• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Университет может создать новое качество городской среды

Вид на Мясницкую улицу из нового здания Вышки (Мясницкая, 11)

Вид на Мясницкую улицу из нового здания Вышки (Мясницкая, 11)

Одна из сессий открывшегося в Москве урбанистического форума была посвящена роли университетских пространств в жизни мегаполисов. О том, как университеты и, в частности, Вышка развивают свои кампусы во взаимодействии с городом, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Университетские и исследовательские кампусы во многих случаях не только формируют историческое и туристическое лицо города (вспомним Латинский квартал и Сорбонну), но и влияют на инвестиционную привлекательность целых регионов (Силиконовая долина и северо-восток США). Но вот подходы к организации университетских пространств бывают разные. Можно выделить четыре основных модели размещения университетских кампусов — изолированный кампус за городом, изолированный кампус в городе, университет со спорадически разбросанными по городу корпусами и университет с повышенной связностью корпусов.

Изолированный кампус за городом

Эта модель наиболее развита в США, в редких случаях применяется в Европе — к этому типу, например, нельзя отнести Оксфорд и Кембридж, потому что они все-таки расположены в городах, пусть даже сами города «выросли» вокруг университетов. В России к попыткам создать новый кампус в некотором отдалении от города можно отнести Сколково в Подмосковье и Дальневосточный федеральный университет, «высаженный» на остров Русский у Владивостока.

Для таких кампусов характерно плотное взаимодействие внутри университета. Студенты, как правило, живут тут же — общежития соседствуют с учебными корпусами. Но возможность взаимодействия такого университета с городом ослаблена. Отсутствие транспортной связности с «большой землей», в частности, стало одной из причин, по которой ВШЭ в свое время отказалась от идеи создания кампуса в подмосковном Троицке (ныне это территория Новой Москвы).

Изолированный кампус в черте города

Эта модель уже более характерна для России, часто она используется и в Китае — в виде замкнутых кварталов внутри города построены кампусы нескольких шанхайских университетов. По сравнению с первым типом организации кампуса здесь есть некоторые преимущества — более плотная связь с городом и больше возможностей взаимодействовать со студентами, которые живут не в общежитиях  университета.

В России эксперимент с созданием такого рода кампуса был проделан в Белгороде — Белгородский государственный университет за последние двадцать лет возвел в центре города консолидированный кампус. Но чаще всего такие попытки российским университетам не удаются по причине крайней дороговизны городской земли. Так, Высшая школа экономики рассматривала возможность строительства кампуса в Нагатинской пойме, но отказалась от нее из-за слишком сложных имущественных отношений и высокой стоимости.

Университет, «разбросанный» по городу

Университеты такого типа чаще всего можно увидеть в крупных российских городах. По данным исследования, проведенного НИУ ВШЭ, из 120 московских вузов примерно половина характеризуется большой разбросанностью корпусов, отсутствием территориальной связности внутри города. Есть целый ряд примеров, когда учебные корпуса университета расположены в часе-полутора езды на общественном транспорте от общежитий или больше чем в часе езды между собой.

Хаотичное размещение зданий университетов особенно «практиковалось» в постсоветский период, когда проекты создания новых учебных корпусов и общежитий реализовывались там, где под них удавалось найти площадку — часто в отдалении от основных зданий вуза. Это нарушает внутреннюю связность университета (студенты и преподаватели с разных факультетов просто теряют друг друга из виду), ведет к перегрузке транспортной системы и большим потерям времени. Так, студент ВШЭ, который учится в центре Москвы и живет в общежитии в Одинцове, из шести лет обучения (четыре года в бакалавриате и два в магистратуре) тратит на транспорт ровно один год.

Распределенный кампус с повышенной связностью корпусов

Именно кампус такого типа решила развивать ВШЭ совместно с руководством города. Главный принцип размещения зданий — чтобы студенты и преподаватели тратили на перемещение между ними не более получаса. Основную часть зданий Вышка решила «стягивать» вдоль Калужско-Рижской линии метро (точнее, центральных ее станций).

Помимо решения транспортной проблемы, эта модель позволяет включить университетскую инфраструктуру в инфраструктуру города, связать городские и университетские сервисы и сформировать новое качество городской и культурной среды, как это произошло, например, в Бостоне (Гарвардский университет) и в Париже (уже упомянутые Латинский квартал и Сорбонна). Для Москвы, часть районов которой характеризуется достаточно низким качеством городской среды, это актуальная задача.

Что Вышка может дать городу

ВШЭ предлагает городскому руководству развивать корпуса университета в северо-восточной части Бульварного кольца. «Мы можем создать в этом районе новое качество городской среды», — сказал Ярослав Кузьминов.

На первом этапе предполагается постепенное насыщение исторического района города университетской активностью, регенерация среды — с созданием пешеходных зон, которыми могли бы пользоваться студенты. Второй этап — создание университетских сервисов в виде антикафе, галерей, культурных центров, обслуживающих студентов и преподавателей. Наконец, на третьем этапе, когда такой кампус уже будет сформирован и «притянет» к себе различные культурные и социальные объекты, рестораны, молодежные гостиницы, весь этот район станет привлекательным не только для местных, но и для «внешних» жителей и туристов — как это произошло с Латинским кварталом.

Таким образом, университет предложит городу, его жителям и туристам новые возможности для досуговой и спортивной деятельности, создаст открытые лектории, поможет преобразованию библиотек и созданию выставочных пространств. «Мы уже начали эту работу в рамках проекта «Университет, открытый городу», — отметил Ярослав Кузьминов. — Многие слышали о тех программах, которые мы реализуем в парках и музеях Москвы. В дальнейшем мы предполагаем сосредоточить их в центральных кварталах размещения университета».

Вам также может быть интересно:

Партнерами магистерской программы «Транспортное планирование» стали организации транспортного комплекса Москвы

Как воплощались в жизнь знаковые транспортные проекты столицы, студенты узнают от сотрудников ЦОДД и «МосТрансПроект», где и пройдут практику и даже смогут воспользоваться закрытыми данными для проведения исследований.

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

Go Global: как получить грант на обучение в магистратуре нижегородской Вышки

Нижегородский кампус ВШЭ совместно с университетами Иоганна Кеплера (Австрия) и Бергамо (Италия) реализует магистерскую программу «Управление бизнесом в глобальных условиях». До 16 апреля у абитуриентов есть возможность принять участие в конкурсе грантов, которые покроют стоимость обучения на ней. Рассказываем, как это сделать.

Каким университет подходит к конференции: взгляд на Пермский кампус

20 марта состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. На ней будет рассмотрена программа развития университета и состоятся выборы нового состава Ученого совета. Предыдущая подобная конференция прошла пять лет назад, в 2014 году. Вышка с тех пор изменилась очень сильно. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета рассказать о главном, что произошло за это время в их сфере.

«Роль технологий в современной жизни трудно переоценить. Сфера градостроительства не исключение»

Магистерская программа «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики ВШЭ стартовала в 2017 году и уже стала довольно популярной среди студентов со всего мира. Программа учит использовать технологии для управления городским развитием в условиях глобальных вызовов современности. Студенты первого курса программы рассказали об обучении на программе и проектах, над которыми они работают.

В магистратуре НИУ ВШЭ научат планировать городские транспортные системы

В новом учебном году в Высшей школе экономики открывается магистерская программа «Транспортное планирование» (направление подготовки «Градостроительство»). Ее выпускники будут планировать, эксплуатировать и развивать транспортные системы городов и агломераций.

Диалоги с памятниками

Роль памятника в современной городской среде меняется. На смену помпезности приходит демократичность. А могучие исторические монументы вписываются в городскую культуру через фамильярность. Фольклорные образы современной скульптуры и способы коммуникации с ней исследовал профессор НИУ ВШЭ Андрей Мороз. 

Зарядьелогия

Парк «Зарядье» дал начало целой серии исследований и семинаров, в которых участвовали урбанисты, культурологи, дизайнеры, антропологи, географы. Исследователи Михал Муравски, Маргарита Чубукова и Дарья Волкова, проанализировали мифы о новом парке в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики». IQ.HSE излагает их основные выводы.

Постгородское развитие

Современный город расширяется, он насквозь прошит коммуникациями, но при этом лишен цельности. Районы, городские сообщества и практики настолько разнородны, что часто не пересекаются друг с другом. Единое пространство раскалывается на фрагменты. Общение сменяется отчуждением людей. Географ и культуролог, главный научный сотрудник Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Дмитрий Замятин назвал это явление постгородом. О нем исследователь рассказал IQ.HSE.

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни.