• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые впервые сравнили порождение и понимание речи у русскоязычных детей с аутизмом

Ученые впервые сравнили порождение и понимание речи у русскоязычных детей с аутизмом

© iStock

Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с российскими и американскими коллегами впервые сравнили между собой порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях у одной и той же группы детей с аутизмом. Это позволило им опровергнуть гипотезу о том, что дети с аутизмом понимают речь хуже, чем говорят. Исследование опубликовано в журнале Research in Developmental Disabilities.

Речевые нарушения, хоть и не являются диагностическим критерием расстройств аутистического спектра (РАС), встречаются примерно у 75% детей с РАС. При этом в мировой науке остро стоит вопрос, что именно — порождение или понимание речи — нарушено в большей степени.

Исследования привели к тому, что некоторые авторы стали утверждать, что порождение речи более сохранно, чем понимание речи, и этот паттерн является специфичным для подобных расстройств.  

Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ, Федерального ресурсного центра по оказанию комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ и Хаскинских лабораторий (Нью-Хейвен, США) решили проверить эту гипотезу. Для этого они провели тестирование 82 русскоговорящих детей с РАС и сравнили порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях у одной и той же группы детей с аутизмом. Для тестирования ученые использовали разработанный в Центре языка и мозга тест речевых навыков КОРАБЛИК (Клиническая оценка развития базовых лингвистических компетенций). 

Сравнение шло по трем направлениям: лексическом (порождение и понимание слов), морфосинтаксическом (порождение и понимание предложений) и дискурсивном (порождение и понимание связных текстов).

Анализ данных тестирования показал, что нет какого-то единого паттерна в речи детей с РАС. Нельзя сказать, например, что порождение более сохранно, чем понимание. Более того, результаты свидетельствовали, что разница между порождением и пониманием речи зависела от лингвистического уровня: порождение отдельных слов у детей с РАС было более нарушено, чем их понимание; порождение и понимание предложений было нарушено в одинаковой степени; порождение связных текстов было более сохранно, чем их понимание.

«Для нас в этой работе было важно не только описать разницу между порождением и пониманием речи у детей с РАС на разных лингвистических уровнях, но и понять, влияет ли на эти паттерны уровень невербального интеллекта ребенка», — рассказывает автор статьи, младший научный сотрудник Центра языка и мозга Вардан Арутюнян.

Для того чтобы понять, влияет ли уровень невербального интеллекта (IQ) на выявленную разницу между порождением и пониманием речи на разных лингвистических уровнях, дети с РАС были разделены на две группы. В первую группу вошли дети без интеллектуальных нарушений (невербальный IQ на уровне нормы) и группа детей с интеллектуальными нарушениями (невербальный IQ ниже уровня нормы). Далее отдельно в двух группах сравнивалось порождение и понимание слов, предложений и текстов.

Результаты исследования показали, что невербальный IQ частично влиял на паттерны порождения и понимания речи.

На лексическом уровне не было найдено разницы между двумя группами детей: порождение отдельных слов было более нарушено, чем понимание отдельных слов, как в группе детей без интеллектуальных нарушений, так и в группе детей с интеллектуальными нарушениями.

На морфосинтаксическом уровне была выявлена разница в порождении и понимании у двух групп детей: у детей без интеллектуальных нарушений порождение и понимание предложений было нарушено в одинаковой степени, в то время как у детей с интеллектуальными нарушениями понимание предложений было более сохранно, чем порождение предложений.

На дискурсивном уровне также наблюдалась разница между паттернами порождения и понимания у двух групп детей. У детей без интеллектуальных нарушений не было разницы между порождением и пониманием связных текстов, в то время как у детей с интеллектуальными нарушениями порождение текстов было более сохранно, чем их понимание.

«Разница между воспроизведением и пониманием слов, предложений и текстов частично зависит от невербального интеллекта. Но пока рано говорить о каких-то специфичных для РАС паттернах, — считает Вардан Арутюнян. — Работ, которые бы систематически сравнивали порождение и понимание речи на разных лингвистических уровнях, а также учитывали бы уровень невербального IQ, пока очень мало. Наше исследование — одно из первых подобных, и мы планируем продолжить работу, но уже используя методы нейровизуализации — магнитоэнцефалографию, электроэнцефалографию и магнитно-резонансную томографию».

По мнению ученых, знание нейробиологических механизмов порождения и понимания речи у детей с РАС в дальнейшем поможет как объективной диагностике речевых нарушений, так и грамотной коррекции и реабилитации речи.

Вам также может быть интересно:

В НИУ ВШЭ разработали первый стандартизированный тест на русском языке для оценки нарушений при афазии

Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ создали и протестировали Русский афазиологический тест — новую методику диагностики языковых нарушений у пациентов с афазией. Этот тест станет первым в России стандартизированным инструментом в этой области. Статья “The Russian Aphasia Test: The first comprehensive, quantitative, standardized, and computerized aphasia language battery in Russian” вышла в журнале PLOS ONE.

Вышка примет участие в создании Супер С-тау фабрики

18 ноября в Новосибирске десять университетов и институтов объявили о создании партнерства по строительству электрон-позитронного коллайдера для исследования очарованных частиц и тау-лептонов. Новый эксперимент запланирован в рамках Супер С-тау фабрики. В десятку основателей вошли две международные и восемь российских команд, включая Высшую школу экономики.

Модель, описывающая отношения хищников и их жертв, стала основой для прогноза распространения COVID-19

Исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ предложили математическую модель, описывающую течение пандемии COVID-19 с учетом ограничительных мер, принимаемых в разных странах. Она поможет правительствам принимать взвешенные и своевременные решения о введении или отмене ограничений. Работа опубликована в журнале Eurasian Economic Review.

С возрастом мозгу требуется больше усилий для координации движений руками

Группа ученых с участием ведущего научного сотрудника Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Вадима Никулина обнаружила, что падение с возрастом способности к противофазным билатеральным движениям связано с изменением альфа- и бета-активности мозга.

Новые соединения редкоземельных элементов открыты при участии исследователей из Вышки

Коллектив российских ученых осуществил синтез нового кристаллического лактата иттрия, а также аморфного лактата иттрия, имеющего необычную структуру. Участие в работе приняли коллеги из Института общей и неорганической химии им. Н.С. Курнакова РАН, Петербургского института ядерной физики НИЦ «Курчатовский институт», Высшей школы экономики, РХТУ им. Д.И. Менделеева и Лаборатории нейтронной физики им. И.М. Франка Объединенного института ядерных исследований. Синтезированные ими новые соединения являются первыми представителями солей редкоземельных элементов и молочной кислоты. В коллектив авторов также вошла студентка 2-го курса ОП «Химия» НИУ ВШЭ Анна Селиверстова.

Студенты ВШЭ представили свои стартапы на выставке в Экспоцентре

В рамках Года науки и технологий с 18 по 21 октября в Экспоцентре проходит 28-я международная специализированная выставка «Реклама-2021». На стенде ВШЭ были представлены проекты студентов, изучающих майнор «Стартап с нуля: практика создания собственного бизнеса», а одним из событий выставки стало подписание соглашения о сотрудничестве между университетом и АО «Экспоцентр».

Диалог поколений в цифровом интерьере: началась международная научная конференция по форсайту

Гаджеты все сильнее влияют на повседневные практики россиян. Роботы помогают автоматизировать рутинные задачи, а также учатся принимать вполне автономные решения, за которые пока неясно, кому отвечать. С комплексного анализа социальных эффектов усиливающейся цифровизации началась XI Международная научная конференция НИУ ВШЭ «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», которая проходит 15–26 октября 2021 года в онлайн-формате.

Ученые научили искусственный интеллект предсказывать банкротство компаний

Сотрудники Высшей школы бизнеса ВШЭ  предложили новый метод  предсказывать банкротство компаний на основе машинного обучения. Он позволяет использовать по максимуму информацию о финансовом состоянии компаний и показывает более высокие результаты по сравнению с классическими статистическими подходами. Исследование опубликовано в журнале Expert Systems with Applications.

Вышка формирует глобальную цепочку прогнозирования будущего

Пандемия показала возможности быстрого реагирования на большие вызовы и усилила взаимосвязи исследователей, политиков, предпринимателей как на национальном, так и на мировом уровне. Накопленные практики жизни и целеполагания в новой реальности обсудят 15–26 октября 2021 года участники XI Международной научной конференции «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», которую организует Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ.

Человек и общество: взгляд ученых Вышки

Почему важно знать, что происходит с экономиками стран мира после пандемии, что ждет общество в эпоху цифровой трансформации, как изменится мир профессий, что приходит на смену предсказуемому будущему, что делает горожанина «умным». Этим и другим актуальным темам посвятили свои доклады на XVI фестивале NAUKA 0+ исследователи Высшей школы экономики.