, что нам действительно удалось организовать сотрудничество.

 

Лариса Захарова, историк, доцент Высшей школы социальных наук (Париж)

По-русски название этой школы «À la première personne, écritures de soi de l’Antiquité à l’époque contemporaine» звучало как «История от первого лица: от Античности до современности», но мне кажется, что точнее было бы сказать «От первого лица: эго-тексты от Античности до наших дней». Второй вариант в большей степени отражает нашу задумку — провести междисциплинарную встречу. Именно с особенностями перевода, как мне кажется, связан тот факт, что с российской стороны интерес к конференции проявили в основном историки, а из Франции приехали представители самых разных дисциплин — философы, историки, филологи, антропологи, лингвисты. Но в итоге нам действительно удалось выйти за пределы дисциплинарных рамок, показать историкам, как «их» объект исследований видится другими учеными.

И в течение трех дней на школе мы увидели три подхода к анализу эго-истории. Первый условно можно назвать «демаркационизмом», он подразумевает довольно четкие дисциплинарные границы, его представители говорят только с позиции своей науки, не сильно интересуясь, что происходит в других науках. Второй подход — «интеграционизм», когда мы, соблазняясь идеей междисциплинарности, заимствуем подходы из других дисциплин и механически применяем их, не думая о том, что этот перенос предполагает смену эпистемологических режимов. Третий подход — «конверсионизм», перевод идей и подходов, выработанных в одной науке, в другую, при котором происходит соотнесение методологий и концепций двух наук. Этот подход только начал появляться на школе, но я уверена, что она станет точкой для начала чего-то более значительного.

 

Элен Мэла, литературовед, директор Центра франко-российских исследований (Москва)

Я уже довольно давно изучаю современную российскую прозу. И мне это продолжает казаться очень интересной темой, так как в России культурная жизнь по-прежнему динамична, конечно, не так как в 1990-е, но все же. Здесь можно почувствовать, как меняется общество и вместе с ним литература, ощутить драйв перемен, который подпитывает культуру, увидеть, как маргинальное искусство становится мейнстримом.

Что касается темы конференции, то мой интерес связан с тем огромным пластом эго-текстов (мемуаров, дневников, воспоминаний и др.), которые выходят в России. Сегодня каждый готов о себе что-то написать, например, рассказать, как им жилось в 1990-е, сложился отдельный дискурс, особый тип письма — о себе. В центре его — индивидуальная история рассказчика. Вместе с огромным количеством подробностей, описаний мельчайших деталей быта, которые, казалось бы, не имеют отношения к большой истории, вырисовывается такая картина эпохи, которую вы никогда не сможете увидеть в учебнике.

 

Ирина Мастяева, 2 курс магистратуры, программа «Историческое знание»

Когда философ начинает говорить о внутреннем и внешнем «я», звучащем в тексте, он это делает совсем не так, как это делает историк. Когда литературоведы разбирают мемуары или письма (то, что сегодня называют эго-документами или эго-текстами)  видно, как они по-другому работают и делают другие выводы. В эти три дня я постоянно чувствовала необходимость в переводе с языка одной дисциплины на другую, в этом был вызов и смысл этой школы.

Так как я занимаюсь средневековой Францией, то научная школа-конференция на французском языке была мне интересна, с одной стороны, как возможность потренировать язык, на котором приходится читать большую часть литературы и писать, а с другой — еще раз восхититься французской научной методологией. Когда читаешь французские исследования, то их трехчастная структура укладывается в голове и становится чем-то родным. Даже мои преподаватели-французы во Французском университетском колледже, которые сами себя совсем не считают фанатами французской системы, в конце концов к этой системе возвращаются. Они объясняют это тем, что их академическая культура мышления (и письма) восходит к Декарту, поэтому они системны и логичны. Кое-чему научились у них мы, кое-чему, надеюсь, научили их.

Вам также может быть интересно:

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.

Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели

До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.