• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Все — от баннеров на сайтах до спецэффектов в кино — это творение художников-аниматоров»

«Все — от баннеров на сайтах до спецэффектов в кино — это творение художников-аниматоров»

11 апреля в Школе дизайна НИУ ВШЭ пройдет день открытых дверей направления «Иллюстрация и анимация». Новостная служба ВШЭ поговорила с куратором направления Алексеем Рюминым о том, как поступить в университет, используя Tumblr, приобрести полезные связи и получить одну из самых востребованных профессий.

Со следующего учебного года студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ в рамках единой образовательной программы уже с первого курса смогут выбрать более узкую специализацию. На выбор предлагается четыре профиля — «Дизайн среды», «Мода», «Коммуникационный дизайн» или «Анимация и иллюстрация».

Специальность 2.0

Рисунок с нами всегда, это гимнастика визуального мышления, но как дело всей жизни в современных условиях, это удел смелых и отчаянных. Говорят: «Хотите огорчить родителей – скажите им, что собираетесь стать художником». Иллюстратор — это выбор более взрослых людей. Редко кто определяет себя таковым сразу и представляет себе сферу деятельности, которой придется заниматься.

У студентов на стыке двух близких направлений будет возможность понять себя, самоопределиться, выбрать более узкую направленность, тем более что анимация охватывает большое количество областей — она повсюду. Мы привыкли и не замечаем того, как, например, скроллится текст или выглядит iPhone-приложение — в любом элементе цифровых визуализаций сегодня есть пространство для приложения сил людей этой профессии. И объединение иллюстрации и анимации в одно направление — скорее подсказка с нашей стороны, как примененить специальности к жизни.

На первый курс иллюстрации или анимации приходят ребята, которые любят и умеют рисовать, создавать свои миры, но не подозревают, какие огромные технические возможности могут для этого использоваться. Многим хочется сделать мультфильм, но реализовать свои идеи они пока не могут — просто не знают как. Здесь они учатся не только использованию специальных программ, но и проектному мышлению, правильной организации своей работы.

Подготовка к старту

Профессия иллюстратора или аниматора связана с некой историей — тут очень важен не просто объект, но и контекст. В рисунке интересно поставить себе задачу, задать какой-то вопрос. Если этот вопрос захватит и зрителя, результат во многих случаях будет ярче, чем просто красивая картинка. Для поступления можно создать серию персонажей, сделать раскадровку или комикс, придумать проект настольной или компьютерной игры — главное, определиться с жанром и соблюсти какие-то его традиции, не растеряв по дороге оригинальность замысла.

Мы предоставляем как обычную практику, так и оплачиваемую — у нас есть своего рода внутреннее трудоустройство, мы даем проекты тем студентам, за качество работы которых можем поручиться

Авторские комиксы стали уже «девятым видом» искусства, вобрав в себя широчайший диапазон изобразительных техник от копи-пэйст манеры Линор Горалик до почти живописных работ Лоренцо Маттотти. Сейчас очень популярен жанр веб-комиксов — люди рисуют карандашами, красками, шариковой ручкой, в Windows Paint, режут мамины журналы Vogue, клеят скотчем на стене, лепят из пластилина — и выкладывают свои работы в Tumblr. И то, что это искусство в сети, не принижает художественную ценность работ. На фоне всеобщей компьютеризации интерес к традиционным техникам и новому их применению только растет. У нас преподавала Анна Хохлова — она сделала вязаную книгу, продается такая книга, конечно, как обычная. Можно делать портреты из мха или как классик Джузеппе Арчимбольдо — выкладывать их из овощей. Или сделать книгу-постельное белье, которую листаешь, лежа на ней в постели. Техника тут не так важна, главное для нас — сама идея.

Ножом и вилкой

Сверхзадача студентов — понимание того, как все устроено, и поиск форматов высказывания. Если перефразировать Майка Мейре, арт-директора культового немецкого издания 032c, искусство — это еда на тарелке, но формат — как нож и вилка, иначе ты ничего не съешь.

«Ручная» работа служит прежде всего для расширения кругозора и инструментария, но большая часть работы по подготовкек просмотрам проходит за компьютером, потому что ожидания рынка от будущих специалистов связаны сейчас именно с цифровой средой. Однако прежде всего студенты учатся не столько делать, сколько думать, ставить задачу, формулировать визуальное высказывание — это касается и исполнения, и руководства проектами, и умения работать в команде.

Кино сейчас — главное синтетическое искусство, не считая открытия олимпиад. Все, что связано с кино — а это клипы, тв-заставки, титры, виджеинг и т.п. — постоянно нуждается в специалистах

Наши студенты работают с реальными проектами, которые поступают прежде всего в виде заказов от самой Школы дизайна или от Вышки вообще. Например, сейчас мы вместе с факультетом культурологии разрабатываем инсталляцию для проекта «Библионочь». Также студенты делали видео для известной конференции TEDx. Мы предоставляем как обычную практику, так и оплачиваемую — у нас есть своего рода внутреннее трудоустройство, мы даем проекты тем студентам, за качество работы которых можем поручиться.

Практика свободы

Обучение сфокусировано на прикладных дисциплинах, но параллельно с этим мы постоянно мотивируем студентов самостоятельно добирать академическую базу. Больше всего в этом преуспела история кино — самая популярная из «историй», потому что это вовлекающее искусство. Пора вводить специальные практики обучения, типа телевизора, от которого дети привыкли получать что-то интересное. В рамках постмодернизма история становится «корзиной для приколов», базой для цитирования и глумления, и взывать к серьезному восприятию становится все труднее. Поэтому процесс усвоения иногда надо «пустить на самотек», чтобы возникли некая свобода, любознательность и интерес к контексту, которые становятся основой проектного мышления. Отчасти это западный подход к образованию. Чем интимнее мы познаем истоки — тем легче получаются хорошие вещи.

Области применения

Порог вхождения в профессию иллюстратора (формальные требования, чтобы работа могла быть оплачена) — очень низкий, но чтобы состояться в этой профессии, нужно приложить много усилий и таланта. Процент финансово успешных людей в иллюстрации ниже, чем в смежных специальностях — в частности, в анимации. С развитием цифровой индустрии анимация становится одной из самых востребованных профессий в области кино и дизайна. Все — от баннеров на сайтах до спецэффектов в художественных фильмах — является творением рук художников-аниматоров. Кино сейчас — главное синтетическое искусство, не считая открытия олимпиад. Все, что связано с кино — а это клипы, тв-заставки, титры, виджеинг и т.п. — постоянно нуждается в специалистах.

Современный художник-аниматор или мультимедийный дизайнер — это многопрофильный специалист, способный заменить целую группу профессионалов, от дизайнера и иллюстратора до режиссера. Также это незаменимый человек в интернет-СМИ, где все чаще прибегают к формату мультимедиа-проектов, презентаций, инфографики,визуализаций.

Устроенность специалиста во многом зависит от связей, и университет играет здесь незаменимую роль

Активно развивается индустрия игр, для которой требуется огромное количество творческих специалистов, а сама сфера безумно популярна у молодежи. Разработка интерфейсов и приложений, создание разного рода рекламы, видеомэппинг и такой интересный жанр, как дополненная реальность — все это области, где может строить карьеру выпускник нашего профиля.

Безопасные связи

Устроенность специалиста во многом зависит от связей, и университет играет здесь незаменимую роль. Общение друг с другом, с учителями и приглашаемыми специалистами, которые проводят мастер-классы, позволяет лучше всего включиться в профессиональное сообщество. Можно выучиться самостоятельно по книжкам, но не интегрироваться в среду единомышленников — а как показывает практика, хорошая работа проще всего находит тебя именно там. Такой путь определенно лучше, чем поиск работы через hh.ru.

Атмосфера — главное в образовании. Учиться можно и вне института, но чтобы люди пришли, начали думать и учиться, получать и применять знания, понимать, что им нужно, получать связи и среду — атмосфера имеет ключевое значение. Они получают саму культуру, культурную среду и выход наверх. В дизайне сам по себе диплом вторичен, важны репутация и навыки, и нет такого «Гарварда» — это профессия на кончиках пальцев, которую надо уметь привнести в профессиональную среду.

У нас много молодых преподавателей — Игорь Гурович, Эрик Белоусов, Саша Кузнецова, Протей Темен и другие. Мы стараемся привлекать людей, которые будут делать что-то новое, смогут создать авторский и оригинальный курс для новых возможностей студентов, обогащать их «среду обитания» новыми связями и впечатлениями. Молодость наших преподавателей связана с тем, что их поколение пришлось на период, когда изменились технологии, а соответственно, и мышление дизайнера. А поколение, следующее за нами, вообще с молоком матери впитывает технологии и меняет реальность.

Мещеряков Арсений Владимирович
руководитель Школы дизайна

Обыкновенные чудеса

С авторским стилем не приходят, он вырабатывается уже в процессе обучения, освоения методик и инструментов. Часто бывает, что прием, о котором совсем недавно человек и не подозревал, становится существенным элементом его персонального почерка. Когда появляется направленность и желание, обучение идет более эффективно. Мы замечаем и поощряем любые творческие поиски, думаем, как можно их облегчить, ускорить, возбудить, чтобы верно направить усилия ученика.

Сейчас нужно уметь создавать вещи очаровательные и неотразимые, потому что для других — всеобщих и незаменимых — места на рынке не осталось. «В прошлом для того, чтобы что-то изменить, необходимы были деньги, связи, власть. Сегодня для этого нужен только компьютер, Youtube и Facebook. И, конечно же, хорошая идея. С этими инструментами можно изменить мир за 12 часов».

 

Другие направления в Школе дизайна: 

«Россия — рай для дизайнеров, здесь все подлежит реконструкции». Интервью с куратором направления «Дизайн среды» Александром Джикия

«Глянцевые журналы и бренды одежды испытывают дефицит в людях, которые понимают индустрию моды». Интервью с куратором направления «Мода» Анзором Канкуловым

«Дизайнер — это мастер мгновенного смысла». Интервью с куратором направления «Коммуникационный дизайн» Александрой Кузнецовой

Вам также может быть интересно:

«День открытых дверей»: где учатся лицеисты. Часть 1

В проекте «День открытых дверей» о здании Лицея на Солянке рассказывают лицеисты 10 класса Алексей Земцов и Александра Фролова.

День открытых дверей ВШЭ: как это было

24 февраля Вышка провела День открытых дверей программ бакалавриата и лицея. Абитуриенты могли из первых рук узнать о том, чему и как учат в Вышке, и пообщаться с ректором и другими руководителями университета. Если вы не попали туда лично, посмотрите наши видео.

Три программы Банковского института, обучение на которых начнется уже в октябре

Банковский институт ВШЭ предлагает программы дополнительного образования для тех, кто занимается управлением инвестициями, работает в финансовой сфере или банковском секторе. Обучение на них начинается в октябре, а узнать, чему и как будут на них учить, можно на днях открытых дверей, первый из которых состоится уже 26 сентября.

Студентка Школы дизайна стала призером анимационного фестиваля

Студентка второго курса профиля «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна Екатерина Михеева (куратор Алексей Ермолаев) стала призером XXIII Открытого российского фестиваля анимационного кино, который ежегодно проходит в городе Суздаль.

Как дополнить свое образование: возможности, о которых вы могли не знать

17 сентября Вышка проводит большой день открытых дверей программ дополнительного образования. На нем каждый найдет для себя занятие по вкусу — от выбора программы бизнес-обучения и тестирования по иностранным языкам до мастер-классов по дизайну и уроков каллиграфии.

«Преподаватели здесь явно строгие. Но ради перспектив можно и постараться»

28 февраля в Москве прошел день открытых дверей всех образовательных программ бакалавриата НИУ ВШЭ. На вопросы абитуриентов и их родителей отвечали руководители университета, представители программ, приемной комиссии и факультета довузовской подготовки, сотрудники и ученики лицея НИУ ВШЭ, студенты и выпускники.

«Дизайн должен быть понятным, а не субъективно красивым»

27 января пройдет день открытых дверей программ дополнительного образования Школы дизайна НИУ ВШЭ. Студенты одной из программ — «Графический дизайн. Базовый уровень» (куратор — Павел Борисовский) — рассказали о себе и о том, почему решили получить профессию дизайнера.

Два кампуса ВШЭ впервые провели совместный день открытых дверей

28 ноября делегация Высшей школы экономики во главе с проректором Вячеславом Башевым побывала в Чебоксарах. Был организован день открытых дверей для будущих абитуриентов, проведены переговоры с руководителями региона и с директорами школ. По итогам визита подписано соглашение о сотрудничестве с Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики

Вышка едет в регионы

10 октября в тамбовском лицее № 14 состоялся день Вышки. Преподаватели университета рассказали об образовательных программах бакалавриата и провели мастер-классы по экономике, компьютерным наукам, иностранному языку и другим дисциплинам. 19 октября День Вышки пройдет в Кургане, 14 ноября — в Ставрополе. Для школьников региональные мероприятия ВШЭ — это возможность не только получить информацию о Высшей школе экономики, но и узнать о современном состоянии наук, определиться с выбором будущей профессии и вуза.

12

лекций преподавателей ВШЭ проиллюстрировала в календаре на 2016 год студентка образовательной программы «Дизайн» Екатерина Гущина.