• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Качество подготовки экономистов и менеджеров оценят ведущие вузы

В послании Федеральному собранию 12 декабря президент РФ Владимир Путин заявил, что «для обновления системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования». Эта тема обсуждалась на общем собрании учредителей Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ), состоявшемся в ВШЭ 13 декабря.


«Большинство юношей и девушек стремятся получить высшее образование. Качество университетов и вузов должно соответствовать этому запросу. Только тогда «образовательный драйв» молодежи станет мощным стимулом развития страны. Однако сегодня как в столицах, так и в регионах много вузов, которые не отвечают современным требованиям. Считаю, что для обновления всей системы высшего образования нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочия по оценке качества образования, в том числе с их помощью добиться того, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда, а экономика и общество получили реальную отдачу».

Из послания Владимира Путина Федеральному Собранию, 12 декабря 2013 года



Как известно, в последние двадцать лет в высшем образовании сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, качество образования падает, многие вузы торгуют дипломами. С другой стороны, все эти постоянно критикуемые вузы исправно получают государственную аккредитацию и выдают выпускникам государственные дипломы. Ситуация отчасти начала меняться с назначением министром образования и науки РФ Дмитрия Ливанова — в прошлом году много шума наделал первый мониторинг эффективности вузов. В этом году шума чуть меньше — вузов с признаками неэффективности в государственном секторе второй мониторинг выявил не так много (вечером 13 декабря, когда готовился к публикации этот материал, межведомственная комиссия приняла решение, каким вузам предстоит реорганизация).

Так или иначе, усилиями одного государства проблему псевдообразования в России решить не удается. Особенно это касается образования в сфере экономики и менеджмента — оно является фокусом платежеспособного спроса, его неблагополучие очевидно. По некоторым оценкам, до 70% выпускников, получивших образование по этим направлениям, не владеют базовыми квалификациями. Как считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говорить об эффективности государственной системы содержательной оценки качества образования пока не приходится. Участники рынка труда выделяют примерно 20 ведущих университетов в масштабе страны и по одному, два или даже три вуза в каждом регионе. С ними они сотрудничают, их выпускников охотно берут на работу. Остальная совокупность вузов не различается — из них выходят просто обладатели государственного диплома, ценность которого в глазах работодателей стремительно падает.

Для повышения качества образования в области экономики и менеджмента была создана АВВЭМ. В состав ее учредителей входят 18 вузов — применительно к данным направлениям обучения это те самые «лучшие вузы», о которых говорит президент страны. Однако ассоциация действует не только от их имени, но и от имени ведущих бизнес-объединений и государственных экономических ведомств: их представители вошли в Наблюдательный совет АВВЭМ, который возглавил президент РСПП Александр Шохин. В области экономики и менеджмента Наблюдательный совет фактически играет роль широкой профессиональной ассоциации — других ассоциаций, охватывающих значительную часть рынка в этой сфере, в России пока нет (объединения аудиторов, финансовых аналитиков и похожие не в счет просто в силу своей малочисленности).

В 2013 году в рамках ассоциации велась работа, в частности, по созданию модели профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (заявку на апробацию модели подали 23 вуза, на пробную аккредитацию программ — 49) и модели независимой оценки подготовки бакалавров.

АВВЭМ существует год с небольшим, но за это время, если учитывать все заседания экспертных и рабочих групп, программы повышения квалификации преподавателей, социологические исследования и прочие, она опередила по интенсивности работы не только Ассоциацию ведущих вузов России, но и Российский союз ректоров. Это свидетельствует не только о большой энергии социально-экономических вузов, но и проблемах в этом секторе. Причем в «лучших вузах» как раз все в порядке, другой вопрос — что делать с вузами, которые лучшими не являются. Стоит отметить, что членом АВВЭМ может стать далеко не каждый — так, на заседании 13 декабря был оглашен список вузов, которые изъявили желание вступить в ассоциацию, но всем, за исключением Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», было отказано. Точнее, вопрос о принятии МИФИ тоже пока не решен: в этот университет будет направлена комиссия АВВЭМ, которая проведет анализ его программ и примет окончательное решение.

В 2013 году в рамках ассоциации велась работа, в частности, по созданию модели профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (заявку на апробацию модели подали 23 вуза, на пробную аккредитацию программ — 49) и модели независимой оценки подготовки бакалавров. На базе ассоциации планируется создать Центр аккредитации и сертификации, выполняющий роль оператора профессионально-общественной аккредитации. По поручению Минобрнауки России АВВЭМ разрабатывает модель формирования структуры и объемов контрольных цифр приема по укрупненной группе направлений «Экономика и управление» (в 2014 году, в частности, предложено сократить бюджетные места в бакалавриате, а в магистратуре — увеличить). Это единственный случай, когда на ассоциацию вузов возложили такие полномочия, — обычно государство опирается на мнения профессиональных ассоциаций и администраций регионов.

Предполагается, что в ближайшем будущем роль АВВЭМ в оценке качества образования в сфере экономики и менеджмента значительно возрастет — сначала применительно к бакалавриату, а затем и в магистратуре. Рособрнадзор готов патронировать мониторинг качества образовательных программ, который планирует проводить АВВЭМ, и учитывать его результаты при аккредитации. Не исключено, что очень скоро Рособрнадзор начнет закрывать некачественные программы — намерения государства на этот счет не раз были продекларированы вполне однозначно. Основным инструментом, позволяющим обосновать принятие решений, должны стать результаты оценки качества образования, предоставленные ведущими вузами.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке

На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

«Готовить человека для работы в среде, которая скоро исчезнет — не совсем разумно для государства»

Профессии охранника, продавца и водителя начнут вытесняться в ближайшие десять лет. Им на смену придут специальности, связанные с адаптацией цифровых сервисов, поиском и освоением информации. Именно такой эффект цифровой революции мы увидим к 2030 году, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступая 5 марта с докладом на заседании межфракционной группы «Единой России» в Государственной думе.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

Роль ведущих университетов в решении задач, поставленных в майском указе Президента, будет расти

9 октября в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты», в которую входит 21 вуз – участник Проекта 5-100. По итогам собрания Правительству России представят перечень мер, которые будут способствовать выполнению положений майского указа Президента России. Кроме того, были сформулированы предложения по созданию новой модели аккредитации в высшей школе.

Онлайн-курсы повысят вовлеченность студентов в лекции

В Москве открылась образовательная конференция #EdCrunch, генеральным партнером которой впервые стала ВШЭ. Одна из самых интересных дискуссий развернулась вокруг того, как новые технологии и большие данные могут улучшить качество образования и изменить университеты.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.

Какие профессии будут нужны через 10 лет

Какой вуз гарантирует, что завтра ты не останешься без работы? Зачем повару университетский диплом? Кто такие «кентавры»? Чему научит цифровая школа? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.