• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ритейл открывает новые карьерные возможности для совершенно разных профессий»


© Коллекция Signature/ iStock

Продолжается прием документов на магистерскую программу «Менеджмент в ритейле». Мастер-классы на ней ведут представители крупнейших российских компаний. Специально для абитуриентов Вышки на три главных вопроса о современном ритейле отвечают генеральный директор сети гипермаркетов «Карусель» Максим Гацуц и эксперт в сфере ритейла Ольга Ошерова.

Как будет меняться ритейл в ближайшие годы?

Максим Гацуц: Мы увидим несколько трендов. Во-первых, продолжит расти доля и значимость омниканальности. Не только традиционной интернет-торговли с доставкой, но и других форм взаимодействия покупателя и продавца, таких как доставка в постоматы и пункты выдачи, Click&Collect. Все взаимодействие от выбора и до оплаты будет удобно интегрировано в клиентское приложение. Оно же будет включать в себя и необходимые пред- и постпродажные сервисы.

Будет происходить и поляризация ритейлеров. Часть будет трансформироваться в «продавцов всего для всех» (как Amazon или Alibaba) с бесконечным ассортиментом товаров и услуг, где физический ритейл будет служить скорее логистическим посредником между поставщиком и покупателем. Часть будет, наоборот, очень четко строить свое ценностное предложение вокруг целевой группы клиентов, точно подстраиваясь под их потребности. Физические магазины будут оставаться важным элементом этого ценностного предложения в плане непосредственного контакта покупателя с продуктом и обслуживающим персоналом. Ритейлеры с размытым CVP либо сфокусируются, либо исчезнут, но в процессе будут возникать и исчезать многие эксперименты с форматом и позиционированием.

В связи с постепенным насыщением, ритейл из функциональной сферы переходит в эмоциональную, а процесс покупок — из рутинного в игровой или развлекательный

Общая доходность в ритейле будет снижаться из-за растущей прозрачности ценового позиционирования и регуляторных усилий государства. Это приведет к необходимости дифференцироваться через ассортимент (СТМ и уникальный ассортимент мелких производителей) и повышать эффективность процессов.

Будет возрастать роль небольших производителей в продовольственном и непродовольственном секторах и их возможности конкурировать с крупными брендами — сначала через онлайн, а потом и на физической полке. Ритейлеры начнут поддерживать этот тренд с целью дифференциации (извлечения большей прибыли) и более точной фокусировки своего ценностного предложения.

Ольга Ошерова: Будут укрепляться тенденции, уже заметные на развитых рынках, усиливаться многоканальность продаж, появляться ее новые формы (например, в Китае уже открываются уличные автоматизированные мини-магазины без персонала). Кроме того, в связи с постепенным насыщением, ритейл из функциональной сферы переходит в эмоциональную, а процесс покупок — из рутинного в игровой или развлекательный. Появляется большой выбор магазинов всех форматов с примерно одинаковым ассортиментом, примерно одинаковым уровнем цен — можно уже выбирать магазин «для души».

Ритейл – это новая золотая жила

В рейтинге самых богатых людей планеты, составляемого агентством Bloomberg, первое место занимает владелец онлайн-ритейлера Amazon Джефф Безос. По данным на 10 августа, его состояние оценивается в более чем 150 миллиардов долларов (идущий вторым Билл Гейтс чуть-чуть не дотягивает до 100 миллиардов). При этом если взглянуть на топ-20 самых богатых людей планеты, обнаружится еще 7 миллиардеров, чьи бизнес-империи так или иначе связаны с ритейлом. Среди них Бернар Арно (Louis Vuitton Moët Hennessy), Амансио Ортего (Zara, Inditex),  Франсуаза Бетенкур Майерс L'Oreal), Джек Ма (Alibaba), Джим, Роб и Алиса Волтон (Walmart).

Источник: Bloomberg Billionaires Index

Какие компетенции и навыки понадобятся будущим специалистам?

Максим Гацуц: Умение работать с большими данными будет приобретать все большую ценность. Они будут необходимы для оптимизации процессов (экономии расходов на персонал, логистику, энергию и т.п.), работы с ассортиментом и ценой (точного позиционирования и извлечения дополнительной прибыли) и работы с покупателем (индивидуальное таргетирование, коммуникации и проч.).

На текущий момент практически все основные процессы в ритейле поддерживаются IT-инструментами, поэтому понимание взаимодействия IT с реальным бизнесом очень важно (речь не о IT в чистом виде, а об их прикладных аспектах).

Категорийный менеджмент останется очень важной компетенцией в ритейле, но скорее всего трансформируется из умения наполнить полку уже существующим предложением на рынке в умение искать и развивать поставщиков и производителей, позволяющих правильно сформировать полку с точки зрения соответствия CVP и получения требуемой доходности. Сюда же включаем развитие СТМ, где компетенции создания продукта, R&D, станут очень важными.

В ритейле всегда недостаток умных, динамичных, трудоспособных, клиентоориентированных людей

Лидерские качества и умение работать в команде продолжат играть ключевую роль, поскольку ритейл будет оставаться кросс-функциональным бизнесом с большой человеческой составляющей. И, конечно, клиентоориентированность продолжит оставаться ключевой компетенцией для работы в ритейле независимо от грядущих перемен.

Ольга Ошерова: Будут все более востребованы компетенции в таких областях, как логистика, IT и маркетинг — настоящий, актуальный, прогрессивный. Понадобится творческое мышление и нестандартный подход, при этом умение мыслить глобально, видеть мир в его взаимосвязях и динамике. Психология также будет очень важна.

Какие перспективы карьерного роста в ритейле есть у молодых специалистов?

Максим Гацуц: Перспективы очень хорошие. В ритейле всегда недостаток умных, динамичных, трудоспособных, клиенто-ориентированных людей и, учитывая продолжающийся рост ритейла в России, их невхатка будет только усугубляться. Динамика работы в ритейле очень высокая и возможность сделать карьеру зависит только от способностей человека. К тому же с переходом ритейла в новую фазу, связанную с цифровизацией, насыщенностью данными, омниканальностью, эта сфера из очень традиционной трансформируется в одну из самых инновационных. И возникают новые карьерные возможности для совершенно нетипичных для традиционного ритейла профессий.

Ольга Ошерова: Ритейл занимает все больше места в экономике, постепенно принимая новые формы и проникая в смежные отрасли — гостиничный, ресторанный бизнес и прочие сервисные сферы. К тому же происходят качественные изменения — соответственно, потребность в специалистах возрастает. Кроме того, в этом деле результаты видны очень быстро. Благодаря всем этим особенностям способные и целеустремленные люди карьеру делают тоже очень быстро.

Прием документов на магистерскую программу «Менеджмент в ритейле» продолжается по 16 августа (в электронном виде – до 14 августа). На программе предусмотрено 25 платных мест.

Вам также может быть интересно:

Скидки на обучение для поступивших на программу «Коммуникации, основанные на данных»

Учёным советом факультета коммуникаций, медиа и дизайна принято Положение по скидкам для поступивших в 2018 году на программу «Коммуникации, основанные на данных». Скидки предоставляются по трём основаниям: по результатам вступительных испытаний, по итогам олимпиады «Я — профессионал», для выпускников НИУ ВШЭ.

Приемная кампания в бакалавриат – 2018 побила рекорды прошлого года

Подведены итоги бюджетного приема на бакалаврские программы ВШЭ. Абитуриентов пришло больше, чем годом ранее, но они стали более «сфокусированными», и их средний балл скорее всего окажется выше прошлогоднего. Прием на платные места еще идет, но по предварительным подсчетам, и здесь не обойдется без новых рекордов.

Лайфхак: что делать, если вы не поступили в московскую Вышку? Подать документы в другие кампусы

Прием на бюджетные места завершился во всех вузах страны. Прием документов на платные места в Вышке завершается 10 августа. Что делать, если вы не поступили на бюджет и не успели подать документы на «платку» в московском кампусе? Обратить внимание на другие кампусы НИУ ВШЭ. Там на многих программах прием документов на платные места продлен до 20 августа.

История одного хакатона. Как участие в IT-конкурсе может определить дальнейшую карьеру

Три года назад команда Алисы победила на хакатоне Правительства РФ, а сегодня она — ведущий аналитик крупной компании, которая занимается IT-решениями для госсектора. За это время наша героиня успела получить два диплома, поучиться в Норвегии и стать тимлидом проекта. Для чего нужны  хакатоны, как совмещать учебу и работу, а также об университетских барах Норвегии рассказывает выпускница МИЭМ Алиса Федорченко.

Что нового ждет студентов программы «Финансовый инжиниринг»?

В наступающем учебном году магистерская программа «Финансовый инжиниринг» предлагает своим студентам ряд новаций, которые помогут им приобрести навыки практической работы и разобраться в новейших финансовых технологиях.

«Все, что я изучала на программе, помогает сейчас справляться с изменениями в работе»

Продолжается прием документов на магистерскую программу «Юридический менеджмент». На ней учатся не только начинающие, но и опытные специалисты. Банковский юрист Анна Хомякова рассказывает о том, почему решила поступить на программу, уже имея два высших образования, и как применяет получаемые знания на рабочем месте.

Абитуриенты стали выбирать профессии по любви, а не по расчету

2 августа в ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная первым итогам приемной кампании 2018 года. В ней приняли участие ректоры НИУ ВШЭ, МГИМО и МФТИ.

5 мифов об образовании и карьере в модном бизнесе

Чтобы работать в индустрии моды, не обязательно быть дизайнером или моделью. Мода – это не только творчество, но и самый настоящий бизнес. И лучший путь туда – через системное образование и практику. Для этого нужно всего лишь поступить на магистерскую программу «Менеджмент и маркетинг в индустрии моды» в НИУ ВШЭ. И мы вам расскажем, чему точно не надо верить.

«Мы даем возможность студентам уже в бакалавриате максимизировать их карьерный потенциал»

Продолжается прием документов на новую бакалаврскую программу двух дипломов НИУ ВШЭ и Лондонского университета «Прикладной анализ данных». О том, что нового предлагается абитуриентам и как они смогут применить полученные знания на рынке труда, рассказывает куратор программы с британской стороны Джеймс Абди.

«Менеджеры хотят видеть наших студентов в своих компаниях»

До 16 августа продолжается прием документов на магистерскую программу «Менеджмент в ритейле». О том, как учеба на ней связана с реальной деятельностью компаний, и о том, что нового ждет студентов в 2018 году, рассказывает академический руководитель программы Ольга Ойнер.