• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Открывая семинар, заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Андрей Захаров пояснил, что результаты сравнительных исследований качества образования вызывают большой интерес и у политиков, и у широкой общественности. Низкие результаты — повод для беспокойства. Например, в 1990-е годы Германия и Польша пережили так называемый PISA-шок — их результаты в сравнительном исследовании PISA (оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся) оказались ниже ожидаемых. Аналогичная ситуация была в Японии после публикации результатов другого исследования — TIMSS (оценка качества подготовки учеников 4 и 8 классов по математике и естественным наукам). Возникает вопрос, что изменить в системе образования для улучшения ситуации.

Этот вопрос, пусть с запозданием, стал актуальным и для России, которая в этих исследованиях участвует с 1990-х годов. Их результаты активно обсуждаются, и сейчас мы больше всего обеспокоены недостаточными достижениями в PISA. Однако не стоит утверждать, что влияние этих исследований на российскую образовательную политику было значительным, считает Андрей Захаров, — скорее можно отметить лишь некоторые точечные изменения.

Чтобы повысить качество математического образования, в российскую школьную программу добавили изучение статистики

Густаво Э.Фишман сравнил участие стран в международных исследованиях с лошадиными скачками, участники которых даже не знают, с кем соревнуются. Считается, что страна должна быть впереди, и на подготовку к тестированию тратится много времени и денег. При этом, подчеркивает исследователь, сравнительные исследования были придуманы в 1960-е годы не для соревнований, а для получения информации о качестве образования, и интерес к ним не был столь велик. Теперь же в них участвуют более 140 стран, исследований становится все больше, их проводят самые разные влиятельные организации (ЮНЕСКО, ОЭСР и другие), число научных публикаций об их результатах растет.

Густаво Э. Фишман

Профессор Университета штата Аризона

«Появилась новая индустрия — целый сектор экономики, профессионалы в области международных исследований качества образования. Даже если вы не заняты в их реализации и развитии, то читаете о них, публикуете статьи, участвуете в учебном процессе».

При этом, считает исследователь, вся эта индустрия существует сама по себе и на образовательную политику оказывает незначительное влияние. Инструменты для совершенствования качества образования сравнительные исследования не дают. Зато кое-кто использует недозволенные приемы, чтобы повысить результаты и выглядеть лучше на фоне конкурентов.

В некоторых странах для участия в международных тестированиях отбирают лучших учеников

И это не единственное нежелательное последствие.

Анализ образовательной политики нескольких стран, участвующих в международных исследованиях, показал, что после публикации их результатов они осуществляли диаметрально противоположные изменения. В одном случае централизовали принятие решений, в другом — решили приватизировать школы, в третьем — усилить государственную поддержку образования и добиться соответствия учителей высоким стандартам, в четвертом — наоборот, ослабить государственное участие в работе школы. «Исследования одни и те же, а политика разная», — констатирует исследователь.

Если страна демонстрирует недостаточно высокие результаты в международных исследованиях, в этом обвиняют преподавателей, и основной вывод — необходимость увольнения плохих учителей.

В СМИ учителей, как правило, критикуют, отмечает Густаво Э.Фишман. Это расходится с данными соцопросов о роли учителя в жизни конкретного человека. В таком случае лишь небольшая часть опрошенных отмечает, что с учителями им не повезло.

«Плохие» учителя в школах

25-40%

по данным СМИ

5%

по опросам респондентов

 

Основной вывод Фишмана: благодаря сравнительным исследованиям качества образования мы получаем огромное количество интересных и актуальных данных, вопрос применения которых остается открытым. Политики используют их для оправдания своих действий, но если в разных странах на основании похожих результатов принимаются противоположные решения, можно ли доверять таким оправданиям? Система тестирования с каждым годом становится все совершеннее, но решение проблем на ее основе не возникает. Даже выявлению проблем она не способствует, заключает исследователь.

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».