• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Воскрешение просьюмера

11 декабря на кафедре общей социологии ГУ-ВШЭ состоялся очередной телемост в рамках магистерской программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций», в котором участвовал выдающийся социолог Джордж Ритцер. Публикуем видеозапись.

На этот раз соединение проводилось с Университетом Мэриленда (США) и было посвящено обсуждению феномена просьюмеризма (от «consumerism» + «production») — новому направлению анализа в сфере потребления. Главный гость, выдающийся современный социолог Джордж Ритцер, прочитал небольшую вводную лекцию, после чего началась дискуссия, в которой приняли участие приглашенные профессором Ритцером коллеги и аспиранты.

Термин «просьюмер» был введен, по замечанию Ритцера, Алвином Тоффлером в известной книге «Третья волна». Просьюмеризм был свойственен доиндустриальным обществам, когда создатель продукта выступал и его потребителем. «Вторая волна», связанная с индустриальной революцией, радикально дистанцировала друг от друга  функции производства и потребления. И тогда, в «третью волну», происходит реинтеграция этих функций и «воскрешение просьюмера» («the rise of the prosumer»). Продолжая мысль А. Тоффлера, Ритцер, между тем,  замечает, что современный компьютеризированный и цифровой просьюмеризм строится на новых основаниях.

Во-первых, современные капиталисты не могут непосредственно контролировать современных просьюмеров, чья способность сопротивляться вторжениям явно возросла.

С другой стороны, эксплуатируют ли просьюмеров капиталисты? Так, в сфере фастфуда работу, которую могли бы сделать оплачиваемые (пусть и низко оплачиваемые) работники, делают потребители — бесплатно. Другой пример — Web 2.0 (Amazon, Wikipedia, Facebook): пользователи здесь — производители, но прибыль (или ее потенциал) все равно принадлежит корпорациям.

На лицо и возможность возникновения целой новой экономической формы («уклада»). Если классический капитализм сосредоточен на извлечении прибыли, то новая экономическая форма (большая часть продукции которой, опять же, находится в Web 2.0) ориентирована на производство — в первую очередь информации — бесплатного и общедоступного характера.

Кроме того, мы наблюдаем новую расстановку акцентов: изобилие в противовес дефициту и эффективность (effectiveness) в противовес производительности (efficiency).

Подробнее с дискуссией, развернувшейся во время телемоста, можно ознакомиться, посмотрев видеозапись. Также небезынтересны две статьи, на которых основывались лекция и обсуждение.

18 декабря в рамках магистерской программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» прошел телемост с профессором Калифорнийского университета в Беркли Майклом Буравым.

Следующий телемост — открытая лекция Джеффри Александера, другого современненного американского классика, и дискуссия — планируется посвятить публичной сфере и пройдет 20 января.

Видеозапись телемоста с Джорджем Ритцером

Вам также может быть интересно:

Новый цикл лекций в ЗИЛе преподаватели прочтут вместе со студентами

12 февраля в культурном центре ЗИЛ стартует новый цикл лекций молодых ученых Вышки «Жизнь после мега-события. Экспедиционный дневник». В его основу легли материалы студенческих экспедиций, прошедших по следам наиболее значимых событий последнего десятилетия.

«Оказаться в тройке номинантов, вместе с двумя потрясающими учеными, было уже неожиданно»

Айгуль Мавлетова, выпускница Вышки и доцент факультета социальных наук, в 27-й день рождения университета получила награду «Золотая ссылка». Новостная служба портала встретилась с обладательницей «премии в премии», чтобы узнать, почему наука интереснее бизнеса.

Тест: что вы знаете о браке и свадебных традициях?

Заключение брака — культурная норма в России. Поход в ЗАГС лидирует среди паттернов совместной жизни, согласно докладам демографов ВШЭ и результатам микропереписи населения 2015 года, которая проводится раз в 10 лет. Редакция IQ.HSE изучила брачные традиции отечества и других стран. Предлагаем проверить — что вы знаете об этих обычаях и институте брака?

Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства

В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.

Тест: что вы знаете о российских фамилиях

Изучение фамилий дает более глубокое понимание процессов рождаемости, миграции и этнического самоопределения. Научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Валерий Юмагузин на данных телефонных справочников населенных пунктов за 2019 год выяснил, как меняется набор фамилий и о чем он говорит. IQ.HSE подготовил тест по мотивам исследования.

Средний класс. Кто он и на что тратит деньги

Динамику российского среднего класса и его поведение в сфере платных услуг изучили в Центре анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ. Исследование на данных RLMS-HSE охватывает 2000-2017 годы. Результаты представили на XX Апрельской международной научной конференции.

Каким университет подходит к конференции: взгляд на факультет социальных наук

20 марта состоится конференция работников и обучающихся ВШЭ. На ней будет рассмотрена программа развития университета и состоятся выборы нового состава Ученого совета. Предыдущая подобная конференция прошла пять лет назад, в 2014 году. Вышка с тех пор изменилась очень сильно. Новостная служба попросила руководителей некоторых подразделений и направлений деятельности университета рассказать о главном, что произошло за это время в их сфере.

Жить одиноко

Около четверти россиян старшего поколения живет в одиночестве. От чего зависит и насколько высок уровень их благополучия, изучили на данных RLMS-HSE за почти четверть века. 

Пармезан vs Пошехонский

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.

Гражданин покупатель

Современный потребитель перестает действовать исключительно в личных интересах. Он становится активным гражданином, использующим рынок как площадку для выражения своей позиции. Откуда берется и как устроен политический консюмеризм — читайте на IQ.HSE.