• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Демографы изучают фундамент, на котором строится и экономика, и политика, и общество в целом»

23 апреля пройдет день открытых дверей Института демографии НИУ ВШЭ, на котором будут представлены образовательные программы по демографии. Почему эту науку изучают именно в магистратуре, какая подготовка нужна будущим демографам и чем заниматься после окончания обучения, рассказывает академический руководитель программы «Демография» Михаил Денисенко.

Как демография стала «магистерской» наукой

Первые профессиональные демографы у нас в стране появились в конце XIX века, рассказывает академический руководитель программы Михаил Денисенко. 1920-е годы были периодом расцвета отечественной демографии. Так, в Киеве и Ленинграде сложились два научных института, уровень исследований которых не уступал лучшим образцам зарубежных демографических школ. Тогда проводились многочисленные социально-демографические обследования в разных частях страны. Но демография стала одной из первых наук, которая в СССР подверглась репрессиям. Те прогнозы и оценки, которые демографы давали в период индустриализации, коллективизации и голода, не совпадали с мнением вождей. Институты были расформированы, а многие демографы и статистики — репрессированы. «После переписи 1937 года, которую правительство объявило неудачной, была проведена «правильными методами» перепись 1939 года. Но демографические исследования в СССР были надолго прекращены властью, которая боялась, что они покажут реальную цену «социалистического строительства», — говорит Денисенко. — Следующая перепись населения была проведена только в 1959 году».

Дипломы наши выпускники получают не по направлению «Экономика», а по «Социологии». И этот выбор не был случайным: поведение — важная составляющая демографических процессов

Возрождение демографии началось в конце пятидесятых. Помимо практической потребности в демографических оценках для народнохозяйственного планирования этому, в частности, способствовало то, что в ООН была создана комиссия по народонаселению, демографические вопросы стали обсуждаться на самом высоком международном уровне, и Советский Союз не мог стоять в стороне от этих дискуссий. В середине 1960-х годов был создан сектор демографии в только что образованном НИИ ЦСУ СССР. В конце 1960-х годов в МГУ на экономическом факультете был открыт научно-образовательный центр, одной из задач которого стала подготовка профессиональных демографов.

С начала 1990-х годов подготовка демографических кадров практически прекратилась. Попытка возродить эту подготовку — с помощью нового образовательного института магистерских программ — на экономическом факультете МГУ оказалась не совсем удачной. Демографическая специализация растворилась в рамках широкого направления — «экономика общественного сектора, труда и народонаселения». Но в целом вектор подготовки — через магистратуру — был задан правильно, поскольку специализированных факультетов демографии в мире нет. Исторически сложилось, что демографов готовят в магистратурах.

«Мы в отличие от МГУ создали магистерскую программу именно по демографии, — подчеркивает Михаил Денисенко, — два года у нас изучаются прежде всего демографические дисциплины. Дипломы наши выпускники получают не по направлению «Экономика», а по «Социологии». И этот выбор не был случайным: поведение — важная составляющая демографических процессов, а современные методы демографического анализа тесно связаны с социологическими. К тому же изменение направления позволило расширить круг абитуриентов — на экономику порой боятся поступать, например, историки, которые близко соприкасаются и с социологией, и с демографией, изучая социальную историю».

Кого ждут на программе

Исторически демографами становились самые разные люди. Задачи демографического характера решали великие математики, физики, астрономы XVII-XIX веков (среди них Бернулли, Лаплас, Эйлер, Галлей, Кетле), а также экономисты и социологи (Мальтус, Маршалл, Спенсер, Ковалевский). Исследованиями по демографическим истории и прогнозам занимался великий химик Менделеев. Последняя книга физика Сергея Петровича Капицы также была посвящена демографии.

Демографические проблемы всегда с нами. Мы все интересуемся тем, где и кто живет, рождается в стране больше или меньше детей, почему сокращается численность населения, что будет с нашим регионом, если коренное население уменьшится и увеличится число мигрантов

И сейчас в магистратуру по демографии приходят из самых разных областей — экономики, математики, истории, географии, медицины, геологии и пр. «Специфика демографии в том, что она волей-неволей вторгается на территорию других наук (и наоборот), входит с ними в тесное соприкосновение, — отмечает Михаил Денисенко. — Демографические проблемы всегда с нами. Мы все интересуемся тем, где и кто живет, рождается в стране больше или меньше детей, почему сокращается численность населения, что будет с нашим регионом, если коренное население уменьшится и увеличится число мигрантов. Почти все науки и повседневная практика связаны с населением, в этом плане демографам принадлежит приоритет — они изучают фундамент, на котором строится и экономика, и политика, и общество в целом».

Программа, которая примирит гуманитария и математика

Программа «Демография» является фундаментальной, исследовательской. На ней готовят профессиональных демографов, которые будут уметь анализировать демографическую ситуацию, изучать тенденции и факторы демографических изменений, делать демографические прогнозы. Но областей для приложения знаний о населении очень много.

Один из самых распространенных вопросов: насколько хорошо нужно знать математику, чтобы учиться на демографа? «Серьезные математические знания нужны, когда мы говорим о прогнозах и моделях, с чем часто демография ассоциируется, — поясняет руководитель программы. — Но есть и другая демография — которая занимается институциональной проблематикой, изучением демографического поведения. А еще есть историческая демография, есть психология народонаселения — круг исследовательских проблем очень широк. Математика здесь играет вспомогательную роль, а на первое место выдвигаются, помимо самой демографии, знания по социологии, экономике или истории». Программа построена таким образом, что у студентов есть возможность выбора того научно-практического направления, которое им наиболее интересно.

«За два года учебы, сталкиваясь с большим потоком информации и общаясь с новыми и разными по взглядам профессионалами высокого уровня, студенты меняются, — говорит Михаил Денисенко. — Одна из важных вещей, которой они учатся на программе, — это не спешить с оценками событий. Перед тем как что-то сказать или сделать, надо еще раз все продумать и, может быть, выполнить дополнительные расчеты».

Как строится учебный план

Студентам предлагаются базовые курсы, которые формируют демографическое мышление и знание, знакомят с методами анализа и сбора данных. Директор института демографии Анатолий Вишневский разработал уникальный авторский курс «Демографическая история и теория», нигде в стране он не читается. Этот курс будет интересен не только студентам-демографам. Другой базовый курс, который представляет ядро системы демографических знаний — «Методы демографического анализа и прогноза». К нему в дополнение идут курсы по математической статистке и по логике социологических исследований, на которых студенты получают необходимые знания для проведения самостоятельной исследовательской работы.

После освоения базовых курсов студенты могут выбрать дальнейшую траекторию обучения. На первом курсе эти траектории в большей степени соотносятся с демографическими процессами — можно более плотно заняться демографией формирования семьи и рождаемости, смертности и заболеваемости, миграцией и урбанизацией. Затем добавляются другие траектории, связанные с областью приложения демографических знаний — например, этническая демография, прикладная демография или глобальные проблемы населения.

Важной частью учебной программы является научно-исследовательский семинар, на который приглашаются ведущие специалисты в области демографии и смежных наук — этнографы, историки, психологи, экономисты, которые проводят мастер-классы. Студенты привлекаются к работе в научно-учебной лаборатории и к участию в исследовательских проектах, которые выполняют сотрудники Института демографии.

«Но мы не забываем и о досуге студентов, — говорит Михаил Денисенко. — Мы стараемся разрушать возможные формальные перегородки, препятствующие общению между студентами и преподавателями. В институте проводят интересные исследования в условиях очень доброжелательной атмосферы, и это сочетание очень важно для продуктивной работы». Преподаватели и студенты устраивают совместные праздники (новичков ждет, например, посвящение в демографы) и даже организуют спортивные команды.

Образование в мировом контексте

Программа, реализуемая в Вышке, по числу студентов одна из самых крупных программ по демографии в Европе. Во многом это связано с тем, что на нее поступают не только российские студенты, но и выпускники университетов из стран СНГ.

Институт демографии НИУ ВШЭ сравнительно за небольшой срок своего существования стал ведущим научно-образовательным центром Восточной Европы в области подготовки специалистов по вопросам народонаселения. Практически все наши преподаватели активно участвуют в международных исследовательских проектах, многие читали лекции, учились или стажировались в зарубежных университетах. В свою очередь ученые из Сорбонны, Пенсильванского, Чикагского и других университетов читают на программе отдельные лекции и разделы учебных курсов.

Как поступить на программу

С 2015 года отбор на программу ведется только по результатам конкурса портфолио. «Для нас важно отобрать людей мотивированных, — говорит Михаил Денисенко, — поэтому при оценке портфолио мы обращаем внимание на то, в какой степени и как долго абитуриент интересуется проблемами народонаселения. Интерес подтверждается участием в конкурсах, олимпиадах, проектах, в подготовленных статьях. Он может проявляться и в теме выпускной работы в бакалавриате, если она посвящена проблемам народонаселения — будь то анализ демографической динамики с помощью нелинейных уравнений, или оценка последствий старения населения, или история освоения Сибири. Также важно мотивационное письмо — по нему многое становится ясно об абитуриенте».

Программа открыта для студентов и из Москвы, и из регионов. Кстати статистика приема прошлых лет показывает, что три четверти наших студентов как раз из регионов России, а также из стран СНГ (Белоруссии, Казахстана, Молдавии, стран Средней Азии).

Что делать после выпуска

Те выпускники, которые хотят остаться в науке или образовании, обычно идут в аспирантуру — как российскую, так и в зарубежные. Выпускников Института демографии можно встретить на программах PhD в Пенсильванском университете, Университете Саутгемптона, Институте демографических исследований Макса Планка в Ростоке.

Другие выпускники выбирают профессиональные сферы, где востребованы прикладные знания по народонаселению — консалтинговые агентства, аналитические отделы в компаниях, HR, маркетинг, госслужбу (в России принято много госпрограмм, реализация которых невозможна без помощи демографов), работу в международных организациях (Всемирном банке, Фонде ООН в области народонаселения).

Узнать больше о программе можно на дне открытых дверей Института демографии, который состоится 11 апреля.

Вам также может быть интересно:

Эффект брачной пилы

Динамика регистрации браков имеет сезонные и годовые колебания. Так, в високосные годы в ряде стран устраивают меньше свадеб. Демограф Евгений Сороко проанализировал этот феномен в докладе, подготовленном к ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

День открытых дверей ВШЭ: как это было

24 февраля Вышка провела День открытых дверей программ бакалавриата и лицея. Абитуриенты могли из первых рук узнать о том, чему и как учат в Вышке, и пообщаться с ректором и другими руководителями университета. Если вы не попали туда лично, посмотрите наши видео.

Русский след

В Латвии, Эстонии, Казахстане и Киргизии в последние годы сокращалось русское население. Этому способствовали все основные демографические процессы: миграция (репатриация людей в Россию), старение — рост доли пожилых среди русских, а также убыль населения — превышение смертности над рождаемостью. Доцент Института демографии НИУ ВШЭ Владимир Козлов исследовал динамику численности русской диаспоры в четырех странах. 

Ссудный процент

Беспроцентную ссуду на покупку жилья и семейный капитал россияне считают самыми важными средствами стимулирования рождаемости, выяснили демографы НИУ ВШЭ. 

Вне зоны помощи

Сельское население России составляет почти 38 миллионов человек. Их средняя продолжительность жизни примерно на два года меньше, чем горожан. Увеличивать ее за счет медобслуживания пока не получается: лечиться на селе сложно, а часто и невозможно. Исследователи ВШЭ изучили проблему на данных мониторинга RLMS-HSE.

Три программы Банковского института, обучение на которых начнется уже в октябре

Банковский институт ВШЭ предлагает программы дополнительного образования для тех, кто занимается управлением инвестициями, работает в финансовой сфере или банковском секторе. Обучение на них начинается в октябре, а узнать, чему и как будут на них учить, можно на днях открытых дверей, первый из которых состоится уже 26 сентября.

Что демография говорит о пенсиях

НИУ ВШЭ представил доклад «Демографический контекст повышения возраста выхода на пенсию». В нем анализируются причины старения российского населения, тенденции к повышению продолжительности жизни и другие демографические тренды, влияющие на состояние пенсионной системы.

Демографический контекст повышения возраста выхода на пенсию

В дискуссиях о повышении пенсионного возраста принято ссылаться на прогнозы и тренды демографического развития. Однако далеко не все данные корректно интерпретируются журналистами и некоторыми экспертами, что способно привести к формированию заблуждений в обществе. В такой ситуации ученые НИУ ВШЭ посчитали необходимым подготовить научный комментарий по ключевым демографическим показателям, реально значимым для принятия решений по пенсионной системе, и заблуждениям относительно прямолинейной взаимосвязи между рядом демографических показателей и параметрами пенсионной системы.

Свои среди чужих

У слабых школ есть свой плюс: они помогают детям мигрантов интегрироваться и снимают межэтнические противоречия. Это показало исследование, проведенное среди учеников и педагогов Москвы и Подмосковья. Статья о нем опубликована в журнале НИУ ВШЭ «Демографическое обозрение».

Нематериальный капитал

Качество рабочей силы (человеческий капитал) дает динамике российского ВВП 0,64 процентных пункта в год. Через 17 лет цифра может вырасти до 2,2 процентного пункта, что приблизит темпы роста экономики к среднемировым, прогнозируют ученые ВШЭ.