• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз

19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов–участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

По прошествии трех лет с начала реализации проекта ректоры вузов встретились с вице-премьером Ольгой Голодец, министром образования и науки Ольгой Васильевой и курирующими работниками из Администрации Президента России для подведения промежуточных итогов работы.

Стратегические цели проекта — это глобальное позиционирование России в новой экономике, где интеллектуальный капитал становится основной производительной силой; противостояние попыткам изоляции российского образования; развитие экспорта российского образования и противодействие «утечке мозгов». В качестве главного комплексного индикатора достижения конкурентоспособности рассматривается вхождение не менее пяти ведущих российских университетов в топ-100 мировых рейтингов QS, THE и AWRU к 2020 году.

Формат Проекта 5-100 не уникален — он продолжает мировую практику. Так, в Китае и Южной Корее, во многих странах Европейского союза аналогичные проекты повышения глобальной конкурентоспособности существуют с 90-х годов и демонстрируют очень хорошие результаты: китайские университеты, к примеру, только за последние шесть лет увеличили число своих вузов в топ-100 отраслевых рейтингов Times Higher Education с 5 до 29.

С начала реализации проекта в 2,5 раза выросло количество публикаций вузов 5-100 в Web of Science, в 1,6 раза — число иностранных студентов

Результаты большинства основных международных рейтингов университетов за 2016 год уже были опубликованы, и российские вузы–участники Проекта 5-100 достигли в них больших успехов: впервые пять университетов вошли в топ-100 предметных рейтингов THE и QS (МФТИ, ИТМО, НГУ, НИУ ВШЭ, МИФИ), еще пять — в топ-300 (СПбПУ, КФУ, ТПУ, ТГУ, УрФУ). Несколько ведущих университетов в этом году вошли в топ-300 предметных рейтингов по ряду предметных областей. Высшая школа экономики представлена сразу в девяти предметах QS и THE, в том числе в одном — в топ-100, в трех — в топ-150, еще в трех — в топ-200. Физтех представлен в шести предметах, Новосибирский университет — в пяти. «Это свидетельствует о серьезном продвижении и признании заслуг наших вузов», — отметила заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец.

За быстрым продвижением в рейтингах стоят реальные результаты повышения конкурентоспособности российской науки и образования. С начала реализации проекта в 2,5 раза выросло количество публикаций вузов 5-100 в Web of Science, в 1,6 раза — число иностранных студентов. «Полученный результат — большое достижение», — добавила Ольга Голодец.

Кроме того, университеты группы 5-100 развивают открытое образование: свыше миллиона человек из 195 стран мира стали слушателями их онлайн-курсов на международной образовательной платформе Coursera. При этом 100 тысяч слушателей российских курсов — жители США, 100 тысяч — Европейского союза, 50 тысяч — Украины. «С помощью онлайн-технологий сейчас обучаются около 20% всех студентов в мире, — сказал Ярослав Кузьминов. — Их количество растет с каждым годом, и реальна перспектива, что к 2020-2022 годам количество студентов университетов и количество слушателей Coursera, EdX и национальных платформ уравняется. Это колоссальный канал конкуренции, и мы не можем его игнорировать».

Для нас крайне важны не показатели, а инструменты и механизмы, которые стоят за этой динамикой

Ежегодно рейтинговые агентства фиксируют увеличение числа участников рейтингования и рост конкуренции, поэтому ключевая задача участников Проекта 5-100 на ближайшие годы — не снижать темпы развития, чтобы сохранить и укрепить свои позиции. Вузы Азии и стран БРИКС развиваются быстрыми темпами и могут потеснить российские университеты. Участники ассоциации «Глобальные университеты»планируют к 2020 году не только удержать достигнутые позиции, но и расширить представительство в топ-100 и топ-300 по предметным и отраслевым группам минимум в два раза. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула, что программа 5-100 будет продолжена: «Для нас крайне важны не показатели, а инструменты и механизмы, которые стоят за этой динамикой».

Ключевое направление деятельности участников Проекта 5-100 — распространение лучших практик на другие российские вузы. Университеты-лидеры должны влиять на всю систему российского образования, трансформировать ее. Для этого необходимо разработать программы повышения квалификации преподавателей, исследователей и администраторов российских вузов на базе университетов–участников Проекта 5-100, развить систему стажировок в ведущих вузах, широко практиковать вовлечение вузов в совместные проекты с университетами-лидерами, делиться примерами образовательных программ, предлагать свои онлайн-курсы. Достижения участников ассоциации сведены в специальном разделе ее сайта.

В качестве ориентира следующего этапа проекта ректоры вузов–участников ассоциации предложили рассмотреть задачу вхождения к 2025 году в топ-100 международных рейтингов как минимум одного российского вуза по каждому предметному направлению.«Это реальная задача, — считает Ярослав Кузьминов. — В таких отраслях, как биомедицина, транспорт, это потребует дополнительных инвестиций». Сейчас Россия представлена в топ-100 предметных рейтингов QS по 14 предметам из 42.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.