• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нужно бежать как минимум вдвое быстрее»

О стартовавшей недавно в Санкт-Петербургском филиале НИУ ВШЭ магистерской программе «Управление образованием» рассказывает ее руководитель, заведующая кафедрой институциональной экономики филиала Наталья Заиченко.

— Наталья Алексеевна, как возникла идея этой магистерской программы?

— Российское образование сейчас стремительно меняется. Для того чтобы «созревшие в слове» преобразования стали реальностью, нужны адекватные управленцы. В Санкт-Петербурге давно возникла необходимость создать современную магистерскую программу в области управления образованием, выпускники которой смогут решать задачи образовательной политики на уровне города, района, конкретной школы. Вышка всегда славилась умением обучить специалистов, способных проводить в жизнь новации и решать проблемы. Теперь нашим выпускникам предстоит продемонстрировать это качество в сфере образования. Магистерская программа Санкт-Петербургского филиала была в значительной мере вдохновлена программой «Управление образованием» Института развития образования (ИРО) московской Вышки. Думаю, не ошибусь, если назову в числе «родителей-вдохновителей» нашей магистратуры научного руководителя ИРО Исака Фрумина и директора ИРО Ирину Абанкину.

— На кого рассчитана эта программа — на людей, уже имеющих опыт работы в области управления образованием, или на тех, кто еще только собирается делать карьеру в этой сфере?

— В целом программа рассчитана на людей, которые уже работают в области управления образованием: директоров образовательных учреждений, муниципальных и городских чиновников, членов кадрового резерва системы образования Санкт-Петербурга. Однако конкурс был открытый, поэтому в принципе поступить мог любой, пройдя его. Я считаю, что наш идеальный магистрант просто знает, ради чего он пришел учиться — и все. Этого достаточно.

На мой взгляд, очень полезно, когда вместе учатся те, кто уже работает в сфере образования, и люди, пришедшие из других областей. Это обеспечивает свежий взгляд на проблемы и приток новых идей. Так что могу только пожелать нашим магистрантам без опыта работы в образовании попутного ветра. Я думаю, их ждут хорошие перспективы. Наша программа работает на основании соглашения с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Стратегия «Петербургская школа-2020» предполагает, что руководителями образовательных организаций должны становиться люди, имеющие степень магистра в области управления. А магистерских программ в области управления образованием в России пока очень мало.

Набор в магистратуру осуществлялся по конкурсу портфолио, куда входила различная информация об абитуриенте, его человеческом капитале: сведения о его образовании, занимаемой должности, опыте исследовательской работы. Большой вес в баллах имело ходатайство вышестоящего руководителя — это признание того, что человек обладает большим потенциалом и необходим организации в новом качестве.

Мы очень рассчитываем на то, что выпускники нашей магистратуры сразу же будут работать на город, включатся в процесс обновления системы образования Санкт-Петербурга. Именно этим обусловлена специфика набора.

— Наверное, было сложно подобрать преподавателей для такой новой области, как управление образованием? Кто будет преподавать в вашей магистратуре?

— В Санкт-Петербурге нет дефицита профессионалов самого высокого класса, которых можно было бы пригласить для преподавания и сопровождения научных работ магистрантов; 90 процентов наших преподавателей — профессора. Программа реализуется экспертами не только из филиала Вышки, но и из других лучших университетов города: Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета имени Герцена. Кроме того у нас преподают специалисты из Москвы (в частности, Московской высшей школы социальных и экономических наук). Ряд дисциплин преподается сотрудниками исследовательских организаций, например, у нас работает директор Института педагогического образования Российской академии образования Ирина Соколова.

При запуске программы перед нами стояла задача не просто собрать хороших преподавателей, но сразу же создать слаженную команду профессионалов или хотя бы ее ядро. Поэтому мы старались приглашать специалистов, с кем уже сотрудничали ранее. Я считаю, что собравшаяся в результате команда сможет реализовать программу. Среди нас — экономисты, педагоги, управленцы, социологи.В будущем предполагается привлечь к сотрудничеству действующих чиновников из комитетов города и управленцев из разных секторов экономики, а также, если «повезет», философов и психологов.

— Большинство ваших магистрантов работает в сфере образования и, скорее всего, имеет педагогические дипломы. В то же время программа предполагает большое количество курсов, связанных с экономикой и управлением. Смогут ли слушатели их освоить?

— Как правило, люди, работающие в сфере образования, отличаются «любопытством к знанию» и готовностью осваивать и адекватно применять любую новую информацию. Так что никаких проблем в освоении ими программы я не вижу. Я считаю, что мир, которым предстоит руководить любому управленцу, — это мир экономический.

Мне очень нравится взгляд на экономику и экономические проблемы, предложенный знаменитым экономистом Карлом Поланьи. Он очень точно разделил значение термина «экономический» на содержательное и формальное. К «содержательному» значению относится сам факт зависимости людей друг от друга и от природы. К «формальному» — конкретная ситуация выбора ограниченных ресурсов для достижения определенных целей.

Идея нашей программы — это попытка соединить «содержательную» и «формальную», по Поланьи, части применительно к экономике образования. 60 процентов преподаваемых у нас дисциплин — это содержательная сторона экономики, то есть все управленческие курсы макро- и микро-уровня, а также социологические концепции. Остальные 40 процентов — формальная сторона — институциональная экономика, экономика образования, экономика общественного сектора. Помимо этого мы считаем, что человек, занимающийся управлением образованием, обязан изучить такие курсы, как «Управление образовательными системами», «Разработка и принятие управленческих решений», «Институциональные предпосылки региональной образовательной политики», эти курсы являются обязательными для всех обучающихся в магистратуре.

Связью между содержанием и формой экономико-управленческого образования наших магистрантов выступает перманентный (в течение 2,5 лет обучения) научно-исследовательский семинар.

— Предполагается ли уделить внимание специфике образовательной политики Санкт-Петербурга?

— Специфика региональной политики — это компонент ядра программы. Петербургская система образования относится к «продвинутым», особенно в плане экономических преобразований. У нас раньше, чем во всей России, вошли в норму жизни школы и нормативы финансирования, и новая модель оплаты труда, и системы оценки качества образования и качества труда учителя, и бюджетные сертификаты на повышение квалификации… Еще 5-6 лет назад это были пионерные разработки, а сейчас они же требуют модернизации — и это тоже специфика петербургского образования, ровно как в «Алисе в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».

 

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новая магистерская программа ВШЭ посвящена немецкоязычным странам

В 2020\21 учебном году на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ откроется магистерская программа «Germanica: история и современность». Она направлена на подготовку специалистов широкого профиля по странам немецкоязычного ареала - Германии, Австрии и Швейцарии. Обучение будет проходить на русском и немецком языках, уровень владения немецким нужно подтвердить при поступлении. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Петр Резвых.

ВШЭ будет готовить специалистов по инвестициям в человеческий капитал

Институт образования ВШЭ открывает новую магистерскую программу «Экономика и управление образованием», выпускники которой смогут оценивать эффективность образовательных программ и целесообразность инвестиций в образование. Спрос на таких специалистов есть и у государства, и у бизнеса.

ВШЭ и Сбербанк подготовят новое поколение специалистов по анализу финансовых данных

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сбербанк открывают новую магистерскую программу «Финансовые технологии и анализ данных». 30 лучших абитуриентов, поступивших на программу, смогут обучаться на ней за счет Сбербанка.

«Если ты не владеешь "скрытой" частью программного стека, ты не владеешь ничем»

В 2017 году в Вышке пройдет набор на новую магистерскую программу «Системное программирование». Там будут готовить специалистов, которые занимаются самым сложным и самым важным уровнем программирования. Кого и как будут учить на этой программе,  рассказывает ее руководитель Александр Петренко.

Студенты Вышки стали победителями кейс-чемпионата Oliver Wyman Impact 2017

Команда из четырех студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» была признана победителем из более чем сотни команд.

«Наши студенты должны осуществить научный прорыв на стыке математики и компьютерных наук»

В 2017 году факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и Сколтех будут вести совместный прием на магистерскую программу «Статистическая теория обучения», которая станет правопреемницей программы «Математические методы оптимизации и стохастики». О научной составляющей новой программы и о возможностях, которые она предоставляет студентам не только магистратуры, но и бакалавриата, рассказывает академический руководитель программы, профессор математических наук университета Гумбольдта в Берлине, Владимир Спокойный.

В Вышке открывается магистерская программа для подготовки профессиональных литераторов

В 2017 году начнется набор на новую магистерскую программу «Литературное мастерство», академическим руководителем которой будет писатель и филолог Майя Кучерская. О том, как учить творчеству и ремеслу в рамках академической программы и где будут работать ее выпускники, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Новая магистерская программа предлагает изучать Европу в контексте двух культур

Студенты новой магистерской программы факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом» изучат историю, культуру, традиции Восточной и Западной Европы от средневековья до современности. Набор начнется в 2017 году. Программа предполагает также получение диплома зарубежного университета-партнера.

Умение управлять технологическими инновациями становится самым востребованным навыком

Политика в области науки, технологий и инноваций — это сфера управления, работа в которой требует особых знаний и практики. Специалистов для нее готовят на программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». 28 июня на программе состоялся первый выпуск. Церемонию вручения дипломов предваряла лекция Рае Квон Чунга, советника генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата, члена Межправительственной группы экспертов по изменению климата, удостоенной в 2007 году Нобелевской премии мира.

«Благодаря программе у меня появились более амбициозные планы и более перспективные предложения»

Снимать видеоролики по произведениям классиков, отличать полезную еду от вредной, учиться, отдыхая — этому и многому другому учат школьников проекты студентов магистерской программы «Доказательная образовательная политика». Защита первых студенческих проектов, подготовленных в рамках Проектной мастерской магистратуры, прошла в Институте образования НИУ ВШЭ.