• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЭКШН–2012: старшеклассники присмотрелись к Вышке

Итоги зимней экономической школы ВШЭ для школьников «ЭКШН-2012», которая прошла на днях в подмосковном Колонтаево, подводит один из ее организаторов Ирина Филимонова, начальник отдела дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ. Своими впечатлениями от школы делятся также другие ее участники.

— Прошедшая с 3 по 9 января этого года «ЭКШН-2012» стала первой зимней школой для школьников, которая проводилась отдельно по экономике. Какими были ожидания организаторов? Каких участников вы хотели привлечь?

— Мы ожидали большого интереса к этой школе именно потому, что она была экономической. Прошлой зимой мы проводили историко-правовую школу, летом — гуманитарную, а вот экономическое поле оставалось нами неохваченным. Мы должны были продумать систему отбора. Одним мотивационным письмом было в данном случае не обойтись, и мы просили ребят заполнить анкету, из которой становилось понятно, на каком уровне находится их экономическая и математическая подготовка. Желающих приехать на экономическую школу оказалось очень много — более 300 человек. На школу мы приглашали учеников девятого и десятого классов, а вот одиннадцатиклассников решили «не трогать». Дело в том, что школа была задумана как знаниево-профориентационная, а проводить профориентацию в одиннадцатом классе все-таки уже поздновато. Всего на школу было отобрано 44 участника, которые представляли более тридцати российских регионов — от Москвы до Ханты-Мансийского автономного округа и Красноярского края. Одна участница приехала на школу из Молдавии.

— Ирина Олеговна, почему для школы было выбрано такое название — «ЭКШН»?

— На наш взгляд, это название отражает дух и суть этой школы — «экономика на любой вкус». Мы хотели показать, насколько многогранной является экономика, сколько разных задач способны решать экономисты. В том числе и поэтому к организации школы мы привлекли не только «чистых» экономистов, но и менеджеров и экономических социологов. Преподавательскую группу на школе составили представители соответствующих факультетов Вышки — экономики, менеджмента и социологии.

— Насколько заинтересованно отнеслись факультеты к этой школе, прежде всего «профильный» факультет?

— О серьезности подхода к школе на факультетах можно судить хотя бы по составу наших лекторов. Например, от факультета экономики там выступали научный руководитель факультета Владимир Автономов, заместитель декана Владимир Карачаровский и заведующий кафедрой микроэкономического анализа Марк Левин. Также хочется отметить работу на школе Данила Федоровых, который сам прошел путь от участника олимпиад до преподавателя факультета экономики и является настоящим «фанатом» олимпиадного движения в Вышке. Он показал ребятам, как можно решать задачи по экономике, и «задал планку», на которую стоит ориентироваться тем школьникам, которые хотели бы в дальнейшем поступить в Вышку. Один из дней был посвящен финансам и фондовым рынкам — этот блок дисциплин вели Эльвина Байбурина и Александр Аршавский. Факультет менеджмента представляли Валентина Кускова и Людмила Петрова — это был их дебют в работе со школьниками, и он, безусловно, удался. От социологов приехал Максим Маркин, которому «ассистировали» действующие студенты этого факультета — вожатые школы.

— Как проходило распределение участников школы по отрядам?

— По жребию. Мы решили не «привязывать» ребят к факультетам по их интересам, а разбить их на отряды произвольно. Хотя некоторые участники предлагали нам вообще не проводить деление, а работать одной большой группой.

— Как формировалась программа школы?

— Мы ориентировали коллег с факультетов на то, чтобы лекции и занятия, подготавливаемые ими, были не только информативны, но и интересны. Решение экономических задач не должно было превратиться в тоскливую рутину. Вообще, мы не хотели перегружать детей — здесь нам помог опыт первой зимней школы по истории и праву. Поэтому очень немалое место в программе школы заняли игровые форматы. Конечно, совсем без лекционного материала было не обойтись, но наши лекторы сумели занимательно построить свои выступления. Владимиру Автономову вообще не привыкать выступать перед школьниками — он много лет участвует в деятельности клуба «Эрудит» на факультете довузовской подготовки ВШЭ. А Марк Левин свою лекцию начал с вопросов, которые, казалось бы, никак не связаны с экономикой, что позволило ему сразу завязать диалог с ребятами. Эффект от такой подачи материала был потрясающий — нам едва удалось «вырвать» Марка Иосифовича из аудитории после окончания лекции. Другим преподавателям после такого успеха профессора Левина важно было не уронить планку, и они, на наш взгляд, с этой задачей справились.

— Как быстро участникам школы удалось адаптироваться в новой для них обстановке? Не возникало ли у них проблем с общением?

— За некоторое время до открытия школы участники создали группу «В Контакте», и начали знакомиться друг с другом еще заочно, в Сети, так что на школе многие из них встречались уже как старые знакомые. В первый же день Александр Вечерин с факультета психологии провел с ними игру, которая позволила ребятам еще больше узнать друг о друге и сплотиться.
Важнейшую роль в проведении школы играли вожатые — старшекурсники Вышки, без их усилий и искренней заинтересованности ребята вряд ли смогли бы так раскрыться. Можно сказать, что вожатые стали «душой» каждого отряда. Они же помогали своим подопечным организовать замечательный рождественский концерт, на котором мы смогли убедиться в том, что к нам приехали очень талантливые и творческие ребята — среди них оказались и поэты, и музыканты, и актеры.

На церемонии закрытия школы организаторы и вожатые выступили перед ребятами с танцевальным номером «Зарядка на Мадагаскаре». Репетировать его времени не было, но, если судить по реакции ребят, мы имели у них успех. А ребята, в свою очередь, последнюю ночь на школе потратили на то, чтобы сделать газету, в которой они «опубликовали» свои впечатления от проведенной в Колонтаево недели.

— Какое значение проведение таких школ может иметь для продвижения Вышки в регионах?

— Эффект уже очевиден. Дело не только в том, что многие из участников завершившейся школы через год-два будут поступать в Вышку. Некоторые из них прямо на школе регистрировались на олимпиады, проводимые ВШЭ. Но не менее важно и то, что они вернутся к себе в регион в качестве своеобразных «агентов» ВШЭ — информация о Вышке волнами будет расходиться от них по одноклассникам, знакомым и дальше — по социальным сетям.

— Планируется ли проведение аналогичной школы по экономике летом?

— Такие планы у нас есть. Вероятно, в феврале мы более плотно займемся разработкой ее идеи и программы, постараемся привнести в нее что-то новое и сделать ее еще более интересной. Информация о школе и наборе на нее, безусловно, появится на нашем портале.

 

Своими впечатлениями от школы делятся также другие ее участники.

Ольга Магнеева, Элиста (Калмыкия), участница школы:

— Об «ЭКШН» я узнала случайно: зашла на сайт Вышки, чтобы посмотреть, в каких олимпиадах можно поучаствовать, и увидела объявление о наборе на зимнюю школу. Заполнила анкету и вскоре была очень рада, что вошла в список из тех 44 учеников, которые стали участниками. Я ставила перед собой три основные цели: узнать больше о Высшей школе экономики и о возможностях поступления в университет, расширить свои познания в экономике и пообщаться с ровесниками со всей России.
Могу сказать точно: «ЭКШН» превзошел все мои ожидания! Впечатлила организация образовательного процесса — содержательные лекции профессоров, интересные дискуссии, деловые игры (такие, как «Пивоварня»), решение экономических задач… Лекции были замечательными. Каждый раз я удивлялась оригинальности, специфическому подходу к раскрытию темы. Например, лекция Марка Иосифовича Левина началась с карты мира, далее переходила к цене яблок и затем к экономике. Я очень много узнала. Опыт устных презентаций, работы в команде, активных обсуждений всего-всего в мире — навыки, которые именно благодаря «ЭКШН» мы смогли развить.

Произвели впечатление участники лагеря и наши замечательные вожатые. Чего я не ожидала, так это того, что все мы будем как одна семья. Все ребята и вожатые оказались очень веселыми, интересными и умными. После совместных игр и лекций мы все стремились быстрее сделать одну вещь — попеть под гитару. Чувство товарищества, спокойствия и просто счастья присутствовали всегда.

Я поняла для себя, что Вышка — место, где учатся уникальные люди, совмещающие в себе ум, креативность и интерес ко множеству предметов. Попасть в Вышку нелегко, но оно того стоит. И девиз мой, авторство которого принадлежит профессору Левину, будет таков: «Инвестиции в образование — инвестиции в будущее!».

Елена Конобеева, студентка 4-го курса факультета социологии, вожатая школы:

— Предложение поехать на зимний «ЭКШН» было для меня достаточно неожиданным — я получила его от своего преподавателя. У него уже был опыт летней вышкинской школы, поэтому почти сразу он предупредил меня, что «дети будут особенные». Я начала общаться с ребятами еще до отъезда и чем больше узнавала о них, тем сильнее меня это тревожило: они такие смышленые, талантливые, умные, активные, будет ли им со мной интересно? Оправдаю ли я их ожидания, найдем ли мы общий язык? С этими мыслями я приехала в Колонтаево.

Сложно было сохранять правильную дистанцию в общении, комбинировать роли старших товарищей и ответственных за дисциплину; парочка случаев ночных проверок была просто шедевральна. Но все это только сближало нас, было колоссальным удовольствием видеть, как все, что ты делаешь, находит отклик, дает ответную реакцию, не пропадает впустую. В Вышке я имела опыт организации нескольких проектов, и основной проблемой всегда было, как заставить людей хотеть чего-то хотеть. Здесь же душа просто пела, потому что были и инициатива, и креатив, и море положительных эмоций.
Команда вожатых подобралась замечательная. Сначала присматривались друг к другу, работали парами от факультетов, но потом пообщались, сделали что-то совместное и с того момента уже постоянно «зависали» за работой и чаем друг у друга в гостях, подменяли друг друга и по очереди просыпали завтраки. Очень впечатлили и наши организаторы. Они соглашались на наши предложения еще до того, как мы их высказывали, всячески помогали в реализации идей и даже не отказались станцевать. А это очень дорогого стоит, ведь отношения и атмосфера влияют на настрой участников, позволяют им «раскрыться».
Не знаю, как дальше сложится судьба у ребят, которые приехали на школу, но они точно многого достигнут, потому что каждый из них — яркая и независимая личность.

Вам также может быть интересно:

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

«Я сбился со счета, сколько раз облетел земной шар. Экономика — это приключения!»

Как вуз делает из тебя человека, что меняет в жизни сертификат CFA и почему экономисту никогда нельзя останавливаться в профессиональном росте — об этом и о многом другом рассказал Николай Тлехугов, главный эксперт по инвестиционной деятельности и управлению проектированием в компании «Сибур».

Список литературы: взлеты и падения российской экономики

В новом выпуске рубрики «Список литературы» доцент факультета экономических наук НИУ ВШЭ Генрих Пеникас рассказывает о книгах в помощь тем, кто хочет разобраться в причинах успехов и неудач отечественной экономики.

«Не бояться мечтать и ставить новые цели»

Каждый год выпускники ВШЭ поступают в аспирантуры ведущих университетов мира. Владислав Семериков только оканчивает четвертый курс бакалавриата по экономике, но уже принят на программу PhD в Pennsylvania State University. Как этого добился студент, которому поначалу не хватило баллов ЕГЭ для поступления на бюджетное место в Вышке?

«Учеба в МИЭФ помогла мне развить научную карьеру»

Чем различаются форматы обучения в США и Европе? Почему преподавать американским студентам легко? Как устроен академический рынок труда? Рассказывает Мария Титова, окончившая магистратуру МИЭФ в 2015 году и поступившая на PhD-программу в Калифорнийский университет в Сан-Диего.

Российская экономика сможет расти быстрее, если будет открытой и конкурентной

В Банковском институте НИУ ВШЭ состоялась открытая лекция главы постоянного представительства МВФ в России Габриэля Ди Беллы. Он представил краткосрочный прогноз состояния российской экономики и рассказал о долгосрочных перспективах ее развития.

Константин Сонин: нобелевский прогноз по экономике-2018

8 октября станет известно, кто получит Нобелевскую премию по экономике в 2018 году. Профессор Факультета прикладной экономики ВШЭ и Чикагского университета Константин Сонин в своем блоге рассказал о наиболее вероятных претендентах на эту награду. IQ.HSE публикует полную версию прогноза с разрешения автора.

Определены победители первой Международной олимпиады школьников по экономике

Золото в командном зачете завоевала Латвия, серебро — у России, а бронза — у представителей Казахстана и Бразилии.

В Москве открылась первая Международная олимпиада школьников по экономике

Она проводится по инициативе Высшей школы экономики и при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», а также Российской экономической школы (РЭШ). В олимпиаде принимают участие 65 участников из 13 стран. Все они прошли строжайший отбор и являются победителями соревнований национального уровня.