• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузы России и Нидерландов: встреча в ВШЭ

15-16 ноября в ВШЭ пройдет Конференция руководителей ведущих вузов России и Нидерландов «Российско-голландское межвузовское партнерство: новые академические и научные приоритеты». О концепции, задачах и целях конференции рассказывает Ольга Мошкова, директор по международной деятельности ВШЭ.

— Ольга Александровна, каковы основные цели предстоящей конференции, какие ожидания вы с ней связываете?

— Конференция организована, чтобы выработать конкретные предложения и совместные проекты межуниверситетского сотрудничества по целому спектру направлений: инновационной энергетике, информационным и коммуникационным технологиям, высокотехнологичным системам и материалам, инновационной политике и развитию предпринимательства, биологическим наукам и здравоохранению, инновациям в образовании. Эти направления перспективны не только с точки зрения фундаментальных разработок, но также — их применения и внедрения. Отдельный блок задач связан с развитием сетевого взаимодействия и создания устойчивых форматов сотрудничества между вузами России и Нидерландов, начиная от ежегодных летних школ, заканчивая разработкой новых подходов в области образования и его модернизации.

— Какова история партнерства Высшей школы экономики и голландских университетов?

— Сотрудничество ВШЭ с голландскими вузами имеет многолетнюю историю, начавшуюся еще в первые годы существования нашего университета. Многие из вышкинских сотрудников, которые сегодня стали ведущими российскими исследователями, начинали свои академические карьеры именно с участия в стажировках и совместных программах с голландскими партнерами. Первая магистерская программа двойного диплома по экономике была создана совместно с Университетом Эразмуса в Роттердаме. Эта программа продолжается и по сей день, причем весьма успешно. ВШЭ приняла участие в ряде крупных международных проектов, координируемых голландскими партнерами. Среди них «Настройка образовательных программ в российских вузах» (TUNING-Russia) и российская часть статистического проекта EU-KLEMS (Университет Гронингена); многомерный международный глобальный рейтинг университетов U-Multirank (Университет Твенте).

Сегодня партнерство Вышки с голландскими университетами развивается как на уровне отдельных индивидуальных связей исследователей, так и институционально, через взаимодействие факультетов, департаментов и руководства. В развитии контактов с голландскими вузами нам помогает Ассоциация голландских университетов (VSNU), представители которой впервые приезжали в Высшую школу экономики в 2010 году для встречи с руководством ВШЭ. Летом этого года Вышка была приглашена Ассоциацией на официальную встречу представителей российских и голландских вузов — эксперты обсудили приоритетные направления для выстраивания двустороннего сотрудничества в области образования, науки, технологий, инноваций, там же были высказаны идеи о сетевом взаимодействии и формировании межуниверситетских исследовательских команд для реализации проектов в данных областях. Чтобы конкретизировать наметившиеся планы и воплощение их на практике решено провести следующую, более масштабную встречу в России на площадке Высшей школы экономики. Это особенно значимо для нас, учитывая многолетнюю историю сотрудничества ВШЭ с различными научными и образовательными голландскими организациями, а также то, что встреча пройдет в преддверии перекрестного года «Россия-Нидерланды 2013».

— Какие вузы примут участие в конференции с голландской и российской стороны?

— В состав голландской делегации вошли первые лица и руководители ведущих вузов и исследовательских центров Нидерландов и Европы, таких как: Университет Гронингена, Университет Маастрихта, Университет Твенте, Технический университет Эйндховена, Делфтский технический университет, Университет Амстердама, Открытый университет, Голландская организация научных исследований, Энергетическая академия Европы. Среди участников будут также представители делового сообщества Нидерландов. Российская сторона на встрече будет представлена не только руководством и коллегами нашего университета (особо хочу отметить участие филиалов ВШЭ), но и представителями 28 вузов России, таких как Московский физико-технический институт (МФТИ), Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Московский инженерно-физический институт (МИФИ), Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО), Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ). Будут и представители Министерства образования и науки РФ, РОСНАНО, нескольких фондов. Всего ожидается около 100 участников. Как я уже говорила, задача этой встречи — не просто поговорить о возможности фундаментальных исследований в тех или иных перспективных направлениях, а сформировать команды для осуществления конкретных проектов, наметить сроки реализации, обсудить ресурсы и возможности разных сторон, перспективы выхода на рынок.

— В каком формате пройдет конференция?

— Подготовка конференции проходила в тесном сотрудничестве с Ассоциацией университетов Нидерландов и Фондом «Новая Евразия». Мы благодарны партнерам за их существенный вклад в организацию этого мероприятия. Конференция будет проходить в течение двух дней. Откроет ее круглый стол ректоров российских и голландских университетов, на котором будут обсуждаться перспективы и новые формы университетского сотрудничества, взаимодействия с бизнесом. На пленарном заседании с установочными презентациями по приоритетным направлениям взаимодействия выступят представители голландской и российской сторон. Работу первого дня продолжат тематические дискуссии для обсуждения узкоспециализированных вопросов (энергетика, высокие технологии, биомедицина и здравоохранение и другие) и более общих вопросов, связанных с внедрением инноваций в образование, обсуждением механизмов валоризации и развитием предпринимательства. Во второй день конференции участники смогут детально обсудить проекты сотрудничества в малых группах. Самые зрелые, проработанные инициативы проектные предложения, возможно, будут включены в план реализации перекрестного года «Россия-Нидерланды 2013». Материалы конференции будут представлены на сайте Высшей школы экономики.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Боль, ребра и немного науки

24 октября прошла защита докторской диссертации ординарного профессора ВШЭ Олега Воскобойникова «Scientia naturalis и стили мышления в Западной Европе XII–XIII веков: тексты, образы, идеи». Мы попросили его порефлексировать о том, для чего сегодня вообще защищать докторскую, нужна ли она академическому сообществу и какова роль научного любопытства в осмыслении «большой темы». 

Объединенные и преобразованные

Изменения брендов вузов, статуса дипломов и материальных условий обучения оказались для студентов ключевыми нововведениями при объединении университетов, выяснили исследователи НИУ ВШЭ.

87%

вузов имеют беспроводной доступ к интернету. При этом в большинстве из них доступ к wi-fi есть у всех сотрудников и студентов.

Преподавателям вузов нужен карьерный рост

Государство и общество стараются способствовать реорганизации вузов и повышению их эффективности. Университеты, в свою очередь, зачастую формально отвечают на эти запросы, не стимулируя преподавателей к профессиональному и карьерному росту. Инновациями в области управленческой и кадровой политики занимаются в основном научные исследовательские университеты, рассказали в статье замдиректора Института развития образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский и доцент кафедры экономики и менеджмента сервиса Байкальского государственного университета экономики и права Дарья Хлебович.

Закон № 44-ФЗ увеличивает эффективность закупок в бюджетной сфере

17 июня на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалась эффективность закупок в университетах в условиях различных режимов регулирования.

Характер не влияет на успеваемость

Личностные черты российских студентов в большинстве своем не оказывают значимого влияния на их успеваемость в вузе. А вот на Западе лучше учатся более сознательные, открытые и склонные к риску студенты, рассказали Екатерина Кочергина и Екатерина Орел на научном семинаре Института институциональных исследований НИУ ВШЭ.

У ученых должно быть больше причин заниматься наукой

Отток ученых и преподавателей из вузов объясняется не только низкими зарплатами и недостаточной самореализацией в науке. Для части молодых ученых аспирантура — лишь вынужденный шаг: либо спасение от армии, либо возможность отложить трудоустройство, либо воплощение ожиданий общества, выяснила стажер-исследователь ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анастасия Сизых.

44%

россиян выбирают для своего ребенка вуз, где интересно учиться, но откуда можно «вылететь». В Москве на подобного рода риски готовы идти 66% родителей.

НИУ ВШЭ и Университет Маастрихта объединят усилия при подготовке аспирантов

В 2014 году планируется организация совместных семинаров и стажировок для аспирантов ВШЭ и Университета Маастрихта. Голландские профессора также будут привлекаться к экспертизе аспирантских программ ВШЭ.

Негативный образ профессии юриста формируется в студенчестве

К концу обучения в вузе студенты юридических факультетов нередко морально готовы зарабатывать деньги исключительно на «лазейках» в законодательстве и лукавить с клиентами, получая в ответ недоверие с их стороны. Исследование сотрудника Международного центра изучения институтов и развития ВШЭ Антона Казуна.