• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы даем возможность выбора»

Декан факультета социологии ГУ-ВШЭ Александр Чепуренко рассказывает о том, каким абитуриентам будет интересно учиться на факультете, какая учеба их ждет и какую они потом смогут найти работу.

— Александр Юльевич, в преддверии приемной кампании как бы вы представили абитуриентам факультет социологии?

— Факультет социологии, конечно, менее понятен, чем, скажем, факультет экономики или менеджмента. Представление о социологии в школе получить трудно, и во многом оно формируется наблюдениями за уличными опросами или участием в них. Скорее всего, первое, что приходит на ум многим абитуриентам при слове «социолог» — что это человек, который подходит на улице и задает разные вопросы. Но на деле это, конечно, не так. Социология выполняет очень важную функцию фундаментального знания в отношении целого ряда профессий, которые связаны с изучением принципов функционирования общества, общественного мнения, коммуникаций между людьми и так далее, — такую же функцию, как, скажем, теоретическая физика выполняет для целого ряда инженерных специальностей.

Конечно, существует и такая специальная профессия — социолог. Но профессиональными социологами, то есть людьми, которые изучают общество, интерпретируют происходящие в нем процессы и изменения, становятся единицы. Подавляющее большинство выпускников нашего факультета, вооруженное теоретическими знаниями и целым набором исследовательских методов, с помощью которых анализируется потребление, мода, реклама, СМИ и тому подобное, работает потом в сфере изучения рынков или потребительского поведения, в сфере связей с общественностью, в PR-компаниях, в рекламных агентствах, некоторые занимаются управлением персоналом, уходят на госслужбу или в масс-медиа...

То есть мы не столько учим одной профессии, сколько даем возможность выбора в широком профессиональном пространстве.

— На ваш взгляд, каким абитуриентам подходит факультет социологии?

— Я считаю, что наш факультет хорош для тех, кто с интересом откликается на публикации, книги, фильмы, посвященные тому, как и чем живет сегодняшнее общество, пусть даже они понимают, что посвятить этому всю жизнь, заниматься этим как академическим ремеслом они не хотели бы.

— Чем обучение на факультете социологии в Вышке отличается от обучения социологии в других вузах?

— Первое отличие связано с тем, что большая часть преподавателей нашего факультета, — это люди, которые помимо преподавания, ведут интенсивную научную работу, будь то в области фундаментальных или прикладных исследований. Поэтому, приходя в аудиторию, они не пересказывают студентам учебники, а делятся с ними результатами своих поисков, ошибками и сомнениями, новыми данными. Сама аура преподавания у нас несколько иная, она ориентирована на совместные открытия, а не на изложение раз и навсегда затверженных истин.

Второе — это наличие у нас базовых кафедр ведущих социологических компаний. У нас четыре базовые кафедры - Фонда «Общественное мнение», Левада-Центра, ГФК-Русь и ВЦИОМа. Обучение на этих кафедрах помогает студенту, не порывая связей с вузом, «повариться» в прикладных проектах и понять, интересует ли его это, каких навыков ему не хватает. А ведь это очень важно понять, пока ты еще не покинул вуз.

Третье отличие связано с тем, что у нас есть научно-учебные лаборатории, в которых студенты совместно с преподавателями участвуют в долгосрочных исследовательских проектах. Синтез обучения и исследования встречается в технических вузах, а вот в вузах социального профиля мне другие такие примеры неизвестны.

Мы отличаемся и тем, что средний возраст преподавателя на нашем факультете примерно на поколение меньше, чем средний возраст преподавателя на других факультетах социологии.

— Но ведь большое количество молодых преподавателей означает, что это люди либо без степени, либо недавно ее получившие. И, наверное, многие могут рассматривать это как минус...

— На факультете социологии это скорее плюс по целому ряду причин. Ведь в России социологическая традиция была надолго прервана, и первое, да и второе поколение советских социологов были самоучками, пришедшими из других дисциплинарных полей. Наши же более молодые преподаватели — это уже получившие профильную подготовку социологи.

Кроме того, меньшая разница в возрасте между преподавателем и студентами снимает многие формальные барьеры. Студенты учатся в условиях не жесткой иерархической структуры, где надо кланяться и благодарить, а в атмосфере, способствующей дискуссиям, совместному творчеству с преподавателями.

Мы сейчас ведем набор новых преподавателей на международном рынке труда и получили достаточно много заявок. Весной пройдет отбор, по результатам которого со следующего года у нас будет работать два-три специалиста, получивших социологическое образование и поработавших в западных университетах. С их приходом увеличится количество курсов, преподаваемых на английском языке.

— Получается, всем студентам необходимо владеть английским языком?

— Конечно. И это еще одно наше конкурентное преимущество. У нас плотно изучают английский язык, и защита проекта дипломной работы на английском языке является у нас обязательной. Следовательно, наши выпускники гарантированно владеют профессиональной лексикой, что дает им возможность продолжать обучение на Западе или работать в транснациональных кампаниях.

— Существуют ли на факультете программы международных обменов для студентов?

— Да, у нас есть такие программы с университетами Кельна, Йены и с университетом Париж-Запад. Студенты старших курсов имеют возможность провести в этих университетах семестр, а с Парижем мы заканчиваем создание программы двух дипломов для магистратуры. Пока такие смельчаки — это единичные случаи, но в ближайшие три-четыре года ситуация будет меняться: у нас есть намерения развить сотрудничество с целым рядом других университетов, и работа в этом направлении ведется.

— Расскажите, пожалуйста, об образовательных программах, которые существуют на факультете.

— С 2009 года факультет ведет обучение только по программам бакалавриата и магистратуры. Что касается бакалавриата, обучение построено таким образом, что первые три года все студенты изучают один и тот же ядерный набор дисциплин и постепенно формируют представление о том, что их больше интересует. Помогает им в этом большое количество курсов по выбору, которые появляются на третьем курсе. В конце третьего курса студенты распределяются на одну из трех специализаций. Это социальная теория и социальное прикладное знание, экономическая социология, прикладные методы социологических исследований. Предметы по специализации на четвертом курсе занимают порядка 60 процентов учебного плана. Количество дисциплин по выбору по сравнению с третьим курсом возрастает. Я бы сказал, что у нас студент на четвертом курсе попадает в образовательный супермаркет, где ему, кроме нескольких обязательный курсов, можно выбрать все, что он считает интересным и полезным для себя.

Магистратура на нашем факультете — это быстро растущий блок, программы постоянно меняются и дополняются. И здесь уже не существует никаких общих шаблонов. Выбирая магистерскую программу, студент, тем самым, выбирает два-три базовых курса, которые он обязан прослушать. А  остальной учебный план он формирует себе сам. В том числе — и из числа курсов, читаемых в магистерских программах на других факультетах Вышки.

— Как вы представляете себе идеального первокурсника?

— Я бы хотел, чтобы к нам приходили люди, которые выбрали для себя два лозунга. «Я знаю, что я ничего не знаю» и «Подвергай все сомнению». Такой первокурсник будет стремиться к новым знаниям и сможет свободно и критически мыслить, ориентируясь в различных направлениях социальной теории.

— А реальные первокурсники сильно отличаются от идеальных? Многие опасались, что по результатам ЕГЭ в вуз придут слабые студенты...

— У нас тоже были такие опасения. Я с большим напряжением следил за приемной кампанией прошлого года. Но теперь уже можно говорить, что нынешние первокурсники оказались, в общем, не слабее своих предшественников. Это показывает и процент отчислений — он практически не изменился по сравнению с прошлыми годами.

В некоторых отношениях эти ребята даже выгодно отличаются от тех, кто поступал раньше, не по ЕГЭ. Они не так «придавлены авторитетом» Вышки, у них нет суеверного трепета, ведь они подавали документы во многие вузы и могли пойти учиться куда угодно. Поэтому они не робеют, задают вопросы, ведут себя независимо. Это хорошо, так как держит и преподавателей в тонусе.

— А какими вы хотите видеть своих выпускников?

— Выпускников я хотел бы видеть такими, какие они сейчас. У нас хорошие выпускники — именно такие, какие могут быть в сегодняшней России и в нынешней Вышке. Возможно, я только хотел бы, чтобы чуть больше их оставалось в академическом сообществе — все условия для этого в Вышке уже созданы, а с ростом числа национальных исследовательских университетов спрос на высококвалифицированных социологов возрастет и за ее пределами.

— Какие возможности дает факультет своим выпускникам?

— Для целеустремленных студентов и факультет, и Вышка в целом дают многое. В том числе, это возможность завязать полезные связи, ведь у нас преподают ведущие специалисты в своих профессиях. Кроме этого, Вышка — важная площадка, где постоянно проходят конференции, презентации, семинары. Достаточно посмотреть ленту анонсов на портале — нет и дня, чтобы у нас не проходило какое-нибудь интересное мероприятие. Ни в одном другом вузе нет такого количества самых разнообразных мероприятий — научных, культурных, политических, и все они открыты для студентов.

— А что касается трудоустройства, помогает ли в этом факультет своим выпускникам?

— Проблем с трудоустройством у наших выпускников не было, нет и не будет. В этом нам помогает Попечительский совет, в котором собраны представители многих известнейших российских компаний, представляющих все основные отрасли экономики. И с кризисом ничего не изменилось. В прошлом году мы предприняли целый ряд упреждающих мер: изучили рынок, подготовили обзоры для студентов, провели тренинги по трудоустройству. Но очень скоро поняли, что дополнительных мер не требуется.

Кто-то устраивается на работу в компании, открывшие у нас базовые кафедры. А когда весной идет преддипломная практика, то заявок от фирм мы получаем больше, чем можем направить к ним студентов практиковаться. Студенты чаще всего сами выбирают место практики. Как правило, там и остаются работать.

— Наверное, многие работают уже во время учебы?

— Да, к сожалению, работают. К сожалению — потому что это не может не отражаться на возможности вкладывать все силы в учебу. Если на третьем курсе работает всего процентов пятнадцать, то на четвертом работающих студентов уже около 40 процентов, а в магистратуре работает больше 65 процентов студентов. Но принципиально важно, что наши студенты, если и работают, то работают по своей будущей специальности, а не на подхвате в торговле и бытовом обслуживании.

Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Работать во благо своей страны: как россияне понимают патриотизм

Что, по мнению россиян, значит быть патриотом, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года. Большинство респондентов (74%) считают, что для того, чтобы быть патриотом, нужно просто любить свою страну.

Гордость и спокойная уверенность: какие эмоции у россиян вызывает их гражданство

Гордость и спокойная уверенность— чувства, которые испытывает большинство россиян в связи со своим гражданством, выяснили социологи в ходе всероссийского опроса населения. Он был проведен Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в декабре 2023 года.

«Социология живет, если она востребована обществом»

В День социолога на факультете социальных наук ВШЭ состоялся паблик-ток «Социологическая профессия в автобиографической перспективе». В ходе встречи профессора — кто-то очно, кто-то дистанционно — поздравляли коллег с профессиональным праздником, делились подробностями своего пути в науке и отвечали на вопросы студентов.

Хорошие поступки приносят россиянам моральное удовлетворение

Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали, почему человек чувствует себя счастливее, когда помогает другим. Оказалось, что радость обусловлена разными причинами в зависимости от того, кому мы помогаем — близким или посторонним. И в том и в другом случае счастье приносит моральное удовлетворение хорошим поступком, но помощь близким также связана с удовлетворением потребности в принадлежности и принятии другими людьми, а незнакомцам — с чувством независимости. Результаты опубликованы в Journal of Social and Personal Relationships.

Большинство россиян не заметило кризис: исследование Вышки

Материальное положение, повседневная жизнь и психологическое здоровье большинства россиян в прошлом году не претерпели серьезных изменений. При этом кризис повысил мотивацию к созданию собственного дела и самозанятости. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Как россияне справляются с новым кризисом: социально-экономические практики населения», представленного на днях факультетом социальных наук (ФСН) НИУ ВШЭ.

Пьющей молодежи в России стало вдвое меньше

Социологи из НИУ ВШЭ на основе данных показали, что доля россиян в возрасте от 14 до 22 лет, употребляющих алкоголь, упала за последние полтора десятилетия более чем вдвое. Но в пьющих семьях подростки чаще следуют этим привычкам, особенно если родители злоупотребляют спиртным и если в семье нет отца.

Оказание помощи другим людям улучшает жизнь и психологическое самочувствие россиян

Исследовательница из НИУ ВШЭ Екатерина Настина установила, что чем чаще россияне оказывают помощь другим людям — как близким, так и незнакомым — тем больше они удовлетворены своей жизнью. Однако если человек старше 50 лет или для него важны ценности социальной справедливости, то помощь близким не оказывает существенного влияния на его психологическое благополучие. А вот просоциальное, альтруистическое поведение по отношению к незнакомцам в равной степени благоприятно для людей всех возрастов и убеждений. В исследовании приняло участие 757 респондентов. Статья с его результатами опубликована в «Социологическом журнале».

Умение подстраиваться под обстоятельства способствует стройности фигуры

Ученые из Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ совместно с коллегами из научных центров Германии, Австралии и Китая прояснили связь веса людей в разных странах с национальными культурными особенностями. Анализ выполнен на большом объеме данных из 51 страны мира. Выяснилось, что ожирение положительно связано с индивидуализмом. Однако характерно это только для мужчин. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Science & Medicine.

Современные люди тратят ⅙ часть жизни на собственную красоту

Ученые из НИУ ВШЭ вместе с коллегами из разных стран провели крупнейшее межкультурное исследование, посвященное внешности. Оказалось, что люди во всем мире в среднем тратят на красоту 4 часа в день. При этом забота о внешности не зависит от пола, а пожилые беспокоятся о красоте почти так же, как молодые. Самое серьезное влияние на стремление к совершенству оказывают социальные сети. Результаты работы опубликованы в журнале Evolution and Human Behavior.

Онлайн-курс ВШЭ «Современная социологическая теория» стартовал на «Открытом образовании»

Новый онлайн-курс Высшей школы экономики появился на национальной платформе «Открытое образование». Чем интересно изучение современного общества, почему теория в социальных науках имеет первостепенное значение для исследовательской практики, как социологическая теория делает общество «вменяемым», рассказала Светлана Баньковская, автор курса, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ.