• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Слушатели летней школы изучили возможности лонгитюдных исследований

В Подмосковье завершила работу Международная летняя школа «Анализ панельных данных в образовании», организованная Международной лабораторией анализа образовательной политики Института образования ВШЭ. Под руководством профессоров из Университета Техаса (Остин) слушатели школы осваивали методы работы с лонгитюдными данными.

Летнюю школу по анализу панельных данных в образовании Вышка провела впервые. Ее участниками стали 20 студентов и молодых исследователей из разных регионов России, а также из Индии и Мексики, интересующиеся современными методами статистического анализа. В течение недели под руководством Чандры Мюллер и Дженнифер Гласс, профессоров факультета социологии Университета Техаса (Остин), слушатели осваивали методы многоуровневого моделирования, практиковались в постановке исследовательских задач, анализе данных и интерпретации полученных результатов. Обучение включало выполнение слушателями групповых проектов с использованием данных, полученных в ходе проведенного в США лонгитюдного исследования National educational longitudinal study (NELS).

Сегодня во всем мире для принятия управленческих решений в сфере образования все чаще используются результаты исследований, выявляющих связи между различными переменными, например, ресурсами школ и результатами образования

Захаров Андрей Борисович
заместитель заведующего Международной лабораторией анализа образовательной политики

«Сегодня во всем мире для принятия управленческих решений в сфере образования все чаще используются результаты исследований, выявляющих связи между различными переменными, например, ресурсами школ и результатами образования, — прокомментировал выбор темы этой школы один из ее организаторов Андрей Захаров. — Лонгитюдные исследования предполагают, что одни и те же респонденты опрашиваются несколько раз в течение достаточно продолжительного времени, измеряемого годами, а иногда десятилетиями. Это дает возможность прослеживать изменение некоего явления во взаимосвязи с различными факторами, в отличие, скажем, от срезовых исследований, которые фиксируют состояние изучаемого объекта в конкретный момент. В будущем мы планируем расширить тематику наших летних школ, ориентируясь на современные тренды в применении статистических исследований в образовании».

«Если мы хотим изменить, например, школу, то необходимо понять, какие изменения должны произойти не только в ней самой, но и во всем, с чем она взаимодействует, — говорит профессор Мюллер. — И панельные данные помогают разобраться в этом. Я уже несколько десятилетий изучаю связь школьной образовательной политики с эффективностью обучения, особенностями взросления молодежи и началом профессиональной деятельности выпускников колледжей. Нет одного-единственного ответа на вопрос, как повысить эффективность школьного образования. Талант руководителя, уровень педагогического состава, активная работа школы с семьей, продуманная школьная программа, государственная финансовая поддержка — все это имеет значение. Хотя если бы меня попросили выбрать один фактор, я бы «ставила» на талантливого лидера школы».

Профессор Гласс обратила внимание на то, что в последнее время в США большинство академических исследований смещаются от срезовых в сторону лонгитюдных. Последние позволяют «следовать за людьми» не только во времени, но в и контексте, будь то школа, сообщество, штат или целая нация. «Например, сейчас мы изучаем, как правительственные программы в области семьи и занятости влияют на состояние психического и физического здоровья родителей. В частности, рассматриваем различия в налоговой политике (в некоторых странах родителей освобождают от уплаты налогов), связь гибкого графика родителей с их заработной платой и другие вопросы. Мне кажется, для исследователя важно различать феномены, которые связаны причинными связями с другими явлениями, и те, которые можно отнести к категории единичных ситуаций», — считает она.

Среди участников Летней школы были как те, кто уже участвует в лонгитюдных исследованиях, так и те, кто планирует начать новые проекты, обучать методам работы с панельными данными своих коллег. Каковы их впечатления от школы? В чем она помогла им?

 

Валерия Малик, ведущий эксперт Центра культурсоциологии и антропологии образования ВШЭ

«В рамках ряда проектов Института образования мы изучаем связи между различными факторами (таким, например, как школа, семья,  академические успехи и другие), — связь этих факторов с образовательными и профессиональными траекториями школьников. В 2009 году изучение траекторий школьников и студентов было начато в двух регионах России, а в 2012 году запущена национальная панель на основе выборки восьмиклассников международного исследования TIMSS-2011. Пять тысяч школьников из 42 регионов один-два раза в год участвуют в тестированиях и анкетировании, также опрашиваются их учителя и родители. Нас интересует, скажем, какие объективные обстоятельства и личные устремления оказывают влияние на решение детей перейти в другую школу, поступить в вуз или же получать средне-специальное образование, как они принимают решения относительно своей профессии и других важных вопросов».

 

Марианна Любимова, доцент кафедры экономики и предпринимательской деятельности Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского

«Летняя школа Института образования по панельным данным заинтересовала меня в связи с проектом, который мы ведем с моими коллегами на кафедре экономики и предпринимательской деятельности в нашем университете. Мы используем и одновременно изучаем эффективность применения так называемого обучения в сотрудничестве (по-английски — cooperative learning, метод обучения, предполагающий сотрудничество учащихся в группах). Планируем провести несколько опросов, чтобы проследить в динамике изменения, происходящие у слушателей курса. В частности выяснить, как изменяется уровень социальной ответственности и компетентности, умение адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы».

 

Шрабони Патра, старший научный сотрудник Международного института в области народонаселения (Индия, Мумбаи)

«В нашем институте мы с коллегами, один из которых, Ракеш Кумар, также приехал на эту школу, изучаем демографические процессы в Индии. В частности меня интересуют проблемы вынужденного бесплодия в Западной Бенгалии. Наши предыдущие проекты строились на анализе перекрестных данных, а сейчас я планирую использовать лонгитюдные данные, которые были получены в ходе изучения сельских районов этого штата. И я рада, что мне удалось попасть на занятия к таким специалистам как Чандра Мюллер и Дженнифер Гласс, теперь у меня есть новые инструменты для работы».

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.

На факультете компьютерных наук ВШЭ прошла летняя школа по разработке мобильных приложений для старшеклассников

За пять дней участники школы побывали на тренингах и мастер-классах, познакомились с процессом разработки мобильных приложений и сервисов для различных платформ, а в финале презентовали собственные проекты, подготовленные за время обучения. Партнером школы в этом году стала компания Samsung.

«Здесь можно прочувствовать всю атмосферу Вышки»

26 июня по 3 июля Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ проводит в учебном центре «Вороново» Летнюю многопрофильную школу. На нее съехались одаренные школьники не только со всей России, но и из стран ближнего зарубежья.

Проведи умное лето с Вышкой: прием заявок на летние школы продолжается

Во время летних каникул ВШЭ традиционно организует выездные школы и лагеря для старшеклассников, где предусмотрена учеба, профориентация и, конечно, отдых. Сейчас открыт прием заявок на девять из них.

Олимпиадные задачи и машинное обучение — чем запомнилась Летняя школа по компьютерным наукам

В течение двух недель участники Летней школы по компьютерным наукам из 19 городов России готовились к Всероссийской олимпиаде школьников и перечневым олимпиадам и изучали методы машинного обучения. Такая школа была проведена факультетом компьютерных наук ВШЭ впервые.

«Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать»

20-27 августа в учебном центре «Вороново» впервые прошла Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) для ребят, закончивших 8-10 классы. Занятия были построены так, чтобы историкам и филологам было интересно учиться вместе, а в интеллектуальные игры после учебы втягивались даже закоренелые интроверты.