• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россияне богаче, чем три четверти населения Земли

Разница в доходах между богатыми и бедными странами составляет десятки раз, а почти все усилия международных структур помочь «беднякам» терпят неудачу. Об этом рассказал на лекции «Загадки экономического роста», которая состоялась в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ», младший научный сотрудник Лаборатории макроэкономического анализа ВШЭ Егор Малков.

Прожиточный минимум в России чуть больше 8 тысяч рублей — очень мало, однако три четверти населения Земли не имеют и этого, отметил Егор Малков. Большая часть человечества — бедняки, а население некоторых стран (преимущественно африканских) сегодня живет не лучше, а порой и хуже, чем 50 или 100 лет назад.

При этом одним государствам, например, США, на протяжении долгого времени удается стабильно поддерживать экономический рост, другие, скажем, Япония, Гонконг и Китай, показали «чудеса роста». За последние десятилетия их ВВП на душу населения вырос очень значительно. Третьи же демонстрируют «трагедии роста» — многолетнее отставание и бедность. В связи с этим возникает несколько вопросов. Всегда ли был экономический рост? Почему помощь бедным странам, направленная на стимулирование экономического роста, часто не оказывала нужного действия? Каковы причины экономического роста? Что можно сказать об экономическом росте в СССР и России?

Жизнь без роста

До конца XVIII века экономического роста почти не было, утверждает Малков. «Столетиями мировой ВВП на душу населения составлял примерно один-два доллара в день (в долларах США 1990 года). Население всех стран жило примерно на одном уровне, и уровень этот был крайне низок, — рассказал он. — Доходы населения даже в самых богатых странах едва превышали прожиточный минимум». Так, в богатейшей Британии ВВП на душу населения составлял примерно от одного до четырех долларов в день, а в странах Африки — от одного до полутора долларов в день. Темпы роста населения были стабильными и невысокими, ожидаемая продолжительность жизни составляла 24-26 лет — сказывались высокая детская смертность, низкий уровень медицины и прочее.

Ситуация кардинально изменилась после Промышленной революции. Переход от ручного труда к машинному повысил производительность труда на порядки. Мировой ВВП вырос в шестьдесят раз, а население — примерно в шесть раз. Сегодня ожидаемая продолжительность жизни составляет примерно 66 лет. «Среднемировой ВВП на душу населения к настоящему моменту вырос почти в десять раз, то есть мы живем в десять раз богаче, чем люди 200 лет назад», — пояснил Малков.

Богач, бедняк

Вместе с ростом появились колоссальные межстрановые различия. За последние десятилетия отдельные страны и международные организации — Всемирный банк, МВФ — предприняли несколько попыток помощи «беднякам».

Первая идея заключалась в стимулировании инвестиций. Мол, роста нет потому, что в экономиках бедных стран не хватает средств на инвестиции. Однако все выделенные деньги шли не на инвестиции, а на текущее потребление. В экономиках бедных стран не было стимулов для инвестиций — зачем куда-то вкладывать деньги, если это не сулит очевидных выгод.

Именно институты, правила, по которым «играет» экономика и общество, становятся основой для последующего экономического роста

Вторая схема делала ставку на образование: будет больше образованных людей — начнется экономический рост. В 60-90 годы прошлого века в большинстве бедных и отсталых стран произошел «образовательный взрыв»: было введено всеобщее начальное образование, во многих государствах Африки впервые появились университеты. Но желаемый эффект не был достигнут. Качество обучения было низкое, а экономика не предъявляла спроса на образованных людей. В результате, выпускники местных университетов стремились покинуть свою страну.

Отсюда был сделан вывод: бедным странам не хватает структурных реформ. Значит, нужно предоставлять им финансовую помощь для структурных преобразований. Отдельные успехи на этом пути были (например, в Перу), но в целом, третья схема также не дала положительного эффекта.

От Империи до Федерации

Немного особняком от развивающихся стран стояла Россия. Экономика Российской империи представляла собой интересное явление. С одной стороны, страна занимала лидирующие позиции в мировом сельском хозяйстве и пятое место в мире по валовому промышленному производству. С другой, ВВП на душу населения был ниже среднемирового, а доля сельского населения составляла 85%. Егор Малков оценивает экономику Российской империи как аграрную, частично рыночную и, в целом, неэффективную.

Индустриализация превратила аграрную экономику в индустриальную — доля сельского населения сократилась до 55%, а темпы экономического роста составили 3-6% в год. Такие же были, например, у Германии и Японии. Однако исследования, на которые сослался лектор, показывают, что сталинская экономика все равно была менее эффективной, чем экономика дореволюционной России.

Что же касается современной России, то значительный экономический рост (порядка 7% в год) в период с 2000 по 2008 годы был обусловлен двумя факторами: эффектом низкой базы и высокими ценами на нефть.

Правила игры

Благоприятную среду для роста создают институты, то есть «правила игры», принятые в экономике и обществе. Это защита прав собственности, наличие гражданских свобод, верховенство закона, подотчетность власти. Институты способствуют привлечению инвестиций, стимулируют предпринимательскую деятельность и способствуют экономическому росту.

Правда, как отмечает Егор Малков, очень важным является вопрос о том, что первично: экономический рост или институты? К тому же качество институтов крайне сложно измерить. Например, как объективно оценить уровень коррупции или развития демократии? Рассматривая примеры европейских колоний, где поселенцы воспроизводили институты метрополий (впоследствии это приводило к экономическому росту), Малков делает выводы о первичности правил. «Именно институты, правила, по которым «играет» экономика и общество, становятся основой для последующего экономического роста», — заключил он.

Влад Гринкевич, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новый цикл лекций в КЦ ЗИЛ будет посвящен технологическим трендам

В апреле в Культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых исследователей Высшей школы экономики. Тема — «Глобальные технологические тренды». Ей будут посвящены четыре лекции, их прочтут эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Слушатели, посетившие все лекции курса, получат сертификат.

Что делают СМИ с нашим сознанием

О том, как медиа играют на особенностях человеческого мышления, влияя на мнение и поведение людей, рассказал в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» старший преподаватель департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Никита Савин. Это была первая лекция из цикла«Медиа: вчера, сегодня, завтра».

Новый цикл лекций в КЦ ЗИЛ будет посвящен медиа

В феврале в Культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых исследователей Высшей школы экономики. Его тема — «Медиа: вчера, сегодня, завтра». Лекции будут читать преподаватели факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. Слушатели, посетившие все лекции курса, смогут получить сертификат.

Студентка Вышки стала призером всероссийского конкурса НИРС

Студентка второго курса магистерской программы «Компаративистика: русская литература в кросс-культурной перспективе» НИУ ВШЭ Мария Кривошеина заняла третье место на всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ в секции «Гуманитарные и социальные науки». Ее исследование было посвящено проблемам рецепции Шерлока Холмса в России в начале XX века.

В осеннем лектории ВШЭ расскажут о городе и человеке

В новом сезоне в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых учёных Вышки в Культурном центре ЗИЛ» стартует цикл из шести лекций «Человек и город», который продлится до декабря.

Как создать и продать компьютерную игру

Всё, что нужно знать начинающим создателям игр — в четырех лекциях Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ, прошедших в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ».

Восприятие мира: скачками и точками

Движение глаз может рассказать ученым о неврологических заболеваниях человека, механизмах абстрактного мышления и даже может помочь констатировать смерть. Методика изучения того, как двигаются глаза, называется айтрекингом. О ней в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» рассказал стажер-исследователь Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Михаил Походай.

У добрых дел есть «теплое свечение»

В рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ Оксана Зинченко рассказала о том, как мозг распознает намерения других людей и побуждает нас к кооперации с ними.

В КЦ ЗИЛ молодые преподаватели Вышки расскажут об индустрии онлайн-игр

В апреле в Культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых исследователей ВШЭ. Он будет посвящен созданию онлайн-игр, их монетизации и продвижению. Лекции будут читать преподаватели Высшей школы бизнес-информатики НИУ ВШЭ, сотрудники компаний RJ Games, 101XP и Mail.Ru Games.

«Мозг-компьютерные» интерфейсы позволяют двигаться и говорить с помощью силы мысли

Микрочип в коре мозга дает парализованному человеку возможность самостоятельно взять чашку кофе, а испытуемые в лаборатории играют в «Супер Марио», просто думая о движениях.  О том, как это происходит, и о нейрокомпьютерных интерфейсах, разрабатываемых в НИУ ВШЭ, рассказала младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Елизавета Окорокова в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ».