• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ разработали нейросеть для оценки уровня владения английским языком

В НИУ ВШЭ разработали нейросеть для оценки уровня владения английским языком

© iStock

Нейросеть «ИИ Лингво» была разработана совместно Центром искусственного интеллекта, Школой иностранных языков и онлайн-кампусом НИУ ВШЭ. Модель обучена на основе тысяч экспертных оценок устных и письменных текстов. Система позволяет оценить способность к устному и письменному общению на английском языке.

Желающим узнать свой уровень владения умениями говорения и письма предлагается выполнить блок заданий: написать эссе, ответить на вопросы интервью и построить монолог. Время выполнения заданий составляет не более 60 минут, прохождение теста доступно на любом устройстве, получение результата и лаконичных комментариев к нему занимает 30 минут.

Такой формат позволяет репрезентативно оценить спектр наиболее часто используемых в устном и письменном общении умений. При оценивании ответов нейросетью учитываются более 45 параметров, разработанных экспертами Школы иностранных языков НИУ ВШЭ. Результат определяется на основе комплексной оценки лексического, грамматического, фонетического/стилистического аспектов речи, а также таких характеристик, как связность и логика изложения мысли, умения      описания, рассуждения и повествования.

По результатам выполнения заданий определяется итоговый балл и присваивается уровень владения языком от начального (Elementary) до свободного (Upper-Intermediate). Разработанная в Школе иностранных языков НИУ ВШЭ шкала уровней, инкорпорированная в нейросеть, соотносится со всеми международными экзаменационными системами.

Екатерина Колесникова

«Модель ИИ, способная оценивать устные и письменные задания со свободно конструируемым ответом, пока редкость для языкового образования. Ее можно отнести к авангардной категории оценочных систем на базе ИИ, так как нейросеть научена извлекать разнообразные сложные признаки речевого поведения для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции кандидатов», — отметила руководитель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Екатерина Колесникова.

Модель обучена на основе тысяч экспертных оценок устных и письменных текстов, созданных реальными участниками академического общения. Процесс дообучения и совершенствования модели продолжается. На данный момент нейросеть находится на этапе бета-версии и проходит апробацию и калибровку для дальнейшего внедрения в процесс оценивания работ студентов в рамках независимого экзамена по английскому языку. Планируется, что нейросеть сможет выступать в роли одного из экспертов.

Алексей Масютин

«Проект по созданию “ИИ Лингво” — это пример адаптации больших фундаментальных моделей для конкретной прикладной сферы — образования. Мы прошли путь от проверки ряда научных гипотез до внедрения моделей в итоговый продукт, доступный как онлайн-сервис для самопроверки владения английским языком. Нашу разработку отличает способность оценивать одновременно не только текстовые ответы, но и аудиоречь и на основе комплекса критериев оценивать итоговый уровень владения языком. Для этого нам потребовалось изучить значительное число открытых решений и в итоге провести дообучение на работах, проверенных профессиональными лингвистами», — сказал операционный директор Центра искусственного интеллекта Алексей Масютин.

В НИУ ВШЭ также отметили, что планируется разработка моделей для других иностранных языков. Это поможет изучающим иностранные языки проводить самооценку знаний, получать оперативную обратную связь в необходимом объеме и с должной периодичностью, отслеживая развитие своего уровня владения языком.

Сергей Рощин

«Внедрение ИИ-решений в процесс оценки языковых навыков кардинально меняет подход к изучению языков, делая его комфортнее. Мы создаем инструмент, который позволяет не просто фиксировать текущий уровень знаний, но и динамично отслеживать прогресс, обеспечивая каждому человеку возможность регулярной и объективной самооценки»,  — подчеркнул проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.

Бета-версия инструмента для самопроверки уровня владения английским языком является бесплатной и доступна по промокоду, получаемому после регистрации на почту.

Вам также может быть интересно:

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.