• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей ВШЭ не «натаскивает на ЕГЭ», а готовит к получению высшего образования

27 ноября для финалистов всероссийского конкурса «Директор школы — 2014» была организована встреча с администрацией лицея ВШЭ. Речь шла, в частности, об особенностях работы лицея и о сотрудничестве Вышки с московскими школами.

«Директор школы» — это конкурс, в котором могут принять участие руководители общеобразовательных организаций, добившиеся за последние пять лет значимых результатов в работе. Конкурс состоит из заочного и очного тура (очный проводится в Москве в конце ноября), жюри возглавляет профессор Института образования ВШЭ Константин Ушаков. В этом году в конкурсе участвовали 440 человек, финалистами стали 30 человек, среди них представители самых разных регионов: Санкт-Петербурга, Нижегородской области, Кемеровской области, Красноярского края и других.

История лицея ВШЭ началась полтора года назад, когда Департамент образования Москвы предложил федеральным вузам открывать школы старшей ступени. Вышка поддержала эту идею, чтобы повысить качество подготовки своих абитуриентов, рассказала директор лицея Наталия Любомирская. Подготовка школьников, даже успешно сдавших ЕГЭ и победивших в олимпиадах, часто оставляет желать лучшего, поэтому в первый год обучения Вышка вынуждена отчислять около 20% студентов. Лицей ВШЭ готовит ребят не к ЕГЭ, а к получению высшего образования. На вопрос одного из участников встречи, какая доля отчисленных с первого курса выпускников лицея будет считаться допустимой, Наталия Любомирская ответила: «Нас устроит цифра «ноль». Для всех выпускников лицея учеба в Вышке должна быть посильной, и это наша целевая установка».

Обычно после недели пробных занятий директор звонил в лицей, радостно сообщал, что аспирант принят на работу, и спрашивал, нельзя ли прислать еще кого-нибудь подобного

Еще один вопрос, который интересовал участников встречи, — организация «распределенного лицея», то есть сотрудничество со школами, где отдельные классы работают по программам Лицея ВШЭ. Любомирская пояснила, что лицей предоставляет школам, входящим в «распределенный лицей», не только программы по профильным предметам, но и преподавателей, если в них есть необходимость, причем в роли преподавателей могут выступать и аспиранты. Были случаи, когда директора школ возражали против сотрудничества с аспирантами, требуя «настоящего преподавателя Высшей школы экономики». Но обычно после недели пробных занятий такой директор звонил в лицей, радостно сообщал, что аспирант принят на работу, и спрашивал, нельзя ли прислать еще кого-нибудь подобного. По словам Наталии Любомирской, особенно востребованы в московских школах аспиранты факультета философии — они, в частности, преподают теорию познания, которая согласно лицейской программе является обязательной для учеников почти всех направлений, так как развивает критическое мышление.

Финалисты конкурса «Директор школы» также спрашивали о доступности образования в Лицее ВШЭ для детей из регионов — в частности, не планируется ли открывать интернат. Наталия Любомирская пояснила, что открытия интерната в планах нет, но есть идея постепенного распространения «распределенного лицея» на регионы. Однако для этого нужно создать систему электронных образовательных ресурсов. Несмотря на обилие таких ресурсов, единой системы, материалы которой выверены не только содержательно, но и методически, в России пока нет.

Борис Старцев, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

«Сохраните веру в себя и неравнодушие, которые привели вас в Лицей»

24 июня в Лужниках прошел пятый по счету выпускной Лицея НИУ ВШЭ. В этом году аттестат получили 730 человек, из них 103 — с отличием. Вспоминаем успехи нынешнего поколения лицеистов и те изменения в Лицее, героями и свидетелями которых они стали.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

«Чтобы стать чемпионами, нужно соревноваться с чемпионами»

Одиннадцатиклассники Лицея отпраздновали «Последний звонок»! Факультативы и ИВР, факультетские дни, олимпиады и проекты, лицейские дискотеки остались позади. Впереди — ЕГЭ и поступление в вузы. Это значит, пришло время вспомнить все, чему научились и чего достигли в Лицее, и зарядиться любовью и поддержкой преподавателей.

В рамках выставки в Музее Москвы видеокомикс десятиклассницы Лицея увидели десятки тысяч человек

Ролик Полины Сотниковой, учащейся направления «Дизайн» Лицея НИУ ВШЭ, можно посмотреть на интерактивной выставке «Гоголь в Москве» до 2 июня. Работа в стиле моушен дизайн транслируется на экране в выставочном зале. Во время акции «Ночь в музее» экспозицию посетили десятки тысяч человек.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

5 главных цифр о достижениях лицеистов Вышки на Всеросе

Лицей НИУ ВШЭ подвел итоги участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2018/19 учебном году.