• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как университетам и бизнесу найти друг друга

© Essentials/ iStock

Российским вузам и компаниям необходимо более тесное взаимодействие, которое бы способствовало технологическому прорыву российской экономики в целом. О перспективах и препятствиях на пути такого сотрудничества говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на экспертной дискуссии в рамках Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.

Как заметил открывавший дискуссию научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков, в последние пять лет происходит трансформация российских университетов. Из площадки для подготовки кадров, которой они традиционно были еще с советских времен, ведущие вузы пытаются стать исследовательскими и даже «разработческими» вузами. Одновременно от бизнеса можно услышать жалобы на низкое качество подготовки людей для высокотехнологичных секторов экономики. В такой ситуации особенно важно изучать редкий позитивный опыт взаимодействия вузов и компаний.

Ярослав Кузьминов выделил три основных модели такого взаимодействия. Первая из них — модель заказа, когда компании выставляют на конкурс какое-нибудь задание и выигравший конкурс вуз его исполняет. Это, пожалуй, самая типичная модель взаимодействия вузов и бизнеса в России. Таким образом формируется около 10 процентов бюджета вузов. Но это очень короткое взаимодействие: на заказы обычно не отдаются комплексные разработки.

Другая модель — эксклюзивное партнерство. Она сохраняется, в основном, теми вузами, которые традиционно работают с оборонным сектором и выполняют военные заказы. Это длинное партнерство, оно может быть более дорогостоящим, но у него есть очевидные преимущества — меньше рисков, потому что ты очень хорошо знаешь своего партнера. К такого рода длительным партнерствам можно отнести и сотрудничество государственных ведомств с вузами по разработке проектов реформ, государственных программ и т.п.

Почти в каждой области есть инновационные парки и инкубаторы, которые плохо используются. Почему не передать их вузам, чтобы студенты там занимались проектами, которые им интересны?

Наконец, можно выделить модель кооперации вузов и компаний в решении общеотраслевых и даже общестрановых проблем. Такое взаимодействие носит в известном смысле социальный характер, и оно возможно, когда есть лидер отрасли, не боящийся объединять усилия не только с вузами, но и с конкурентами.

Примером «кооперационной» модели можно назвать сотрудничество НИУ ВШЭ и Яндекса, которое вылилось в открытие в Вышке факультета компьютерных наук. (Как рассказала участвовавшая в дискуссии гендиректор Яндекса Елена Бунина, сначала разработчики и аналитики Яндекса сами занимались со студентами Вышки, ставили им реальные задачи. Затем они стали привлекать к занятиям и другие компании — и такого рода практики на факультете теперь идут с первого курса.)

Но у взаимодействия вузов и бизнеса в российских условиях есть ограничения. Ярослав Кузьминов отметил в целом низкую готовность российского бизнеса вкладываться в исследования и разработки, и даже когда такие вложения происходят, они часто носят не прорывной характер. Присутствие России на «передовой» глобальных технологий крайне ограничено, да и размер российских компаний на порядок ниже, чем, например, американских. По мнению Ярослава Кузьминова, наши компании в основном занимаются адаптацией и идут туда, где это сделать дешевле, и часто это не Россия.

Впрочем, есть и хорошие новости. Короткое мышление российского бизнеса, на взгляд ректора ВШЭ, преодолимо. Во всяком случае, изменение макроэкономической ситуации, удлинение и снижение стоимости кредитования позволит им высвободить больше ресурсов для исследований и разработок.

Но и вузы должны быть активнее в плане исследований в прорывных областях науки и технологий. России, считает Ярослав Кузьминов, нужны не меньше 30–40 вузов, которые входят в топ-100 международных рейтингов в той или иной предметной области (всего предметных рейтингов около 60). И даже если у вузов не получается быть лидерами на переднем краю исследований, то нужно хотя бы быть в курсе того, что там происходит, участвовать в крупнейших конференциях.

Конечно, чтобы полноценно конкурировать с ведущими мировыми университетами, российским вузам понадобилось бы значительно больше средств (по оценкам, до 4% ВВП к 2025 году), чем сейчас выделяется на финансирование всего образования (0,6% ВВП). Значит, нужно искать компромиссную модель. Например, можно выделить ядро из десяти вузов, обеспечив им приборную и лабораторную базу, не уступающую технологическим ресурсам, которыми располагают лучшие мировые университеты. Помимо этой десятки лидеров можно выделить еще ряд вузов, которые в состоянии конкурировать в отдельных, более узких, секторах науки и технологий.

Это не значит, что все остальные вузы государству нужно забросить. Они могут стать центрами, вокруг которых в регионах будут создаваться инновационные пояса, считает Ярослав Кузьминов. Почти в каждой области есть инновационные парки и инкубаторы, которые плохо используются. Почему не передать их вузам, чтобы студенты там занимались проектами, которые им интересны? Молодежь не менее ценный ресурс, чем приток технологий и денег, уверен ректор ВШЭ. Нужно учиться «капитализировать» молодость — это и будет поддержка для нашей инновационной экономики.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.

В НИУ ВШЭ обсудили тренды развития высшей школы в России и в мире

24-25 октября в НИУ ВШЭ состоялась IX Международная конференция исследователей высшего образования «Университеты в поиске баланса между новыми и старыми целями». Ее участники обсудили вопросы образовательной политики, в том числе проблемы интернационализации образования, преодоления разрывов между школой, вузом и рынком труда, изменений в академической профессии.

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.