• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

Фото из презентации Кирилла Чебурашкина

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

Это первое мероприятие в рамках трехстороннего соглашения о совместной разработке проектов новых школ, которое заключили НИУ ВШЭ, НИУ Московский государственный строительный университет и группа компаний «Просвещение» на Петербургском международном экономическом форуме в мае этого года. В семинаре приняли участие сотрудники Института образования и Школы дизайна НИУ ВШЭ, НИУ МГСУ, «Просвещения», представители других организаций — эксперты в области дизайна образовательных пространств. В режиме вебинара к обсуждению подключились директора школ, сотрудники органов управления образованием из Москвы, Санкт-Петербурга, Пермского края, Красноярского края, других регионов, а также из Республики Беларусь.

До 2024 года в России предстоит построить 2 тыс. новых школ и провести капитальный ремонт в 5 тыс. зданий, где не обеспечены минимальные условия для обучения. Это позволит решить проблему второй и третьей смены. Но важно и другое. Современная школа — это не только привычные уроки, но и лекции, самостоятельная работа, коллективные проекты, мероприятия для детей разных возрастов. Для таких форм работы нужен иной дизайн образовательных пространств, и в их проектирование должны быть вовлечены все участники учебного процесса.

Источник: «Запросы на изменение среды в Московских школах. Результаты исследования», Школа дизайна НИУ ВШЭ

Как нам реорганизовать образовательное пространство? Четыре примера

Пример 1. Коридоры для общения и прочих полезных дел

«Пространство школы должно способствовать комфортному общению всех участников образовательного процесса — и в парах, и в группах, — поясняет директор Центра развития лидерства в образовании Павел Сергоманов. — Для коллективного решения образовательных задач можно использовать школьные коридоры. В «Хорошколе», например, дети вместе с учителями создают на стенах таймлайн, показывая, какие важные события в школе произошли или произойдут в учебном году. Это позволяет подростку «держать в голове» весь год, легко ориентироваться в учебном времени, организовывать себя и других. А свободное общение становится не менее важным, чем учеба».

Источник: презентация Кирилла Чебурашкина

Пример 2. Пуфики для упорядочения хаоса

Одно из дизайнерских решений для начальной школы, предложенное кафедрой дизайна мебели МГХПА им. Строганова, — колесные пуфики, которые можно цеплять друг к другу и сидя на которых дети могут двигаться по нарисованным траекториям в классах или рекреациях. Это позволяет избежать хаоса на переменах, к тому же дети оттачивают навыки моторной координации и «сбрасывают» энергию. Можно устраивать командные соревнования — какая команда быстрее и точнее доберется до заданной точки.

Одновременно дизайнеры разработали приватные зоны для детей — «домики», рассчитанные на 1–2 человек, из шумопоглощающих материалов, где можно сосредоточиться и расслабиться. Ведь без приватного пространства, в толпе человек, становится агрессивнее и рассеяннее.

Источник: презентация Кирилла Чебурашкина

Пример 3. Новое рабочее место для удобства учителя

Еще один сюжет — организация рабочего места учителя в классе. В качестве аналогии заведующий кафедрой дизайна мебели МГХПА им. Строганова Кирилл Чебурашкин привел пример организации пространства кухни. В ее основе — единая рабочая поверхность, многофункциональность и модульность, причем все модули (плита, мойка, шкафы и проч.) размещены эргономично и удобно для хозяйки. Подобным образом можно организовывать и рабочее место учителя, совместив в едином пространстве рабочий стол, меловую и интерактивную доску (например, «утопив» одну доску в стену, а вторую сделав выдвигающейся), проектор, флипчарт и другие технические средства. Уже есть пилотные образцы таких рабочих мест, и их можно апробировать в школах. Это современно и удобно.

Пример 4. Говорящие портреты

Современное школьное пространство должно быть интерактивным, среда должна откликаться на действия. Причем имеется в виду не только работа на уроках или в библиотеке, подчеркивает Павел Сергоманов. «В каждой школе есть наглядные учебные пособия — не бывает кабинета литературы без портретов писателей на стенах, — рассказывает он. — Но эти портреты для детей мало что значат — с ними не пообщаешься, даже усы им не подрисуешь, потому что висят высоко. Но с помощью современных технологий эти портреты можно «оживить», создать возможности общения с классиками — например, на специальных интерактивных столах. Ребенок задает портрету вопрос, и портрет ему отвечает!».

Что за поворотом?

Эксперт в области дизайна образовательных пространств из Всемирного банка Мария Устинова рассказала о результатах исследования детского самочувствия, которое было проведено в российских и зарубежных школах. В смартфоны была загружена карта школы и пришкольной территории, и детям предлагалось фиксировать свои эмоции (лайк, дислайк или различные эмодзи — радость, страх, уныние, веселье, гнев, скуку) в классах, спортзале, столовой, на спортивной площадке и в других точках. Оказалось, что на территории школы есть пространства, где дети испытывают страх (и это не только туалеты, но и места во дворе, где не видно, что или кто ждет тебя за поворотом), и архитекторы не учитывали это при проектировании.

Без дизайна не обойтись

Семинар показал, что у российских архитекторов, дизайнеров, производителей оборудования и поставщиков сервисов есть немало современных пространственных решений для школ. Школам предлагают брендбуки с яркими классами, новые наглядные пособия, коворкинги, комплексные решения для естественно-научных лабораторий, интерфейсы для образовательных приложений и цифровых инструментов, многое другое.

Проблема в том, считает Павел Сергоманов, что дизайнерам пока не удается найти общий язык с педагогами по более сложным вопросам — например, как обустроить пространства для развития критического мышления, понимания невербальной коммуникации. Педагогов больше волнует содержание программ, у них пока нет четких запросов к дизайнерам или же их не удается вовлечь в совместное проектирование.

Отдельный вопрос — о дизайне и оснащении пространств для занятий по математике, истории и другим предметам. Здесь требуются сложные знаково-символические решения (например, для создания обучающих игр). В этом случае можно не только особым образом организовать пространство и применять наглядные электронные пособия, но и использовать технологии дополненной и виртуальной реальности.

При проектировании и оснащении образовательных пространств необходимо учитывать потребности жителей конкретных регионов и муниципалитетов, считает заместитель управляющего директора издательства «Просвещение» Ольга Котляр. В некоторых республиках Северного Кавказа ярко выражены культурные традиции раздельного воспитания мальчиков и девочек, и это важно учитывать при организации уроков физкультуры — особым образом проектировать пространства (известен случай, когда в школе-новостройке пришлось переделывать выходы из раздевалок). А если школа расположена в городе, где градообразующее предприятие — крупный комбинат и большинство выпускников идет туда работать, то классы предпрофессиональной подготовки должны быть оснащены с учетом специфики этого комбината.

«Конечно, школы должны быть оформлены красиво, детям и учителям должно быть там комфортно, но этого недостаточно, — отметила Ольга Котляр. — Главное — чтобы пространственные и дизайнерские решения, мебель и техника способствовали достижению не только традиционных, но и новых образовательных результатов — результатов XXI века».

Вам также может быть интересно:

Вышка и TJ Collection создали музей цифровой моды

В рамках дисциплины «Ивент-интеграции в Metaverse и гибридные мероприятия» студенты бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» и команда дизайнеров TJ Collection создали музей в метавселенной Spatial. Пространство посвящено тридцатилетию бренда. В экспозиции представлены fashion-тренды последних десятилетий, а само пространство напоминает работу архитектора Жана Нувеля — Лувр Абу-Даби.

Наука + трансмедиа: в Вышке состоялась выставка «Лаборатория ArtMedia&Science»

В начале апреля в корпусе НИУ ВШЭ на Покровском бульваре прошла выставка «Лаборатория ArtMedia&Science». Здесь можно было узнать подробности создания экспонатов и получить информацию об их авторах, а также посмотреть видеоэссе «Пространство соучастия. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект».

Дизайнеры и издатели: Вышка на книжной ярмарке non/fictio№

С 4 по 7 апреля в Гостином Дворе проходит ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№. Школа дизайна НИУ ВШЭ приглашает на свои стенды и на публичные дискуссии, посвященные актуальным вопросам, стоящим перед практиками книжной индустрии и читателями. Также в ярмарке принимает участие Издательский дом ВШЭ, который представит свои новинки.

Студенты Школы дизайна ВШЭ представят перформанс в театре «Практика»

26 марта факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ покажет новую работу в рамках сотрудничества с театром «Практика». Студенты 1-го курса профиля «Ивент-дизайн. Театр. Перформанс» Школы дизайна подготовили перформативную программу к спектаклю «Кровоизлияние в МОСХ», поставленному «Практикой» по пьесе Алексея Житковского.

«Форма здания несет вспомогательную роль, главное — его содержание»

Дизайн среды формирует реальность вокруг человека. Это внешний вид пространств, зданий, объектов, которые нас окружают. Что происходит в этой области сегодня? Что нас ждёт в будущем? И как этому обучать? Об этом и многом другом — в интервью с руководителем направления «Дизайн среды» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Борисом Бернаскони.

Выставка Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород в «Рекорде» откроется 12 марта

Бакалавры 1-го курса профиля «Коммуникационный дизайн» нижегородской Школы дизайна ВШЭ представят свои работы 12 марта в Центре культуры «Рекорд». Креативные проекты студенты разрабатывали в течение второго модуля обучения, который предполагает создание двух и более серий шрифтовых и графических плакатов. Кроме того, каждому обучающемуся необходимо было придумать персонажа, который смог бы стать олицетворением их концепта.

«На языке дизайна»: открытые лекции Школы дизайна Вышки

Зимний сезон лекций посвящен главной и базовой теме, с которой началась Школа дизайна ВШЭ 11 лет назад — коммуникационный дизайн. Также слушатели смогут узнать больше об онлайн-бакалавриате школы. Лекции с кураторами профилей — топовыми представителями индустрии — будут выходить каждую среду февраля в 18:00 на Youtube-канале Школы дизайна.

FASHION FUTURES: конкурс для дизайнеров от Школы дизайна НИУ ВШЭ

Школа дизайна НИУ ВШЭ объявляет о старте новой инициативы, направленной на поддержку талантов и предпринимательства в области моды. FASHION FUTURES — это открытый конкурс, в котором могут принять участие начинающие дизайнеры и предприниматели; это платформа, где молодые бренды могут показывать свои работы и получать фидбек от экспертов модной индустрии; и это событие, где работы победителей будут представлены профессиональному сообществу. Прием заявок продлится по 4 марта.

Семинары по созданию авторских книг пройдут в MMOMA при участии Школы дизайна ВШЭ

С 31 января по 27 марта в Образовательном центре Московского музея современного искусства (ММОМА) пройдет цикл встреч, посвященных экспериментальным форматам печатных изданий. Каждая лекция будет дополнена мастер-классом, где все желающие смогут попробовать разные техники, задать вопросы, получить навыки создания книжного произведения. Среди ведущих практических занятий — преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ Юлия Блюхер и Ксения Плотникова, а также студенты Вышки.

Студентка Вышки сняла клип для группы «Пикник»

Студентка 3-го курса направления «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна Вышки Ольга Гальченко в рамках учебного задания создала мультипликационный клип на песню «Шарманка» группы «Пикник». Музыканты заметили и оценили работу Ольги. Они предложили студентке разместить видео на своем канале. Об истории появления мультфильма она рассказала в интервью.