• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Закон «Об образовании в РФ» ругают те, кто его не читал

24 января депутат Госдумы Александр Дегтярев прочитал в Институте образования ВШЭ лекцию на тему «Формирование институциональной основы современной политики модернизации российского образования».

Александр Дегтярев
Александр Дегтярев
Александр Дегтярев — депутат от «Единой России», в прошлом ректор Уфимской государственной академии экономики и сервиса, был председателем Комитета по образованию Госдумы в период доработки и принятия интегрированного закона «Об образовании РФ». По его собственному выражению, с законопроектом он провел 400 дней и ночей. Сейчас он состоит в Комитете по науке и наукоемким технологиям и возглавляет комиссию по депутатской этике.

В своей лекции Александр Дегтярев охарактеризовал ситуацию в российском образовании и рассказал, как проходила доработка закона в 2012 году.

Какие вызовы стоят перед российским образованием? Это, прежде всего, демографическая ситуация. В 1990-е годы рождаемость была низкой, и сейчас в вузах, особенно инженерных, не хватает хороших абитуриентов, а в детских садах — наоборот, недостаток мест, ведь рождаемость в 2000-е годы выросла.

Другой вызов — необходимость воспитания патриотизма у молодого поколения. Здесь можно перенять опыт американцев, которые каждый день, проснувшись утром и засыпая вечером, повторяют, что США — самая великая страна в мире.

Построение инновационной экономики требует подготовленных инженеров, которые создавали бы инновационный продукт, и улучшение качества подготовки инженеров — одна из миссий государства. А вот подготовка квалифицированных рабочих кадров, по мнению Александра Дегтярева, должна полностью находиться в ведении корпораций. Рабочих нужно готовить за их счет, а не за счет государства. Но эту норму не удалось внести в закон «Об образовании в РФ» ни в 1992 году, ни в 2012 году, в результате частный бизнес, «скинув непроизводственные активы», получает готовые кадры от государства.

Подготовка квалифицированных рабочих кадров, по мнению Александра Дегтярева, должна полностью находиться в ведении корпораций.

Как на эти и другие вызовы реагируют государство, общество и личность? Государство создает правила игры — институциональное поле, и здесь особенно важен пакет указов президента, подписанных в мае 2012 года сразу после инаугурации. Закон «Об образовании в РФ» — еще один ответ государства на вызовы. Александр Дегтярев также считает необходимым подготовить национальную доктрину образования: работа в этом направлении уже ведется.

Закон «Об образовании в РФ», отметил депутат, не «спущен сверху вниз» от государства, это по-настоящему народный закон. «У меня в кабинете лежало более 50 тысяч писем, под которыми подписались более полумиллиона человек, с рекомендациями, предложениями, требованиями к нормам закона, — рассказал он. — Это и есть краудсорсинг — одна из форм непрофессионального участия больших коллективов в решении профессиональных задач». Получившийся закон, который писали и домохозяйки, и академики, — результат консолидации усилий гражданского общества. Не случайно в нем появились нормы, гарантирующие открытость образовательных организаций для общества и возможность общественного контроля за ними.

Один из ответов на вызовы времени — реализация идеи частно-государственного партнерства в образовании. Но здесь дела обстоят непросто. Если General Motors инвестирует в Массачусетский технологический институт миллиарды долларов и тем самым реализует свою политику, у нас Владимир Потанин стал строить Олимпийский университет в Сочи только после того, как его об этом попросил президент страны. Вместо того чтобы ворчать, каких плохих специалистов выпускают вузы, работодатели должны повернуться лицом к высшей школе — работать со студентами, создавать лаборатории, участвовать в формировании профессиональных и образовательных стандартов.

Что касается ответов личности на вызовы, то каждый из нас, от студента до министра, должен генерировать идеи и формировать новое мышление. Например, если каждый педагог будет уделять проблеме формирования патриотизма несколько минут на каждой лекции, будь то физика или лирика, то студенты рано или поздно проникнутся осознанием того, что они часть великого государства.


Александр Дегтярев выделил четыре тренда, которые нужно учитывать при анализе развития образования. Это массовизация высшего образования (пусть оно будет даже у охранников — ничего плохого в этом нет), интернационализация (в мире идет борьба за таланты), турбулентность мировой экономики (развитие техники и технологий не отменяет кризисы) и цифровая революция («моей младшей дочке 4,5 года, но она разбирается в компьютере почти как я»).

Одна из инноваций, вызвавших дискуссии, — отказ от начального профессионального образования.

Интегрированный закон «Об образовании в РФ» решает триединую задачу: сохранение конституционных прав граждан на образование, обеспечение социальных и профессиональных гарантий педагогам и обучающимся, введение различных новшеств.

Закон 1992 года претерпел столько изменений и дополнений, что стал нечитаемым и неработающим — даже опытные юристы терялись в бесконечном количестве подзаконных актов и дополнений. После того как «лоскутное одеяло заменили одним покрывалом» — одним всеобъемлющим законом, понадобилось внести поправки в 160 федеральных законов, 150 постановлений правительства и 100 указов президента. Из 1670 поправок, внесенных субъектами законодательной инициативы, были приняты 575. В доработке закона принимали участие депутаты всех фракций вне зависимости от политических взглядов.

Авторы закона постарались учесть все позитивное, что было наработано за последние 20 лет реформ, при этом закон является инновационным, это «закон-форсайт»: он описывает будущее таким, каким мы его видим, и дает инструменты для его достижения.

Одна из инноваций, вызвавших дискуссии, — отказ от начального профессионального образования. «Мы получили немало писем с вопросами, куда вы дели ПТУ, ведь это заслуга советской системы образования! — рассказал Александр Дегтярев. — Но ведь ПТУ деградировали, и мы не смогли их «вытащить», а нам нужны рабочие с новыми знаниями и компетенциями». Есть и другой аспект — имидж ПТУ в обществе: и учителя, и родители пугали нерадивых учеников тем, что им придется идти в ПТУ, и тем самым было создано неуважительное отношение к рабочей профессии. Но мы должны были «всем обществом переломить негативную тенденцию», и теперь рабочих будут готовить по программам среднего профессионального образования.

В новом законе также важны статьи о статусе педагогических работников, обязательствах государства по сопровождению одаренных детей, инклюзивном образовании, педагогической экспертизе, сетевом взаимодействии. Законодательное обеспечение системы образования приведено в соответствие с требованиями времени. По мнению Александра Дегтярева, те, кто ругает закон, просто его не читали.

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Разнообразие студентов требует разнообразия подходов к обучению

В Вышке впервые прошла генеральная ассамблея Международной академии образования. Ее участники рассказали о вызовах, с которыми сталкиваются системы образования в разных странах, и о решениях, помогающих справиться с ними.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Как хорошо быть медицинской сестрой, но не врачом, как ты мечтаешь себе...»

В рамках Дней Международной академии образования в Москве состоялась презентация книги «(Не)обычные школы: разнообразие и неравенство», один из редакторов которой — профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Мартин Карной.

Лучшие мировые эксперты в сфере образования собрались в Москве

20 мая в Высшей школе экономики открылись Дни Международной академии образования. Специалисты из разных стран, определяющие мировые тренды образовательной политики, проведут цикл встреч, мастер-классов, семинаров, открытых лекций. Три дня они будут делиться опытом с российскими исследователями, педагогами и управленцами в сфере образования.

Начинается цикл семинаров в рамках национального проекта «Образование»

Экспертная группа по нацпроекту «Образование», возглавляемая ректором НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и ректором РАНХиГС Владимиром Мау, начинает серию семинаров, посвященных реализации проекта. Первый из них состоится 25 апреля в Минобрнауки. Семинары также будут проходить на площадках вузов.

Шансы на успех. Как участие в студенческих клубах помогает хорошо трудоустроиться

Чем больше учащийся пользуется разными опциями университетской среды, тем выше его шансы на успех. Значима не только учеба как таковая, но и научные проекты, и общественная жизнь в вузе, показали исследователи ВШЭ. Участие в студенческих организациях и мероприятиях позволяет развить критическое мышление — навык, необходимый для успеха в работе и жизни.

Цена знаний

На стоимость занятий у репетиторов влияют не только опыт преподавания, наличие ученой степени и отзывы учеников, но и пол педагога. К такому выводу пришли Аина Нурмагомбетова и Кирилл Маслинский из Питерской Вышки.  Социологи проанализировали более 14 тысяч анкет репетиторов и измерили, как профессиональные и социально-демографические характеристики преподавателей влияют на рынок теневых образовательных услуг. Исследование стало лучшей научно-исследовательской работой по социологии на открытом конкурсе НИРС 2018 года.

Исак Фрумин стал редактором-консультантом «Международного обозрения образования» ЮНЕСКО

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ профессор Исак Фрумин вошел в коллегию редакторов-консультантов «Международного обозрения образования» (International Review of Education). С таким предложением обратился в Инобр Дэвид Ачоарена, главный редактор издания и директор Института непрерывного образования ЮНЕСКО.

Обучены для бизнеса

Программы предпринимательского образования в депрессивных регионах дают обратный эффект: чем больше населения обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему это происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.