• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследователи Вышки открыли выставку интернет-отзывов на русскую классику

В Новом крыле Дома Гоголя открылась выставка «Ваш отзыв очень важен для нас», посвященная интернет-отзывам на классическую литературу. В подготовке научной части экспозиции приняли участие исследователи Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ.

Отзывы об утюгах или научная работа?

Общение в интернете стало частью нашей повседневной жизни, и вполне логично, что эта тема уже несколько лет является серьезным объектом многих научных работ. Как считает интернет-исследователь, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ и куратор выставки «Ваш отзыв очень важен для нас» Полина Колозариди, онлайн-взаимодействие так же познаваемо и неотделимо от жизни современного человека, как и оффлайновая коммуникация.

«Интернет уже прочно встроен в систему наших отношений и связей, хоть иногда в нём пока прослеживаются черты отдельного пространства, — считает Полина Колозариди. — Интересно то, что с каждым годом мы сталкиваемся с чем-то новым: сегодня все сидят в мессенджерах, а всего пару лет назад казалось, что они не стоят экспертного внимания. То же еще раньше думали и про соцсети, а десять лет назад, когда предметом моего исследования была реклама, маркетинг в интернете был для всех чем-то маргинальным, по сравнению с наружной и телевизионной рекламой».

Один из видов коммуникации, на который уже обратили внимание ученые — социологи, психологи, экономисты — это интернет-отзывы. Страницы обратной связи стали информационным ресурсом для экономистов и маркетологов — исследователей потребительского рынка, психологов, которые изучают влияние интернета на отношения людей к себе и друг другу, социологов, интересующихся темой развития общественных взаимосвязей и многих других.

Интернет-отзыв как жанр

Особый тип интернет-отзывов — обсуждения кино или книг. Отклики читателей и зрителей — не просто оценка услуги от негативной до позитивной. Это очень важный источник данных для ученых, которые занимаются восприятием чтения. По аналогии с «наивным чтением» отзывы непрофессиональных читателей филологи называют «наивным рецензированием». «Наивные рецензенты» и их отзывы стали главной темой экспозиции.

Выставка началась с того, что коллеги познакомили Полину с филологом Анной Герасимовой, которая работает в университете Тарту под руководством Романа Лейбова — литературоведа, писателя, сетевого обозревателя и одного из основателей рунета как литературного и  языкового пространства. Анна Герасимова попросила Полину Колозариди подсказать методы для своего исследования интернет-отзывов на классическую литературу. Так начался их диалог, а потом появилась и идея сделать выставку.

 «Не годится никто супротив Пушкина» 

«До того, как Анна показала мне целую подборку отзывов на русскую классику, я даже не задумывалась, насколько важно бывает людям поделиться своими переживаниями и впечатлениями после прочтения «Анны Карениной» или «Преступления и наказания», причем не только с семьей и друзьями в оффлайне. Многим хочется рассказать об этом опыте более широкой аудитории, и это необычная форма публичного социального взаимодействия, — говорит Полина Колозариди. — Некоторые люди пишут клишированные тексты, похожие на школьные сочинения, более въедливые читатели стараются установить исторический контекст, провести параллели между событиями в романе и реальными фактами, кому-то же просто надо выплеснуть эмоции и рассказать о своём отношении к героям. Иногда встречаются комментарии, актуализирующие классику, сближающие её с нашими днями или почти литературоведческие комментарии. Но дело не только в содержании. Анализируя саму форму общения, мы видим, что авторами отзывов движет желание поделиться своим культурным опытом». 

Организаторы постарались представить посетителям как можно более разнообразный набор отзывов — благо, читатели на них не скупятся.

Вот, например, о романе «Обломов» Ивана Гончарова: «Мне кажется, что Обломов был больным человеком. Лично я заметила у него такую болезнь, как Биполярное расстройство (а не простая депрессия, которую ему многие приписывают)».

О поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Итого вышло все-таки никак. Не мое. Когда я читала эту книгу, у меня сложилось впечатление, будто я смотрю спектакль с закрытым занавесом. Я понимаю, там что-то происходит, иногда даже что-то интересное. Но что?».

О поэме Николая Гоголя «Мертвые души»: «Я не собиралась писать рецензию на данную поэму. Ведь это же Гоголь! Мертвые души!! Классика!!! Что я, девятиклассница, могу сказать нового или хотя бы весомого? Все же решилась написать рецензию, прочитав в других отзывах, что, мол, казнить надо того, кто включил такие книги в программу, и что школьники не способны ни понять всей прелести, ни сделать какие-то выводы. Мало над чем из школьной программы я так смеялась. Или, заложив палец, прикрывала книгу и размышляла, потому что если оставлю на потом, упущу мысль. Или, приходя к кому-то в гости, и даже у своих домашних искала черты героев поэмы, а найдя, невольно улыбалась».

О романе в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин»: «Оба героя прожили всю жизнь в мыслях друг о друге, а в реальности лишь пару раз разговаривали. Друзья, разговаривайте друг с другом!».

Данные для научной части подготовили Центр гуманитарных цифровых исследований НИУ ВШЭ, Клуб любителей интернета и общества и Анна Герасимова. Художники тоже сделали несколько работ в диалоге с исследовательскими материалами.

Один из самых интересных залов — черная, тускло освещенная комната, наполненная хором голосов. «В этом зале расположена Тотальная аудиоинсталляция, которую мы подготовили с художником Егором Ефремовым, — рассказывает Полина Колозариди. — Вы можете услышать голоса трех столетий: первый читает критические статьи XIX века, это еще пока непосредственный ответ писателю, так Белинский писал о Пушкине. Голос из XX века цитирует знакомые всем нам школьные учебники по литературе. И именно из прошлого столетия «растут ноги» у клише, которые мы встречаем в интернет-отзывах XXI века. Третий голос читает разные современные рецензии».

Тотальной аудиоинсталляции предшествует Исследовательский зал, который готовили эксперты Центра гуманитарных цифровых исследований НИУ ВШЭ и филолог Анна Герасимова. Исследователь Центра, выпускница Школы лингвистики НИУ ВШЭ Анастасия Хазова работала с данными на основе читательских отзывов из  Bookmate и LiveLib. На плакатах с графиками и цифрами можно увидеть анализ тональности текста отзывов, их количество в зависимости от площадки. Анна Герасимова, в свою очередь, помогла собрать отзывы крестьян о книгах русских классиков. «Это блестящая социология начала прошлого века, которую сегодня не все знают, — считает Полина Колозариди. — Анне удалось найти письменные свидетельства бесед с крестьянами о Пушкине. Многие из них были безграмотными и им читали произведения классика вслух, некоторые узнавали о поэте из лубочных дореволюционных изданий. И вот крестьяне говорят о Пушкине этим доиндустриальным языком мышления столетней давности: «Слушаю я ушами, а оно своим чередом у меня в нутре перерабатывается. На каждое слово Пушкина десять своих нарастает. Ох, и разворочало у меня котелок! Ни в каком случае не годится никто супротив Пушкина».  

Почему мы постим

Организаторы выставки очень надеются, что эта тема будет развиваться и станет интересной и актуальной для следующих исследований. Ведь мы живем во время трансформаций, наш опыт можно сравнить с опытом людей, живших в начале XX века, когда уклад жизни очень сильно менялся, в том числе по причине технологического прогресса. Нередко развитие технологий и онлайн-сервисов вообще начинает идти не по сценарию — те же создатели Facebook изначально не планировали, что он станет таким, каким мы знаем его сейчас.

Если вам хочется еще больше узнать о том, как интернет и его сервисы рвут все шаблоны, вы можете записаться на бесплатный авторский онлайн-курс исследователей из University College London под руководством Дэниела Миллера «Why we post», посвященный антропологии социальных медиа. Полина Колозариди вместе с коллегами с факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ и Клуба любителей интернета и общества локализовали курс, в частности, дополнив его российскими примерами. Он стартует 22 января на платформе «Открытое образование», записаться на него можно по ссылке.

Вам также может быть интересно:

В ЦДХ открылась выставка Школы дизайна

В ЦДХ на Крымском валу прошло открытие выставки «Дизайн NEXT». В рамках мероприятия на одной площадке собраны групповые выставки московских дизайн-университетов и персональные экспозиции российских графических, промышленных и fashion-дизайнеров, включая Анну Кулачек, а также кураторов Школы дизайна Александра Ларцева, Стефана Лашко, Филиппа Третьякова, Тима Яржомбека.

Список литературы: история оте­че­ствен­ной кос­мо­нав­ти­ки

В новом выпуске рубрики «Список литературы» доцент факультета физики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник отдела физики космической плазмы ИКИ РАН Максим Долгоносов рассказывает о книгах, которые помогут разобраться в истории отечественной космонавтики.

Сюрреалистический бестиарий «Слова о полку Игореве»

Сравнение переводов одного и того же текста позволяет увидеть то, что сложно транслировать из одной культуры в другую. Доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ Борис Орехов, собравший для своего сайта большинство существующих переводов «Слова о полку Игореве», рассказал IQ.HSE об одной из самых необычных версий «Слова» и о том, как интерпретация образов животных в нем выявляет различия культурных кодов.

Тест: Лев Толстой или «Тысячеликий герой»?

Исследователи ВШЭ изучили читательские предпочтения школьников и студентов. Они провели опрос 700 старшеклассников из 12 городов России и проанализировали 320 эссе московских студентов-гуманитариев о любимых книгах. IQ.HSE подготовил тест по результатам студенческих эссе.

Постсоветская книжная полка

Не секрет, что советская цензура практически полностью регулировала книгопечатание до 1991 года. Что же происходило с книжным рынком в России сразу после распада СССР? Как постепенно изменялась читательская культура? Спецпроект студентов программы «Филология» посвящен самым тиражируемым книгам в 2 городах-миллионниках (Москве и Петербурге) и 2 менее крупных городах (Ярославле и Пензе).

«Веселая жизнь» тридцатых годов

Как сталинская смеховая культура отразилась в творчестве Михаила Булгакова.

Куртуазная революционерка

Литературная Жанна д’Арк, Сафо Средневековья, первая писательница нашей эры. Произведения Марии Французской — это сплав кельтских преданий и латиноязычной словесности, они совершили настоящую революцию в культуре. Новая статья на IQ.HSE о том, почему это действительно был прорыв и как он произошел.

Музей Мандельштама

В конце декабря выйдет в свет «Мандельштамовская энциклопедия», которая обобщит все сведения об одном из величайших поэтов ХХ века и восстановит пробелы в его биографии. Энциклопедию много лет готовило Мандельштамовское общество и Мандельштамовский центр Школы филологии НИУ ВШЭ. Директор центра Павел Нерлер рассказывает о наследии великого поэта.

Студенты ВШЭ подготовили выставку для UNIQLO RECYCLE

Школа дизайна НИУ ВШЭ и UNIQLO открыли совместную выставку «Новая жизнь старых вещей». Выставка посвящена возможностям новой жизни старых вещей как важнейшему аспекту sustainable fashion («сознательной моды»).

Как спасали наследие Марины Цветаевой

Фрагмент книги Светланы Салтановой — о том, как творчество великого поэта возвращалось из забвения.