• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как Школа дизайна ВШЭ готовит студентов к реальному миру

Где учиться будущим дизайнерам в России? Какая методика обучения этой специальности действительно работает? В преддверии вступительных экзаменов сайт «Look at me» предлагает своим читателям репортаж со Дня открытых дверей Школы дизайна ВШЭ.

Натюрморты не принимаются

В день открытых дверей на факультете дизайна НИУ ВШЭ я не могу пробиться в холл, где выступает креативный директор факультета Арсений Мещеряков, кураторы и преподаватели. Желающих поступить так много, что мне приходится провести 40 минут на лестнице среди ребят, которые, как и я, не слышат ни слова Мещерякова. Первокурсница объясняет стайке поступающих, что нужно понимать «характер» шрифта: «У Рианны на альбоме должен быть ломаный, а у Бейонсе — округлый». В это время оказавшиеся в толпе родители абитуриентов расспрашивают студентов совсем о другом: тяжело ли учиться? есть ли время на обед? можно ли найти работу? Те отвечают, что учиться тяжело, но зато работу некоторые нашли уже на первом курсе.

После я поднимаюсь с абитуриентами в светлый холл. Факультет дизайна делит здание с МИЭМ, и его аудитории отличаются от остальных помещений: всё отремонтировано, на белых стенах развешаны работы студентов. В одной из комнат абитуриентам рассказывают про вступительные экзамены, в другой — развлекают инсталляцией с Kinect, которая называется «Феникс» (в честь её создателя, студента 2-го курса Олега Фенькова): абстрактное изображение на экране менялось в зависимости от движений людей перед ним. Однако творческий конкурс интересует всех больше, чем развлечения. Мамы осаждают Мещерякова вопросами, подойдут ли для портфолио работы из художественной школы. Он терпеливо отвечает, что нужно ориентироваться на современных дизайнеров, а работы по академическому рисунку и натюрморты не принимаются.

Программа первого года состоит из двух блоков. Первый и главный — это творческий блок из специализированных предметов. Самый важный из них — «Креативное проектирование». В рамках этого курса студенты работают над собственными проектами под руководством кураторов. Кроме того, в творческий блок входят практические дисциплины: арт-практика (или академический рисунок по методике куратора Сергея Кужавского), базовые технологии дизайна (изучение популярных графических редакторов), интерактивный дизайн, дизайн среды, цветоведение, типографика и материаловедение. Второй блок программы — общеобразовательный. Он включает в себя английский язык (первые два года студенты готовятся к IELTS, а затем изучают профессиональную лексику), общую историю искусства, историю дизайна и филологию.

«Сейчас основная задача — создание из этого комплекса (что на ул. Малой Пионерской) европейской школы с технологическими мастерскими; каждый миллиметр этого здания запроектирован и знает свою будущую функцию», — говорит Мещеряков, показывая на старый коридор, покрашенный странной бежевой краской. В новом учебном году МИЭМ переедет, и в январе 2015-го начнётся ремонт, который должен завершиться к 2016 году. Тогда на факультете появятся мастерские для студентов, выставочные пространства и больше учебных классов с новым оборудованием. Кроме того, сейчас факультет дизайна объединяется с несколькими другими (университет создаёт несколько больших факультетов вместо множества маленьких, чтобы ими было легче управлять) и станет чаcтью Факультета медиа, дизайна и коммуникаций. Однако бакалаврских программ по изобразительному искусству пока не будет: для воспитания художников нужна другая образовательная лицензия.

Люди важнее учебного плана

В компютерном классе студенты показывают художнику Протею Темену свои проекты: во втором полугодии они могут сделать работу для существующей организации или самостоятельно придумать бриф. Пока некоторые доделывают свой проект, работы показывают отличники. Один из студентов придумал айдентику для Государственного музея современного искусства. Протей советует ему подумать, как логотип будет смотреться на плакате, сайте, в каталоге выставки и т. д. Другая студентка делает фирменный стиль для лектория в павильоне «Космос» на ВВЦ. На примере этой работы Протей объясняет, как нужно придумывать название проекта. Он советует проиграть диалог о лектории в голове и представить, как друзья будут обсуждать планы пойти в выходные на лекцию. Помимо этого, преподаватель рассказывает, как лучше оформить презентацию — сколько слайдов в ней должно быть, как разместить графические элементы на странице, с чего начинать выступление и пр.

Занятие заканчивается, когда Протей включает видео #PostModem о том, как девочка оцифровывает своё сознание, записав его на компьютерную плату, а потом разрезает лоб, вставляет туда «память» и попадает в цифровой мир. Несмотря на то что все кураторы строят свои занятия в соответствии с программой курса «Креативное проектирование», опыт каждого влияет на то, какие знания получают студенты, и неудивительно, что Протей, участвовавший в биеннале цифрового искусства The Wrong Biennale, показывает видео о технологической сингулярности.

Темен говорит, что во время встреч со студентами выполняет роль психолога: все практические навыки (работа в Adobe Photoshop, InDesign, 3D Max и других программах) они получают на специальных занятиях, а с Протеем, Гуровичем, Белоусовым, Кузнецовой и другими кураторами обсуждают свои проекты и советуются. В первом полугодии студенты работали над проектом, который придумали сами: осваивая графические инструменты, они делали флаг, логотип, текст, плакат, дизайн среды, концепцию навигации, видео для презентации проекта, а в самом конце — книгу о проекте. «У нас нет формальных заданий на композицию или цвет. Студенты делают продукт по определённому брифу, и в процессе им объясняют, на что нужно обратить внимание — так они всё понимают и про цвет, и про композицию», — говорит Протей.

Темен и многие другие сотрудники никогда не работали в сфере образования, а для Протея это и вовсе первая работа в офисе (точнее, в аудитории) за долгое время — 6 лет он занимался собственными проектами. Однако он и другие молодые сотрудники достаточно компетентны, чтобы преподавать. Получению должности на факультете дизайна предшествовала долгая подготовка. «На протяжении целого года мы ежедневно встречались и все вместе разрабатывали программу и методику обучения», — говорит Арсений Мещеряков. Кроме того, на факультете есть и опытные преподаватели: например, куратор Александра Кузнецова окончила пединститут и читала лекции в Британской высшей школе дизайна.

Реальные проекты важнее выдуманных

«Я работаю в самом классном месте на факультете», — говорит Алена Дорохина, преподавательница веб-мастерской и одна из самых активных сотрудников факультета: вместе с Олегом Пащенко она придумала онлайн-издание «Ризома» (все материалы верстают сами студенты), пригласила команду Lateral Summer снимать о факультете фильм и провела в библиотеке им. Достоевского серию воркшопов для дизайнеров. Все первокурсники занимаются в веб-мастерской вместе (в этом году они делали прототип мобильного приложения и проводили большое исследование для того, чтобы сделать свой сайт), но во второй год обучения появятся два отдельных курса: Олег Пащенко будет преподавать дизайн интерфейсов, а Дорохина — интерактивный дизайн.

«Я хочу, чтобы ребята уже сейчас участвовали в культурных мероприятиях», — говорит Алена. Недавно вместе с ней студенты сделали интерактивную инсталляцию (они решили анимировать картину Дали) для выставки Subject the Object в центре дизайна ARTPLAY, которая будет проходить в рамках «Ночи в музее». Алена старается найти для студентов настоящую работу: скоро они будут делать проект для библиотеки им. Достоевского, в которой проходят воркшопы и лекции факультета.

Преподаватели тоже постоянно заняты реальными проектами: все они работают в лаборатории дизайна при факультете, которая занимается коммерческими заказами. Многие из них поступают от Высшей школы экономики — например, недавно в лаборатории создали брендинг Отделения интегрированных коммуникаций, которое наряду со школой дизайна и факультетом медиакоммуникаций скоро станет частью нового факультета медиа, коммуникаций и дизайна. Арт-директор лаборатории Василий Егоров считает, что она поможет его выпускникам быстрее найти работу: «Когда я оканчивал институт, мне нечего было показать, потому что у меня были только студенческие проекты. Мы хотим, чтобы лаборатория стала местом, в котором студенты могли бы проходить практику, чтобы выходить с факультета не с вымышленным портфолио, а уже с выполненными проектами».

Арсений Мещеряков тоже считает, что одна из главных задач факультета — выпускать специалистов, которые смогут без проблем найти себе работу: «Надеюсь, что наша программа даст выпускнику набор навыков и умений, которые позволят легко зарабатывать на жизнь». Универсализм — это одно из главных требований к студентам нового факультета: здесь не учат на прекрасных графических дизайнеров или дизайнеров интерфейсов, а учат быстро учиться и разбираться во многих областях сразу.

Кто-то может поспорить, что широкий спектр навыков может быть полезным, но настоящие профессионалы должны по-настоящему хорошо разбираться хотя бы в одной области. Преуспеть в выбранной специальности студентам могут помочь кураторы: «Будучи прекрасными графическими дизайнерами, все они делают проекты в очень разных областях: Гурович — в предметном дизайне, Эрик — в выставочном дизайне и дизайне среды, Протей — в медиадизайне», — говорит Мещеряков. «Я хотел работать на факультете, потому что здесь преподают конкретные люди, к ним тянешься; например, мне всегда нравился Гурович, и, если бы я был студентом, я бы поступил, только чтобы учиться у него», — добавляет Василий Егоров. Какой бы хорошей ни была сама программа факультета (а все мои собеседники считают, что по итогам первого года видно, что она работает), на факультет стоит поступать хотя бы потому, что здесь такие преподаватели.

Анна Савина

Фото Лены Цибизовой 

Вам также может быть интересно:

«Мы гордимся проектами наших студентов магистратуры и не упускаем случая ими похвастаться»

Ежегодно студенты магистерской программы «Мода» Школы дизайна ВШЭ принимают участие в самых разных проектах, среди которых фэшн-показы, фестивали, выставки и коллаборации с крупными брендами. О главных событиях, в которых поучаствовали студенты в 2018-2019 учебном году, рассказали руководители программы «Мода» Екатерина Павелко и Анзор Канкулов. Прием документов на программу продлится до 16 августа.

Открытие галереи, новые направления и выставка в Музее Москвы: в Школе дизайна ВШЭ завершился учебный год

Главным выпускным экзаменом всех образовательных направлений Школы дизайна стал HSE ART AND DESIGN Festival, прошедший в Музее Москвы. В последний день фестиваля состоялся модный показ: более сотни самых актуальных образов создали студенты бакалавриата и магистратуры программы «Мода». Как это было — в нашем фоторепортаже.

Выставка «Товарищи света» открывается в HSE ART Gallery

Новый проект — тотальная инсталляция, где условное пространство советской квартиры заметно мутирует и искажается. Альтернативная история СССР разворачивается в последовательности спичечных этикеток. Часть из них — копии этикеток 50–80-х годов, а часть создана авторами проекта Александрой Кузнецовой и Дарьей Долгополовой.

Выпускной фестиваль Школы дизайна пройдет в Музее Москвы

С 20 по 27 июня Школа дизайна НИУ ВШЭ и Музей Москвы проведут выпускное шоу HSE ART AND DESIGN Festival 2019. Авторами и кураторами проектов выступят студенты, выпускники и преподаватели Школы. Студенческий фестиваль и одновременно праздник для всего города завершится вручением дипломов выпускникам этого года.

В рамках выставки в Музее Москвы видеокомикс десятиклассницы Лицея увидели десятки тысяч человек

Ролик Полины Сотниковой, учащейся направления «Дизайн» Лицея НИУ ВШЭ, можно посмотреть на интерактивной выставке «Гоголь в Москве» до 2 июня. Работа в стиле моушен дизайн транслируется на экране в выставочном зале. Во время акции «Ночь в музее» экспозицию посетили десятки тысяч человек.

«Мы выпускаем алмазы — людей, которые умеют все»

Руководитель нового профиля бакалавриата «Саунд-арт и саунд-дизайн» Школы дизайна Андриеш Гандрабур — о проектах, над которыми будут работать студенты, возможностях трудоустройства для специалистов в области звука, а также актуальных тенденциях мировой и российской музыкальной индустрии. Дни открытых дверей в Школе дизайна — 18, 21 и 22 мая.

На фестивале Telling Stories расскажут об актуальных мировых медиа-трендах

17 и 18 мая в Москве пройдет ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ. Гости фестиваля посетят паблик-ток с голливудским режиссером, узнают, как создать собственное успешное микромедиа, увидят театральный перформанс студентов Вышки и многое другое. Вход на все мероприятия бесплатный.

Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров

В этом году в НИУ ВШЭ впервые начинается набор на магистерскую программу «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» по направлению «Педагогическое образование». Ее выпускники будут учить школьников по-новому.

Студенты Вышки поучаствуют в конкурсе по созданию патчей на бомберы adidas

В дизайн-конкурсе на создание серии из трех иллюстраций могут участвовать все студенты ВШЭ. Прием работ продлится до 22 мая. Проекты победителей будут реализованы в форме нашивок на куртках-бомберах adidas. Автор лучшей работы отправится в головной офис adidas в Германии.

На программе «Дизайн» открывается новый профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн»

В Школе дизайна ВШЭ открывается бакалаврский профиль «Саунд-арт и саунд-дизайн». Это первая академическая программа в России, посвященная работе с музыкой, звуком и междисциплинарными формами искусства.