• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Завершился заключительный этап олимпиады «Высшая проба»

В 42 городах России и ближнего зарубежья с 1 по 8 февраля прошел второй (заключительный) этап олимпиады «Высшая проба» для учеников 7–11 классов. Приглашение принять участие в заключительном этапе получили около 16 тыс. человек.

Олимпиада «Высшая проба» с каждым годом становится все масштабнее, отмечает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич. В этом году она проводится по 22 профилям, в том числе по двум новым, а число участников отборочного этапа почти на 6 тыс. больше, чем год назад — 82098 человек. Самые популярные профили — обществознание, русский язык, математика и иностранные языки.

Совершенствуется содержание олимпиадных заданий. Например, значительно усложнены задания по физике, а участникам заключительного этапа по электронике и вычислительной технике впервые было предложено практическое задание, которое они выполняли на компьютере.

Заключительный этап продолжался восемь дней подряд, включая выходные (каждый день — от двух до четырех предметных олимпиад). В некоторых городах он был организован впервые. Например, в Архангельской и Ростовской областях на заключительный этап год от года проходит все больше участников, и в этом году их число стало достаточным, чтобы открыть региональные площадки для его проведения в Архангельске и Ростове-на-Дону. Стало больше участников заключительного этапа и в восточных регионах, так что в этом году при составлении расписания состязаний пришлось учитывать разницу во времени.

Очные состязания на всех площадках проводятся по единым правилам. В этом году случаев нарушения правил и отстранения участников на заключительном этапе было меньше, чем в прошлом году (основная причина, как и раньше, — попытка использования мобильного телефона).

Во многих городах во время заключительного этапа преподаватели Вышки провели для участников олимпиады образовательные и презентационные мероприятия (мастер-классы, лекции, игры, презентации образовательных программ, консультации о возможных траекториях поступления в университет и т.п.), причем программа мероприятий была обширной не только в Москве, но и, например, в Якутске.

Я брала картины кубистов и показывала, как можно превратить то, что на них изображено, в здания

Екатерина Коновалова, 10-классница из подмосковного Обнинска, участвовала в заключительном этапе олимпиады по дизайну. В отличие от олимпиады по другим предметам дизайнеры на отборочном этапе не выполняют задания в онлайн-формате за отведенное время, а загружают свои творческие работы в личный кабинет. Работа Екатерины — фирменный стиль творческого центра Peace of Art, причем сам центр существует только в ее воображении, но у него теперь есть реальная фирменная футболка, визитки, плакаты, чехол для телефона и значки.

«Когда узнала, что прошла на заключительный этап, я была в шоке — прыгала от радости, — рассказывает девушка. — Поняла, что двигаюсь в правильном направлении. А потом целый месяц готовилась к заключительному этапу — изучала историю искусств, за это время мне нужно было пройти программу до конца 10-го класса, потому что в школе мы этот предмет изучаем медленно, и один урок в неделю — это мало. Еще я поучилась на дистанционных курсах в Интернет-школе ВШЭ — это помогло понять формат предстоящих заданий. Но теория меня не очень увлекает — гораздо больше нравится создавать красивые вещи, привлекающие внимание, окружать ими себя и других людей».

10-классница Диана Находкина из Москвы прошла на заключительный этап по двум направлениям — дизайну и журналистике. Ее дизайнерский проект был посвящен архитектурному видению картин: «Я брала картины кубистов и показывала, как можно превратить то, что на них изображено, в здания. Если когда-нибудь такие здания удастся построить в реальности, они точно станут городскими достопримечательностями».

Задания отборочного этапа по журналистике Диана считает актуальными и не очень сложными: они были посвящены современным журналистам и их работам, а она этим интересуется, так что оставалось лишь проявить эрудицию. На заключительном этапе нужно было написать эссе на заданную тему и новостную заметку по фотографии. «Была фотография, на которой изображено тушение лесного пожара, и я написала заметку, как тушат пожар в подмосковном лесу, но это не удается из-за сильного ветра, так что приходится эвакуировать людей из соседнего поселка. А эссе написала о том, как выжить в путешествии по России, — давала разные советы, что делать в экстремальных ситуациях, например, если встретишь медведя. Задания интересные, мне понравились».


Фото: Михаил Дмитриев

Один из новых профилей олимпиады «Высшая проба» этого года — «финансовая грамотность». Его появление во многом обусловлено инициативами государства по повышению финансовой грамотности граждан. В прошлом году была принята Национальная стратегия повышения финансовой грамотности на 2017–2023 годы, а годом раньше ВШЭ при поддержке Минфина России и Всемирного банка начала повышать квалификацию учителей в регионах, чтобы они обучали школьников финансовой грамотности в рамках существующих предметов (обществознание, математика и проч.) или факультативно. Соответствующие темы включены в образовательные стандарты, выпущены пособия, созданы дистанционные курсы.

10-классница Мария Михалева из Москвы выбрала олимпиаду по финансовой грамотности, потому что «это полезно для моего будущего и настоящего, ведь нужно уметь рассчитывать, сколько платить по кредиту и сколько ты получишь по вкладу». Ее мама — консультант по финансам — одобряет интерес дочери к подобным вопросам. Отдельного курса финансовой грамотности в школе, где она учится, нет, но вопросам финансовой грамотности большое внимание уделяет учительница обществознания. На заключительном этапе олимпиады Марии понравилось задание, где нужно было сравнить микрозаймы и потребительские кредиты, указав плюсы и минусы для потребителя.

9-классник Денис Мартьянов из Москвы участвует в олимпиаде по финансовой грамотности, потому что его мечта — стать финансовым управляющим. На вопрос, чем привлекает именно эта профессия, он отвечает: «Не могу объяснить, душа так просит!» Пока в его школе финансовую грамотность не преподают, если не считать разделы в курсе обществознания, но он надеется, что такой предмет появится в 10 классе. Любимые задания — те, где нужны знания математики, и есть только один верный ответ. Денис собирается поступать в ВШЭ и уже сейчас присматривает себе образовательные программы по финансам.

Денис Якиманский, 11-классник из Лицея ВШЭ, в прошлом году победил на финале Всероса по праву, а на заключительном этапе «Высшей пробы» — по обществознанию и по праву, так что поступление в вуз ему гарантировано. В этом году он участвует в олимпиадах, одна из которых — по финансовой грамотности, скорее для удовольствия.

«На олимпиаде мне понравилось задание о видах финансовой неграмотности, — рассказывает Денис. — Была предложена история про студента, который берет деньги в долг в одной организации под определенный процент, а потом вкладывает в другую организацию, очень сомнительную, тоже под процент. Нужно было проанализировать, почему он поступает неправильно, и привести свои примеры финансовой безалаберности. Я привел несколько примеров, один из них — когда человек плохо учится в школе, а потом вынужден поступать в вуз на платное место. В то же время если абитуриент выбирает между слабым вузом, куда он проходит на бюджет, и сильным, где его берут только на платное, то лучше выбрать сильный вуз. Ведь вложение средств в качественное образование — это наиболее ценный вклад».

Вам также может быть интересно:

Победители и призеры «Высшей пробы» получили дипломы и узнали о жизни Вышки

1 июня в здании мэрии Москвы состоялась церемония награждения победителей и призеров межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба», которую НИУ ВШЭ организует совместно с другими ведущими российскими университетами. Дипломантами олимпиады по 25 предметам в этом году стали 3169 человек.

«Тыж программист»: в пяти городах прошел финал командной олимпиады «Высшая проба»

В Москве, Липецке, Ижевске, Самаре и Челябинске состоялся заключительный этап «Высшей пробы» для учеников 7-10 классов. В нем приняли участие 238 команд.

В Москве состоялся финал «Высшего пилотажа», первый этап которого впервые провели регионы

Заключительный этап конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж» для старшеклассников завершился в Высшей школе экономики. Участие в конкурсе — отличная возможность для тех, кто делает первые шаги в науке и проектной деятельности, получить профессиональную экспертную оценку своей работы.

1922

заявления поступило от абитуриентов, желающих учиться в 9-м классе Лицея НИУ ВШЭ, что на 25% больше, чем в прошлом году. Планируется набрать 300 человек на специализацию «Универсальная» и 25 человек на специализацию «Математика».

11 апреля — последний день подачи заявок на поступление на Футуритет (9-й класс Лицея)

Футуритет ВШЭ задуман как факультет будущего, которое каждый девятиклассник выстраивает самостоятельно. За год лицеист получает все необходимое, чтобы определиться с дальнейшим образованием.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

3169

человек стали дипломантами олимпиады «Высшая проба» в 2019 году.

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

До завершения регистрации на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию осталось меньше недели

Регистрация совмещена с квалификационным этапом, на котором командам из учеников 7-10 классов предлагается продемонстрировать начальные навыки программирования. Основной этап пройдет 21 апреля 2019 года в Москве, Липецке, Самаре, а также в Челябинске — решение о его включении в список городов, принимающих участников олимпиады, было принято на днях.